Русский Анджоман http://blagoverie.org/anjoman/index.phtml |
07 декабря 2024, 22.09.3762 ЗЭ |
Важным принципом Благой Веры является единство верующих. Вера не является исключительно личным делом отдельного человека, как принято относиться к религиозным убеждениям в современном обществе. В нашей традиции нет монастырей, отшельников и культа индивидуального спасения. Заратуштриец осуществляет своё призвание по утверждению в мире воли Ахура Мазды вместе с единоверцами. Сообщество людей, исповедующих Благую Веру называется анджоман.
Анджоман традиционно возглавляется священнослужителями, мобедами и дастурами, призванными хранить вероучение и наставлять в вере мирян. Другая функция анджомана - богослужебная. На праздничные богослужения собирается всё сообщество заратуштрийцев, чтобы совместно воспеть хвалу Творцу Ахура Мазде, подателю всех благ. Анджоман обеспечивает единство верующих, проводит общественные и благотворительные мероприятия. Члены анджомана проявляют взаимпомощь и поддерживают друг друга в сложные моменты жизни. Анджоман также берёт на себя заботу о нравственном, культурном и физическом воспитании молодёжи, учреждает школы, высшие образовательные заведения, проводит культурные и спортивные программы, основывает музеи и больницы.
В древности анджоман включал в себя последователей учения Заратуштры на обширной территории исторического Ирана, включавшего разные регионы Ближнего и Среднего Востока, а также Закавказья и Средней Азии и состоял из анджоманов поселений, которые объединялись в анджоманы областей, а те в свою очередь - анджоманы стран. Духовным покровителем всех благоверных мира считался пророк Заратуштра, которого представлял Мобедан Мобед.
После захвата Ирана арабами и начала систематического угнетения и травли заратуштрийцев Благая Вера стала приходить в упадок, численность верующих и число самих анджоманов стали постепенно сокращаться. Часть заратуштрийцев, спасаясь от исламского гнёта и не желая предавать веру, переселилась из Ирана в Индию, дав начало современному Парсийскому анджоману – сообществу заратуштрийцев Индии и Пакистана.
Постепенно заратуштрийский анджоман в исламском Иране сократился до небольших общин, проживавших в городах Йезд, Керман и их окрестностях, положение которых было фактически бесправным.
С начала XX в., когда нравы окружающих постепенно становились терпимее, иранские благоверные стали переселяться в другие города своей страны и на сегодняшний день их численность составляет приблизительно 50 тыс. чел., большинство из которых проживает в Тегеране. Помимо этого, зороастрийцы проживают в Йезде и его окрестностях, Кермане, Ширазе, Исфахане, Ахвазе и в других городах Ирана. Все вместе они составляют Иранский Анджоман.
Парсийский Анджоман включает в себя заратуштрийцев, проживающих в таких городах Индии и Пакистана как Мумбаи, Удвада, Сурат, Навсари, Дели, Карачи, Лахор.
Во второй половине XX в. часть иранских и парсийских заратуштрийцев стала эмигрировать в страны Европы, Северной Америки, Австралию, где стали возникать свои локальные анджоманы.
Общая численность заратуштрийцев в мире на 2000 г. составила около 200 000 человек. Из них в Иране 50 000 в Иране, 77 000 – в Индии, 18 000 – в США, 7 500 – в Великобритании, 7 000 в Канаде; Европе — 4 000, Пакистане — 2 510, Австралии — 2 100, Объединенных Арабских Эмиратах — 1 200, Новой Зеландии — 250, Гонконге — 190, Сингапуре — 150, Южной Африке — 70, в Бирме — 50, в Малайзии — 30, на Сейшеллах — 30, в Японии — 20, на Бермудах — 16, в Китае — 10 и Венесуэле — 4 человека.
В 1960 г. был созван I Всемирный конгресс заратуштрийцев в Тегеране с последующими конгрессами в Бомбее в 1964 и 1978 гг. В 70-е годы парсы организовали Федерацию заратуштрийских анджоманов Индии, в 1975 г. в Торонто был созван I Северо-Американский симпозиум заратуштрийцев. II Северо-Американский симпозиум заратуштрийцев состоялся в Чикаго в 1977 г.
Эти конгрессы были призваны установить контакты между различными заратуштрийскими сообществами, а также обсудить вопросы, представляющие взаимный интерес.
С пробуждением интереса к первой религии Единобожия и развёртыванием в эмиграции миссионерской деятельности в этих странах, а также в бывшем Советском Союзе стали появляться новообращённые заратуштрийцы и их анджоманы, в том числе Русский Анджоман. Число последователей Благой Веры постоянно увеличивается, а география Благоверия всё время расширяется.
Анджоманы разных стран поддерживают связь друг с другом, что способствуют укреплению и распространению Благой Веры во всём мире. Разбросанные по всему миру, зороастрийцы сохраняют свою энергию и предприимчивость. Каждый местный анджоман управляется своим старшиной, который находит способы решения социальных, благотворительных и религиозных задач.
В ведении анджомана находятся религиозные и общественные сооружения. Религиозная жизнь анджоманов сосредотачивается вокруг Храмов Огня. В традиции Благой Веры святостью обладает Огонь - образ Ахура Мазды. Святые Огни заратуштрийцев обычно поддерживаются в течение сотен и даже тысяч лет. При этом само помещение, в котором сохраняется тот или иной Святой Огонь и где заратуштрийцы совершают богослужение, всегда вторично по отношению к Огню. В Иране и других странах сохранилось множество древних храмов огня, построенных в доисламскую эпоху, но в силу исторических перипетий, охвативших страны Благой Веры, ни одном из них нет Огня. Все ныне действующие храмы заратуштрийцев построены в Позднем Средневековье или в Новое время.
Почитаемые Огни подразделяются на три категории:
Высший ранг огней – Аташ Варахрам-изад, "Победносный Огонь", символизирующий будущую окончательную победу сил добра. Обычно к его названию добавляется титул Шах "царь". Самый древний Аташ Варахрам Ирана непрерывно горит в течение более 1500 лет. В храме огня Шах-Варахрам-изад служит священник в ранге дастура. Существует специальный обряд освящения такого огня, совершаемый 32-мя священнослужителями, в процессе которого Аташ Варахрам составляют из 16 огней разного происхождения.
Второй по рангу огонь - Аташ Адаран ("огонь огней"), поддерживается мобедами в большинстве существующих храмов огня. Для освящения этого огня требуется 8 священников. В Индии храм с адараном обычно называется агиари (от гуджаратского слова "огонь"), в Иране - собственно адараном или же аташкаде ("дом огня"), хотя последнее слово в принципе может применяться и к храмам с огнём любого ранга.
Огонь Аташ Дадгах ("огонь, водворённый на законное место") по сути обозначает любой праведно используемый огонь. Он может как поддерживаться непрерывно, так и зажигаться и гаситься по надобности. Для проведения богослужения в местах, где нет огней двух первых рангов, заратуштрийцы возводят храм, называемый дарб-е мехр ("врата любви"), в котором поддерживается огонь Аташ Дадгах. Для освящения этого огня в таком качестве обычно достаточно проведения над ним Ясны двумя священниками. При храме дарб-е мехр могут служить как мобеды, так и хербеды и даже мобедьяры.