Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Фарвардин, день Асман.

27.01.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Место Шах-наме в зороастризме


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Heliodromus



Зарегистрирован: 15.03.2018
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Пн Июл 02, 2018 9:50 pm    Заголовок сообщения: Место Шах-наме в зороастризме Ответить с цитатой

Добрый вечер. Хотелось бы поднять вопрос о месте Шах-наме в зороастрийской традиции. Можно ли считать этот текст священным? Но не "святой книгой", как, Авесту, например. Хотел задать вопрос касаемо того, связанны ли Благая Вера и Шах-наме в принципе, а не как, скажем, Сказание о короле Артуре и христианство, но почитав хоть немного внимательно облегчу вам участь, ответив себе - да. Поправьте, может и не прав. Прочитав эту, воистину, величайшую поэму древности, был пленен красотой стиля, глубиной архаичных образов и архетипов и, возможно, прямой связью с реальными событиями, пускай и в несколько "искажённом" виде. Если образы особенно приглянулись из-за спаренного ознакомления с с Шах-наме и произведениями Джозефа Кэмпбелла, то последнее, для историка, учитывая древность произведения, настоящее сокровище! Закончу в экстазе хвалить книгу и приступлю к ожиданию ответа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Ср Июл 04, 2018 8:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Шах-намэ - это всего лишь художественное произведение с зороастрийским бэкграундом. Священным текстом оно, разумеется, не является.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Heliodromus



Зарегистрирован: 15.03.2018
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Сб Июл 07, 2018 2:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю за столь быстрый ответ. Честно говоря, даже разочаровался вашему ответу, не знаю с чего бы это. В любом случае истина превыше всего, а литературной ценности не убавится. Только задам еще один вопрос - насколько силен этот зороастрийский бэкграунд? Потому как условная мифологическая часть прямо таки пропитана соответствующими образами. Или к этому правильнее относиться, как к сочинениям греко-римских писателей? "Так, немного от Гомера, вон там еще сказание было пркерасное. Нет, даже два. И да еще можно добавить немного египетской и персидской мистики. Чуть не забыл и правды немного намешать!". Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Вт Июл 10, 2018 6:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вы и так достаточно точно охарактеризовали, нового особо-то и не добавить. Это эпос, но не религиозный текст. Иными словами, там отсутствует ведущая роль Бога и/или пророка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Чт Фев 06, 2020 11:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Авесте и в Шах-наме есть система сюжетов, дающая сильное объяснение Мазда-Ясны -- Заратуштрийской Даэны -- Веры. Мазда-Ясна ориентирует нас на определённую сильно явленную жизнь. К сожалению, в истории агрессоры пытались уничтожить как можно больше текстов Авесты. Фирдавси и его предшественники собирали и собрали ряд текстов, относящихся к Мазда-Яснийской Даэне, и Дакики и Фирдавси написали великолепные поэмы. В Авесте есть сюжеты, например, о Кави Усане, и в Шах-наме есть сюжеты о Кай Кавусе. Древние сюжеты дополняют картину до целой ранней картины. В этом измерении Шах-наме Фирдавси -- большая ценность для Мазда-Яснийцев, и Мазда-Яснийцы во многих странах любят эту великую поэму. Также надо заметить, что, как установили академические специалисты, мусульмане при переписке рукописей Шах-наме вставляли в оригинальный текст свои исламизирующие вставки, и надо быть осторожным и учитывать это.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Чт Фев 06, 2020 12:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ведущая роль Бога -- Мазды Ахуры -- в Шах-наме есть. Мазда -- означает -- Высший Разум, Высшая Мудрость. Ведущая роль Мазды для жизни в Шах-наме сильно показана. Например, в тексте "В похвалу Разума" в начале Шах-наме, в сюжетах, в которых герои достигают высоких целей благодаря Разуму, Мудрости. В тексте о Бижане и Маниже Шах-наме прямо говорит о ведущей роли Мазды Ахуры, называя Его Охрмазд. В тексте о явлении Заратуштры Шахнаме также говорит о ведущей роли Бога, называя Его по-персидски -- Джахонофарин -- Создатель Вселенной, и о Мазда-Яснийской Благой Вере, называя Её Дини Бехи -- соответственно Авестийскому названию Вахви Даэна.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Чт Фев 06, 2020 12:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Некоторые сюжеты в Шах-наме показываются в немного другом понимании по сравнению с Авестой. Например, Йима в Видевдате абсолютно любит Мазду Ахуру и абсолютно верен Ему, а Джамшид в Шах-наме показан в индоевропейском виде как претендующий на роль Бога. Но и в Гатах Ашо Заратуштры эта претензия Йимы частично может быть показана. В Авесте Кави Усан -- настолько близок к Мазде Ахуре, что Мазда Ахура Дарит Кави Усану бессмертную жизнь. А в Шах-наме, хотя показаны сюжеты освоения Ариями -- в образе Кай Кавуса -- освоения Вселенной -- полёт Кай Кавуса к звёздам -- но статус Кай Кавуса снижен, возможно, люди стали забывать его высокую роль в Авесте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Чт Фев 06, 2020 12:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Шах-наме в тексте о явлении Заратуштры также показана ведущая роль Заратуштры Пайгамбара -- вслед за ролью Бога -- Мазды Ахуры -- для жизни человечества.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ramyar



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 198
Откуда: Санкт-Петербург\Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 27, 2020 7:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В англоязычном интернете мне попалась статья о зерванитских мотивах Фирдоуси. И действительно, если почитать Ван-дер Вардена, то можно увидеть, что астральный фатализм встречается также в среднеперсидских текстах Сасанидского периода, т.е. между 220 и 650 гг. Например, в книге "Меног-и Храд" мы читаем: "Все судьбы, хорошие и плохие, выпавшие на долю человека, определяются двенадцатью знаками зодиака и семью [планетами]". В части 27 той же книги говорится: "...Поскольку в назначенное время случится то, что должно...".
Фатализм "Меног-и Храда" сочетается с определенными зерванистскими воззрениями. В среднеперсидских источниках зерванизм и астральный фатализм появляются, как правило, всегда вместе. Также подобное видение характерно для арабского влияния.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Пт Фев 12, 2021 12:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
СообщениеДобавлено: Чт Фев 27, 2020 3:05 pm Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
В англоязычном интернете мне попалась статья о зерванитских мотивах Фирдоуси. И действительно, если почитать Ван-дер Вардена, то можно увидеть, что астральный фатализм встречается также в среднеперсидских текстах Сасанидского периода, т.е. между 220 и 650 гг. Например, в книге "Меног-и Храд" мы читаем: "Все судьбы, хорошие и плохие, выпавшие на долю человека, определяются двенадцатью знаками зодиака и семью [планетами]". В части 27 той же книги говорится: "...Поскольку в назначенное время случится то, что должно...".
Фатализм "Меног-и Храда" сочетается с определенными зерванистскими воззрениями. В среднеперсидских источниках зерванизм и астральный фатализм появляются, как правило, всегда вместе. Также подобное видение характерно для арабского влияния.
В Шах-Наме Фирдавси есть и стихи со смыслом "Человек сам своими деяниями создаёт свою жизнь и свою судьбу" -- эта идеология противостоит негативному фатализму и негативному предопределению.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта