Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Ормазд.

01.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Святые и посмертная участь


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 4:24 pm    Заголовок сообщения: Святые и посмертная участь Ответить с цитатой

У меня возник еще один вопрос: есть ли в Вере культ святых? Кроме Заратуштры, конечно же Smile

Кого можно назвать святым, и что это значит?

Заодно хотел попросить рассказать мне о посмертной участи праведников. Именно не с т.з. Бундахишина, а более глубокой. Чем хороши небеса? И что ждет там праведников? Праведники там не навсегда? После Фрашкарда они вернуться на обновленную Землю?

В христианской теологии есть понятие обожение. Т.е. человек через причастие к божественным энергиям становится богом в такой степени, в какой Иисус стал человеком. Есть ли нечто подобное в нашей Вере?
Праведник может стать язатом?
Вернуться к началу
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 7:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Единственные Святые, почитаемые в Благой Вере - Бессмертные Святые, Амеша Спента. Кроме них есть еще несколько Язатов (Достойных Почитания). Все они являются духовными существами, не имеющими и не имевшими никогда постоянного телесного воплощения в материальном мире. После заимствования в другие религии это понятие преобразовалось в понятие архангелов и ангелов.

Учитель Заратуштра был человеком, Ратом, он никак не является ни Святым, ни Язатом. Это, в свою очередь, никак не мешает нам почитать его фраваши наряду с фраваши предшествовавших и последовавших ему праведников и Ратов.

В речи эпитет "святой", кроме высших духовных Язатов, применяется к Святой Авесте. К людям его применять как-то не принято.

Важно понять, что понятие Язата не означает какого-то более высокого уровня развития личности, а всего лишь отражает происхождение и некоторые свойства.

Поскольку посредством Бундахишна до нас доводится мудрость Святой Авесты, трудно представить себе более глубокую точку зрения.

По прохождении моста Чинвад душа праведника попадает в обитель Творца в духовном мире, где пребывает вплоть до Очищения Мира. После Очищения все души обретут вечное Последнее Тело. Будет ли очищенный от зла мир в точности копировать привычную на Землю - большой вопрос, есть основания полагать, что он будет намного просторнее, чтобы обеспечить свободную жизнь всем благим творениям, благо это подвластно Творцу. Нет сомнений в том, что благодаря дополнительным возможностям для выражения воли Творца, которые дает материя, обновленный материальный мир будет еще прекраснее мира духовного.

Представления об антропоморфности Творца, встречающиеся в различных культах, судя по всему, восходят к языческим представлениям об антропоморфных и зооморфных божествах. У нас нет изображений Творца и духовных язатов не потому, что создание их является какого-то рода грехом, а по причине того, что телесный облик является атрибутом мира материального. Вероятно, в духовном мире существует нечто, заменяющее телесный облик, но одно с другим несопоставимо. В то же время, Творец и Язаты имеют возможность являться в материальный мир в произвольном иллюзорном облике, о чем есть свидетельство Учителя.
Что-то я ушел в сторону, вернусь к вопросу об "обожении" человека. Это понятие не имеет смысла в нашей Вере, т.к. строится на базе христианских (а точнее, еще более ранних) представлений об антропоморфизме Творца. Человек становится богом - это, простите, язычество, напоминает Геракла, вознесенного за подвиги на Олимп, причастие к "божественным энергиям" - вообще похоже на какое-то колдунство и космоэнергетику.
Праведник, а тем более Рат - великая _земная_ участь, безо всяких спекуляций о становлении богом. Вспомните, у каждого творения есть фраваши - предсотворенные духовные сущности, которые изначально близки к Творцу настолько, насколько это вообще возможно, поскольку сотворены Им из собственного Света.

Полагаю, вопрос о становлении Праведника Язатом можно спокойно закрыть как терминологический.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 8:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю вас за ответ!
Действительно, ваша логика неоспорима. Я согласен с вами. Поскорей бы увидеть то, что будет после Фрашкарда Smile
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 8:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Позволю себе добавить некоторые замечания.

"Святым" человек называется в Авесте и довольно активно. Нар Спэнта - "человек святой". Только это не совсем то, а может, совсем не то, что мы обычно подразумеваем под "святостью". В расхожем употреблении это слово несёт сильные христианские и шире иудейско-ближневосточные коннотации. Святость здесь означает сакральное, потустороннее, недоступное и т.д.

Авестийское спэнта, будучи словом, прямым родственником русского святой, означает иное, а именно "наделённый благой силой", "приносящий пользу". "Святой человек" в Гатах - это тот, кто трудится на благо миру, кто приносит миру пользу, возрастание, приумножение, прогресс (а вовсе не тот, кто отрывается от мира в царство недоступной немирской сакральности). Амеша Спэнта - бессмертные сущности, несущие благо всему миру. Спэнта Армаити облагодетельствует всё живущее на земле.

Как это ни странно, но подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре очень трудно.

Человек (как и любая сущность) может быть праведным - ашаваном, пребывающим с Ашей и в Аше, и тогда он уже близок к Богу, уже в царстве саркальности, оставаясь простым человеком, без всяких специальных "божьих" отметин. Иначе он дрегвант, живёт по лжи и антисакрален.

Никакого культа святых в Благой Вере быть не может, может быть только уважение к праведным и благодетельным людям. Единственный "особенный" человек, это, как было сказано, Заратуштра, но и он прост и близок к каждому человеку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 8:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Праведнику незачем становиться язатом, ведь язаты - это не индивидуальные состояния, а проявления, качества Бога, и они уже живут в душе у праведника.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 9:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Воистину, счастье бывает там, в Светлой Гародмане, когда здесь так же счастливо, хотя из-за многих обстоятельств Ахриман, с кем счастье не имеет ничего общего, даже здесь бывает счастлив, когда приходит беда, обида и страдание. А горе, воистину, бывает там, в аду, когда здесь такое же страдание, хотя даже здесь многое из земных благ Ормазда, с кем страдание не имеет ничего общего, оборачивается здесь горем.
Дадестан-и Дениг, 94


Пока мир пребывает в Смешении, рай и ад - отражение земной радости и горя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 9:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Бахман, огромное спасибо за подробный ответ!
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 10:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Скромно надеюсь, дорогой друг, что мои слова помогут вам на пути благодеяний для мира Ахура Мазды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Апр 19, 2012 11:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Друг Бахман! Вы действительно помогаете мне в этом.
Я радуюсь, что есть такие люди, которые помогают другим идти путем Истины. Такие, как Вы. Это очень важно.
Мечтаю пройти седре-пуши, и стать настоящим бехдином.
Вернуться к началу
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 20, 2012 12:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По некотором размышлении о происхождении вопроса о возможности причисления людей к каким-бы то ни было ликам, а вопрос такой всплывал и ранее, мне удалось сформулировать ключевой момент. Мы, в массе своей, выросли в религиозной среде, где земное существование не самоценно, его принято считать лишь испытанием, ниспосланным Богом, посредством которого тот выбирает и соответственно награждает тех, кому удалось от изначальной греховности возвыситься до чистоты, близкой к Божественной (порочность этой установки разоблачена более 1000 лет назад наимудрейшим Марданфаррухом Ормазддаданом). Как только мы вспоминаем, что согласно канону Благой Веры никакой изначальной греховности нет (ну вот нет у нас понятия первородного греха и все тут!), то становится ясно, что возвышаться душе, в общем-то, некуда, она и так совершенна благодаря совершенству Творца. Для нее важно в ходе земного бытия успешно противостоять ахримановской составляющей нашего смешанного мира посредством правильного выбора, способствуя тем самым истощению осквернителя (пусть он сгинет скорей).
В общем, резюме - корень вопроса в наличии или отсутствии представления об изначальной греховности человека.


Последний раз редактировалось: dahmarda (Пт Апр 20, 2012 1:26 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 20, 2012 12:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mollimo писал(а):
Поскорей бы увидеть то, что будет после Фрашкарда Smile

Для этого нам всем надлежит прожить как можно более долгую и плодотворную жизнь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Апр 20, 2012 4:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Dahmarda! Ваши слова как всегда мудры. Вы просвещаете людей.
Вернуться к началу
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 20, 2012 10:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошо поставленный вопрос несет в себе половину ответа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мася



Зарегистрирован: 15.06.2012
Сообщения: 52

СообщениеДобавлено: Вт Июн 19, 2012 5:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

dahmarda писал(а):
чтобы обеспечить свободную жизнь всем благим творениям

Извиняюсь за офф - а в раю все творения будут благими, даже те, которые на земле вредные? Просто вредность некоторых животных неоднозначна - например,комар для людей вреден, но если бы комары исчезли, прервалась бы цепочка питания других существ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 19, 2012 6:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если я правильно понимаю, речь идет не о рае,а о мире после Обновления, верно?
Очень сложно нам предполагать в точности, что грядет после обретения всеми Благими Творениями Последнего Тела. Одно можно сказать наверняка - у комаров, если они будут существовать после Обновления Мира, не будет необходимости сосать чью-то кровь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мася



Зарегистрирован: 15.06.2012
Сообщения: 52

СообщениеДобавлено: Чт Июн 21, 2012 9:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну получается, что всё злое станет добрым.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Июн 22, 2012 12:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как Вы сами справедливо отмечали выше, то, что кажется злым, на самом деле смешанное, т.е. несет в себе оба начала. Так вот, одно из этих начал исчезнет.

И не верьте тем, кто говорит, что без борьбы бобра с ослом жизнь невозможна или скучна. Это пустые умствования. Каждый придурок мечтает построить себе персональный раек, где лично ему ничто не будет причинять зла, и вполне верит хотя бы в теоретическую возможность этого. А как доходит до философствования за бутылкой, так начинается старая телега о необходимости зла, санитарах леса и т.п. Болтовня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Сб Июн 23, 2012 8:45 pm    Заголовок сообщения: Re: Святые и посмертная участь Ответить с цитатой

Mollimo писал(а):
...

Кого можно назвать святым, и что это значит?

....

Святой человек -- Спента -- это -- мудрый, порядочный, честный, сильный, гармоничный, целостный, здоровый. Совершенный, безупречный. Идеальный. На этот счет есть большая хорошая статья Топорова "Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре -- *SVET-". В ней Топоров показал, что индоевропейское слово *k'uento- сохранилось в соответствующей фонологической форме и со своим смыслом только в Авестийском слове СПЕНТА, русском (и славянском, и также балтийском) слове СВЯТОЙ. В других индоевропейских эта форма потеряла полноту смысла, снизившись до понятия "полезный", как заметил Бахман.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Сб Июн 23, 2012 9:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Bahman писал(а):
Позволю себе добавить некоторые замечания.

"Святым" человек называется в Авесте и довольно активно. Нар Спэнта - "человек святой". Только это не совсем то, а может, совсем не то, что мы обычно подразумеваем под "святостью". В расхожем употреблении это слово несёт сильные христианские и шире иудейско-ближневосточные коннотации. Святость здесь означает сакральное, потустороннее, недоступное и т.д.

Авестийское спэнта, будучи словом, прямым родственником русского святой, означает иное, а именно "наделённый благой силой", "приносящий пользу". "Святой человек" в Гатах - это тот, кто трудится на благо миру, кто приносит миру пользу, возрастание, приумножение, прогресс (а вовсе не тот, кто отрывается от мира в царство недоступной немирской сакральности). Амеша Спэнта - бессмертные сущности, несущие благо всему миру. Спэнта Армаити облагодетельствует всё живущее на земле.

Как это ни странно, но подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре очень трудно.

Человек (как и любая сущность) может быть праведным - ашаваном, пребывающим с Ашей и в Аше, и тогда он уже близок к Богу, уже в царстве саркальности, оставаясь простым человеком, без всяких специальных "божьих" отметин. Иначе он дрегвант, живёт по лжи и антисакрален.

Никакого культа святых в Благой Вере быть не может, может быть только уважение к праведным и благодетельным людям. Единственный "особенный" человек, это, как было сказано, Заратуштра, но и он прост и близок к каждому человеку.

В Авесте СПЕНТА -- это -- Совершенный и в духовном отношении, и в материальном. Это -- Полное Совершенство.

"подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре" -- это -- следующее:
В христианстве "святой" -- это -- отрешившийся от материальных интересов -- следовательно, с материальной стороны -- неполноценный. Это -- евнух, лентяй, монах, человек монастыря.
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июн 23, 2012 10:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

rustam писал(а):
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.

Рустам, а нельзя ли поподробнее раскрыть эти фразы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июн 25, 2012 12:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.


Друг Рустам, расскажи пожалуйста подробнее об этом. Очень стало интересно.
Вернуться к началу
Мася



Зарегистрирован: 15.06.2012
Сообщения: 52

СообщениеДобавлено: Пн Июн 25, 2012 4:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

dahmarda писал(а):
Как Вы сами справедливо отмечали выше, то, что кажется злым, на самом деле смешанное, т.е. несет в себе оба начала. Так вот, одно из этих начал исчезнет.

И не верьте тем, кто говорит, что без борьбы бобра с ослом жизнь невозможна или скучна. Это пустые умствования. Каждый придурок мечтает построить себе персональный раек, где лично ему ничто не будет причинять зла, и вполне верит хотя бы в теоретическую возможность этого.

Человек устроен так, что ему почему-то плохо, когда все время хорошо. По статистике, очень высоко число самоубийств в тех странах, где жизнь без проблем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 25, 2012 4:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Значит, это не есть хорошо, просто напросто.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 26, 2012 12:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мася писал(а):
Человек устроен так, что ему почему-то плохо, когда все время хорошо. По статистике, очень высоко число самоубийств в тех странах, где жизнь без проблем.

1. Так устроен не человек, а отдельные не в полной мере здоровые особи. Однако их нездоровое поведение делает их заметными, что приводит к ложному представлению о широкой распространенности такого явления.
2. Праведный человек, даже оказавшись вне прямого влияния зла, не сможет ощутить себя в полной мере счастливым в нашем мире вследствие осознания того, что зло не искоренено и продолжает докучать остальным Благим Созданиям. Но такое осознание побудит его к дальнейшему противодействию злу, а не к самоубийству, это, думаю, Вам очевидно.
3. Насчет жизни без проблем скажу так - решенность проблемы физического выживания и материальный достаток не означает победы над злом, хоть и является необходимым шагом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 332

СообщениеДобавлено: Вт Июн 26, 2012 3:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

dahmarda писал(а):
rustam писал(а):
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.

Рустам, а нельзя ли поподробнее раскрыть эти фразы?

Дорогие Заратуштрийские сёстры и братья, эта тема подробно описана здесь: http://avesta.org/denkard/dk7.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта