Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Работа по сравнительному религиоведению


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Май 29, 2012 10:15 pm    Заголовок сообщения: Работа по сравнительному религиоведению Ответить с цитатой

Друзья! Я обещал работу по сравнительному религиоведению. Пусть вот это будет введением. Это мой старый и переработанный реферат.

Сравнительно-мифологический анализ верований индо-европейцев и семитов.

Отличия между этими макро-этническими группами очень велико. Оно проявляется практически во всем. Если для ария было характерно отношение к человеку, как производному от рода богов(внуки Даждьбога), и из-за этого было специфическое отношение непосредственно к богам, то для семитского человека, человек – не более чем песчинка и игрушка в руках Неба.

Отношение же именно богу\богам у арийских народов можно выразить концепцией «Грядущего Бога». Т.е. существует этот материальный и духовный миры, и в них есть боги. Но боги они лишь номинально: эти сверхличности не всемогущи, не всезнающи, не всеведущи, и т.д. Это очень хорошо видно по таким примерам: Один, верховный бог северогерманской традиции, отправляется к подножью Хеля, мира мертвых, для того, что бы магией поднять из гроба великаншу-вельву, которая знает больше чем он, ибо она жила раньше, и у нее больше знаний. Стоит вспомнить и сюжет, где Один отдает свой глаз великану Мимиру, что бы испить из источника мудрости. Или вот пример из ведической традиции: демон Раванна с помощью аскезы смог покорить практически весь мир. Если бы ведические боги были всемогущи, этого бы не произошло.

Теперь более подробно о концепции «Грядущего Бога». Те боги, о которых я писал чуть выше, могут быть обозначены авестийским термином «язаты»(достойные почитания). Т.е. существа, превосходящие человека, но созданные Истинным Богом. Эти язаты могут выполнять различные функции. Например, стражи мира, глашатаи Его воли, и т.д.

Но при почитании язатов сохранялась память и о Истинном Боге(в большей или меньшей степени). Например, в Скандинавской традиции, в Старшей Эдде откровенно описан сюжет Рагнарека:

45
Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет.

46
Игру завели
Мимира дети,
конец возвещен
рогом Гьяллархорн;
Хеймдалль трубит,
поднял он рог,
с черепом Мимира
Один беседует.

57
Солнце померкло,
земля тонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.

59
Видит она:
вздымается снова
из моря земля,
зеленея, как прежде;
падают воды,
орел пролетает,
рыбу из волн
хочет он выловить.

62
Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ль вам этого?

64
Чертог она видит
солнца чудесней,
на Гимле стоит он,
сияя золотом:
там будут жить
дружины верные,
вечное счастье
там суждено им.

65
Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.

66
Вот прилетает
черный дракон,
сверкающий змей
с Темных Вершин;
Нидхёгг несет,
над полем летя,
под крыльями трупы —
пора ей исчезнуть.

-«Прорицание вельвы»

Что примечательно;
1)Мир будет уничтожен в огне сражений и пламени битв.

2)Вместе с миром уничтожены будут как хтонические существа(йотуны, Ермунгард, Гарм, и т.д.), так и боги(в живых останутся 6 асов и 2-е людей).

3)И предпоследний стих нам говорит о том, что после такого огненного очищения мира, нисходит истинный Владыка и Властитель. Чуть позже мы увидим, что этот стих практически дословно совпадает со стихом из Бундахишина.

Какие выводы мы можем сделать? Боги-язаты не более чем части этого мира, чьи судьбы целиком и полностью вплетены в ткань Времени. Ибо они было сотворены\рождены, и будут уничтожены. Мы видим, что мир ждет огненное очищение, и после всего этого, в мир придет истинный Хозяин.

Думаю, далее будет уместно провести анализ Авестийской традиции.

Вот какие схожие сюжеты мы находим:

(13) И Гочихар, змей небесной сферы, падет из пределов Луны на землю, и земля будет страдать от боли подобно овце, когда волк сдирает с нее шкуру.
(14) Затем Бог Огня и Бог Айрияман расплавят металлы в холмах и горах, и они потекут по земле подобно рекам. И они побудят всех людей пройти через этот расплавленный металл, и это сделает их чистыми.
(22) Затем Хормазд схватит Духа Разрушения, Вохуман (Добрая Мысль) схватит Акомана (Злую Мысль), Ардавахишт — Индара, Шахревар — Савула, Спендармат — Таромат (Надменность), ту, что Нангхатья, Хордат и Амердат схватят Таирика и Заирика, Правдивая Речь — Лживую (Речь), а благословенный Срош схватит Аэшма (Ярость) кровавого знамени.
(23) Тогда останется только Ложь, Ахриман и Аз (Похоть). Сам Хормазд сойдет на землю, как жрец "Зот", с благословенным Срошем, как жрецом "Распиком", и в руке он будет держать священный пояс. Этим гатическим обрядом Ахриман и Аз, разбитые вдребезги их оружием, будут повержены в немощь; и через тот же проход в небе, через который они обрушились (на все творенье), они со свистом унесутся во мрак и тьму.
(24) И змей Гочихар будет сожжен в расплавленном металле; и расплавленный металл потечет дальше в Ад. И весь смрад и порча, которые были в Аду, будут сожжены этим расплавленным металлом, и (Ад) будет очищен. И дыра в Аду, через которую напал Дух Разрушения, будет запечатана этим расплавленным металлом, и земля, которая была в Аду, будет вынесена наверх, на широкий простор (этого) материального мира.
(25) Затем последнее Воскрешение произойдет в двух мирах; и согласно своему стремлению, материальный мир станет бессмертным навечно и навсегда.
(26) Сказано также, что земля станет плоской, без холмов и долин. Не будет ни гор, ни хребтов, ни ям, ни высоких мест, ни низких".

БУНДАХИШН
ред. Анклесария, стр. 220—228, Джусти, стр. 40—43
О Восстановлении мертвых и Последнем Теле
Давайте выделим ключевые моменты:

1) (14) Затем Бог Огня и Бог Айрияман расплавят металлы в холмах и горах, и они потекут по земле подобно рекам.

Этот сюжет схож с Эддическим сюжетом очищение мира в огне.

2) (23) Сам Хормазд сойдет на землю, как жрец "Зот"

Уместно будет процитировать Эдду.

65 Нисходит тогда
мира владыка,
правящий всем
властелин могучий.

3) (24) И змей Гочихар будет сожжен в расплавленном металле;

При детальном сопоставлении скандинавской и авестийской традиции, мы увидим, что в Эдде говориться о тем же сом, но другими словами. В Эддических песнях говориться о том, что в Рагнарек, Аса-Тор убьет змея Ермунганда. Стоит помнить, что огонь и молния в древности мыслились однотипными явлениями, а Тор выразитель молнии.

Мы переходим к рассмотрению греческой традиции.

В греческой традиции так же есть общеарийские элементы:

1)Боги, как рожденные\сотверенные существа(например, олимпийцы – это третье поколение богов)

2)Боги не творцы мира, и в лучшем случае, организаторы уже сотворенного(вроде дизайнеров).

3)В греческой мифологии присутствует сюжет о творении мира из Существа:

В орфическом гимне Зевсу находим «наложение» образа бога богов на образ первосущества-жертвы:

Зевс – владыка и царь, Зевс – всех прародитель единый.

Стала единая власть и бог-мироправец великий,
Царское тело одно, и в нём всё это кружится:
Огнь и вода, земля и эфир и Ночь со Денницей,
М?тис-первородитель и Эрос многоусладный –
Всё это в теле великом покоится ныне Зевеса.
В образе зримы его голова и лик велелепный
Неба, блестящего ярко, окрест же – власы золотые
Звёзд в мерцающем свете, дивной красы, воспарили.
Бычьи с обеих сторон воздел он рога золотые –
Запад вкупе с Востоком, богов небесных дороги.
Очи – Солнце с Луной, противогрядущею Солнцу.
Царский же ум неложный его – в нетленном эфире,
Коим слышит он всё и коим всё замечает.
Тела же образ таков: осиянно оно, безгранично,
Неуязвимо, бездрожно, с могучими членами, мощно.
Сделались плечи и грудь, и спина широкая бога
Воздухом широкосильным, из плеч же крылья прозябли,
Коими всюду летает.
Священным сделались чревом Гея, всеобщая мать, и гор крутые вершины.
В пахе прибой громыхает морской, тяжелогремящий,
Ноги – корни земли, глубоко залегшие в недрах.

В славянской (точнее – северорусской) «Голубиной книге» также повествуется о жертвоприношении первосущества, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под влиянием христианства опущен момент расчленения тела первосущества и привнесены христианские мотивы):

У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;
Солнце красное от лица Божьего
Самого Христа Царя небесного;
Млад светел месяц от грудей Его;
Звезды частые от риз Божьих;
Ночи тёмные от дум Господних;
Зори утрени от очей Господних;
Ветры буйные от Свята Духа;
У нас ум-разум самого Христа,
Самого Христа Царя небесного;
Наши помыслы от облак небесных;
Кости крепки от камени;
Телеса наши от сырой земли;
Кровь-руда наша от черна моря.

Последний из мифов творения, встречающихся в «Ригведе» (он повторяется и в «Атхарваведе»), – это миф о принесении в жертву первосущества и создании мира из его тела. В ведической традиции такое первосущество – великан Пуруша. Его расчленили на составные части, а из последних возникли основные элементы социальной и космической организации: глаз Пуруши стал солнцем, дыхание – ветром, пуп – воздушным пространством, голова – небом, ноги – землёй, уши – сторонами света; кроме того, изо рта Пуруши произошли брахманы, то есть жрецы, из рук – кшатрии, или воины, из бёдер – вайшьи, или земледельцы, а из ног – шудры, иначе «неприкасаемые», низшая индийская каста.

В ведийском гимне Пуруше говорится, что из тела первочеловека,

Из этой жертвы, полностью принесённой,
Было собрано крапчатое жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех), что в деревне.
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из неё,
Ритуальная формула из неё родилась.
Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов;
Быки родились из неё,
Из нее родились козы и овцы.

Далее гимн гласит:

Дух его луной обернулся
солнце оком его сияет
губы стали Агни да Индрой
обратилось ветром дыханье.
Воздух пуп его земля ноги
из главы же небо явилось
ухо стало странами света
так богами был мир устроен.
Семь поленьев в срубе костровом
трижды семь в костре для сожженья
боги ради жертводаянья
привязали Пурушу жертву.
Жертвой в жертву жертве боги воздали
так впервые было жертводаянье
возвратилась эта сила на небо.

Необходимо так же вернуться и к скандинавской традиции, увидеть этот сюжет и у них:

Из мяса Имира сделаны земли,
из косточек – горы,
небо из черепа льдистого йотуна,
из крови – море.

Из крови убитого Имира, согласно «Младшей Эдде», возник мировой океан, а из мозга инеистого великана боги сотворили облака.

Теперь, в последнюю очередь, нужно рассмотреть и ведическую традицию, что бы сформировать правильное понимание арийской религиозной души.

В ведической традиции все те же самые черты, что и в остальных традициях. Это и боги-язаты, это и сотворение мира из первосущества, это и Кали-Юга, это и понимание Единого Бога:

Звездное небо и широкая земля, море и бессмертные холмы -
Были все деяниями единого духа, чертами
Того же лица, цветами единого дерева;
Признаками великого откровения,
Типами и символами вечности,
Первым, и последним, и средним, и без конца

Согласно Ману, Хариванше и пуранам, создателем хаоса был бог. Он сотворил его своей волей и вложил в него семя, ставшее золотым зародышем, в котором он сам был рожден как Брахма, или бог-творец. "Я - Хираньягарбха, сам Высший дух проявляется в форме Хираньягарбхи"

Тогда не было ни того, что есть, ни того, что не есть; не было ни неба, ни небес, которые выше. Что покрывало? Где было это и под чьим покровительством? Была ли вода глубокой бездной (в которой это лежало)?

Тогда не было смерти, следовательно, не было ничего бессмертного. Тогда не было света (отличия) между ночью и днем. Этот Единый дышал сам собой, не дыша; другого, кроме этого, тогда не было ничего.

Тогда был мрак, в начале всего было море без света; зародыш, который лежал, покрытый оболочкой, этот Единый был рожден силой тепла (тапаса).

В начале победила любовь, которая была семенем, исходящим из духа; поэты, поискав в своем сердце, нашли при посредстве мудрости связь сущего в несуществующем.

Проходящий (распростертый) луч был ли внизу или вверху? Тогда были носители семян, тогда были силы, сила я внизу и воля вверху.

Кто тогда знал, кто объявил это здесь, откуда родилось это создание? Боги появились позже этого создания; кто же знает, откуда оно появилось? Тот, от кого исходило это создание, совершил ли он его или не совершил,- Высочайший Видящий в высочайшем небе, он, может быть, знает, или даже и он не знает?

Как очевидно эти строки можно соотнести со стихом из Эдды:

5
Солнце, друг месяца,
правую руку
до края небес
простирало с юга;
солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей.
-Прорицание Вельвы

«Господь – это всепроникающая причина творения» (с)Бхагавад гита

Если попытаться суммировать всю ту информацию, что приведена выше, можно выявить общие моменты для всех ариев. Итак:

1)Существующий мир не совершенен. В конце времен он будет очищен огнем.

2)Боги этого мира не более чем сотворенные существа, не обладающие в полной мере божественными атрибутами. Эти боги по сути, сверхлюди, подверженные тем же процессам, которым подвержен человек.

3)После огненного очищения мира, на сцену выходит Единственный и Истинный бог.

4)Было время, когда мира не было. У мира есть начало.

Лично мое мнение таково: наиболее полно арийские религиозные воззрения выразились в зороастризме.

Перейдем к разбору семитских верований.

Египет:

Является дискуссионным вопрос о египетской религии: монотеизм или политеизм.
С одной стороны есть боги, части этого мира, ограниченные и несовершенные.
Но с другой, есть понимание этих богов, как проявлений или же аватар Единого.
Вот что об этом пишут египетские жрецы:

"Тот, кто существует сам по себе; Первопричина всякой жизни; Отец отцов; Мать матерей". Они говорили также: "Из него проистекает сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении". Но чтобы облегчить народу веру в единого Бога, жрецы выражали его атрибуты и его различные воплощения в виде чувственных представлений.

Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое солнце". Бог - это отец жизни, а все прочие божества - всего лишь составные части его тела. Здесь мы можем говорить о знаменитой египетской триаде.

Апостолы этой древней теологии утверждали даже, что высшее Существо - творец Вселенной - если и едино в своей сущности, то не едино в своем воплощении. Ему не нужно выходить из себя, чтобы быть плодотворным, и он порождает себя в себе самом: он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога, не выходя из Бога. Эти три сущности есть "Бог в Боге" и, не разделяя божественную природу, они все три стремятся к бесконечному совершенству. Отец представляет созидательную силу, а Сын - повторение Отца - подтверждает и выражает его вечные атрибуты.

В каждой египетской провинции была своя триада тесно связанных между собой божеств, и это отнюдь не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти. Самая главная триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Хора. Эта триада была наиболее популярной и почитаемой во всем Египте, так как Осирис был воплощением Добра; его называли обычно "добрым Богом". Птах, Сехмет и Нефертум составляли мемфисскую триаду; Амон, Мут и Хонсу - фиванскую. Троица, однако, не единственная догма, хранимая в Египте из первоначальных откровений.

В их священных книгах можно встретить понятия первородного греха, искупления грехов, будущего воскресения во плоти. Каждая смена династии сопровождалась усилением монотеизма, что обеспечивало Высшему Существу господство над другими почитаемыми божествами. Религиозному перевороту Эхнатона предшествовал переворот Менеса, а задолго до него - Осириса (V тысячелетие до н.э.). Некоторые историки считают, что радикальное изменение религии произошло в эпоху Осириса - фиванского царя (4200 г. до н.э.), самого таинственного из всех правителей, при котором был повсеместно утвержден монотеизм.

Все вышесказанное позволяет сблизить египетскую традицию с арийской. Они говорить то же самое, но другими словами. Особо примечательной является Триада. Подобную идею можно найти и у арийцев: Один-Вилли-Ве, Брахма-Вишну-Шива, Зевс-Посейдон-Аид, и т.д.

Продолжим рассматривать другие ближневосточные мифологии.

Шумер:

1)«Сначала были боги Апсу (пресные воды) и Тиамат (солёные воды). Кроме них ничего. Но однажды воды перемешались и на свет появились старшие боги, после множество мелких богов. Богам было неудобно и тесно жить в мире, где до сих пор царит Хаос.»

Этот миф пересекается со скандинавским мифом, который говорит, что в начале не было ничего, кроме царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. Лед соединился с огнем и произвел Имира и Аудумлу.

Характерное противопоставление: огонь-лед, соленая вода-питьевая вода, и т.д.

2)«Отца богов Апсу стали раздражать жалобы детей, и он решил уничтожить их. Но боги его план раскусили. И вот Энки разрубил деда на много кусков, превратившихся в реки и сушу, воду и огонь»

Опять же, пересечение с мифами ариев, где Кронос ел детей, а один из самый смекалистых его отпрысков свергает его. Так же в шумерской мифологии схожие представления о творении мира из первосущества.

3)«Тиамат сильно разгневалась на своих детей и внуков за убийство своего мужа, и, создав 11 чудовищ двинулась на младших богов.»

Тиамат-соленые воды- выразитель Хаоса, хтоническое существо.

И вот опять мы можем подметить схожее представления о противостоянии Света и Тьмы.

В зороастризме есть нечто подобное, где Ариман, создав сонмы дэвов и некое подобие Амеша-Спента, двинулся на Мир, сотворенные Ормаздом.

В шумерской мифологии мы опять встречаем Триаду: Анум, Энлиль и Энки.

Мной были процитированы отрывки из работы: И. С. Клочков, Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время.

Заключение:

Сравнивая две макро-мифологические системы, мы можем увидеть, что эти системы имеют внешнее сходство. Но не стоит забывать и о внутреннем. Арий молится воздев руки к небу, а семит ползает на коленях, моля своих Элей, как раб. Здесь можно сделать такой вывод: В основе всех этих мифологических систем Ариев и семитов лежит объективная истина, которая интуитивно познаваемая, переосмысливается конкретным народом, и в итоге превращается в этническую мифологическую систему. Сопоставления оных может дать полную картину Религии, общей для всех народов.

Уместно будет закончить эту работу цитатой из Авесты:

"Есть только один Путь - это Путь Истины-Аши. Всё остальное - беспутье!"
Авеста, Видевдат, Фрагард 22, Стих 26
Вернуться к началу
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Пт Июн 01, 2012 7:47 pm    Заголовок сообщения: Re: Работа по сравнительному религиоведению Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
Друзья! Я обещал работу по сравнительному религиоведению. Пусть вот это будет введением. Это мой старый и переработанный реферат.

Сравнительно-мифологический анализ верований индо-европейцев и семитов.

Отличия между этими макро-этническими группами очень велико. Оно проявляется практически во всем. Если для ария было характерно отношение к человеку, как производному от рода богов(внуки Даждьбога), и из-за этого было специфическое отношение непосредственно к богам, то для семитского человека, человек – не более чем песчинка и игрушка в руках Неба.

Отношение же именно богу\богам у арийских народов можно выразить концепцией «Грядущего Бога». Т.е. существует этот материальный и духовный миры, и в них есть боги. ...

Очень хорошая работа! Вам -- большое спасибо! Пожалуйста, можете ли Вы дописать к ней ссылки на имеющиеся исследования? Скандинавские исследователи написали хорошие книги об общности Заратуштрийских текстов и Эдды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта