Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Фарвардин, день Мантра Спанд.

29.01.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Культ волос у бехдинов


 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 1:25 pm    Заголовок сообщения: Культ волос у бехдинов Ответить с цитатой

Уважаемые бехдины!
Есть ли культ волос у зороастрийцев? А был ли он?

У некоторых ИЕ племен отношение к волосам было очень трепетным. Например у германцев.

Привожу интересную статейку, что бы исключить недопонимание меня:

Цитата:
Вот что пишет справедливо признаваемый ведущим «антинорманнистом» XIX в. С. Гедеонов в своём капитальном труде «Варяги и Русь»:

«Длинные волосы были (у германцев и скандинавов - Л. П.) отличительным знаком свободного мужа, бритая голова - клеймом раба. Германские язычники клялись волосами и бородою (Водановой). Скандинавский Один прозывался длиннобородым, Тор - краснобородым. Обритие бороды почиталось у германцев высшим бесчестьем»(1Cool.

Но Гедеонов - «антинорманист». Быть может, он заблуждается или намеренно искажает факты?

Как уже отмечалось, люди традиционных культур внешностью старались подражать своим Богам. Те же «эллины» времён Юстиниана отпускали бороды не ради того, чтобы отличаться от христиан (что было и не безопасно), они подражали Зевсу-Юпитеру, Серапису и т. п.

Один, действительно, среди своих прозвищ и имён носил и имя Харбард - «Длинная (или Седая) борода». Этим именем, среди прочих, он называет себя в эддической «Песни о Гримнире», под ним выступает в особой одноименной песне Старшей Эдды(19). Гутторм Синдри в драпе в честь Хакона Доброго называет щит «кровом Харбарда»(20). Имеются изображения Одина с длинными волосами и бородой(21).

Сохранились также и изображения Тора с бородой(22). В саге об Эйрике Рыжем Торхалль Охотник говорит так:

- Ну что, разве Рыжебородый не оказался сильнее вашего Христа?

- имея в виду именно Тора(23).

Третий по могуществу из скандинавских Богов, Фрейр, мало отразился в Эддической поэзии и в его прозвищах отсутствуют упоминания о бороде, но идолы этого Бога снабжены длинной острой бородкой(24).

Верующие не отстали от своих Богов. Случаев, когда упоминается борода, в сагах просто не перечесть. Чего стоят одни прозвища: Бьёрн Синезубобородый, Бродди бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые щёки, Сигтрюгг Шёлковая борода, Торвальд Кучерявая Борода, Торвальд Синяя Борода, Торгейр Борода По Пояс, Торд Борода, Торольв Борода(25), Николас Борода, Свейн Вилобородый, Торир Борода, Торир Деревянная Борода, Торольв Вшивая Борода, Харальд Золотая Борода, Харальд Рыжебородый(26).

Часты также прозвища, отмечающие цвет волос (Рыжий, Белый, Чёрный, Золотой), их красоту (Прекрасноволосый), или печальные последствия плохого ухода за ними (Харальд Косматый, Кальв Перхоть). У идеального героя скандинавского эпоса, Сигурда-Зигфрида, «волосы… были темно-русые и красивые на вид и ниспадали длинными волнами. Борода - густая, короткая, того же цвета»(27). Один из йомсвикингов, приговорённый к казни, просит кого-нибудь подержать его волосы, чтоб их не коснулся топор, и не обрызгала кровь(2Cool. И окружающие воспринимают это как должное! Русская поговорка «Снявши голову, по волосам не плачут», вряд ли была бы понята тут. Зато комплекс поговорок, отмеченных Далем в его собрании пометкой (раск.) - раскольничьи - «Режь наши головы, не трожь наши бороды», «без бороды и в рай не пустят», «Образ Божий в бороде, а подобие в усах»(29) - норманны, судя по всему, поняли бы прекрасно, разве что под Богом разумея не православного Спаса, а Одина.

Следует специально подчеркнуть, что приведённые поговорки - раскольничьи, старообрядческие, т. е., во-первых, сравнительно поздние, во-вторых, не отражающие мнения и обычаев всей массы восточного славянства, в-третьих, опять-таки обусловленные религией, причём религией чужой, привнесённой.

Как относились скандинавы к людям без волос и бороды? Прядь об Аудуне с Западных Фиордов, описывая заглавного героя, возвращающегося из паломничества в Рим, перечисляет признаки его бедственного положения: «Напала на него ужасная хворь. Отощал он страшно. Вышли все деньги… Стал он побираться и просить на пропитание». Хуже для гордого норманна уже, кажется, не выдумаешь, но сказитель завершает описание штрихом, долженствующим подчеркнуть всю бездну падения Аудуна: «Голова у него бритая и вид довольно жалкий»(30). Примечательно, что Аудун в таком виде «не смеет показаться на глаза конунгу». Время действия - XI в.

В саге о сожжении Ньяля и его сыновей с глубоким сожалением, как о прискорбном физическом недостатке достойного и почтенного человека, заглавного героя, отмечается: «но у него не было бороды»(31). Ненавидящая Ньяля Халльгерд - только она и никто другой - называет его безбородым: «Вы с Ньялем друг другу подходите - у тебя все ногти вросли, а он - безбородый», «кто же нам отомстит? Не безбородый ли?”, «Почему он не навозит навозу на свой подбородок, чтобы быть КАК ВСЕ МУЖЧИНЫ (выделено мною - Л. П.)?”,«Мы зовём его безбородым, а его сыновей - навознобородыми»(32). На эти оскорбления сыновья Ньяля отвечают убийством родича Халльгерд. Действие саги происходит во второй половине X в.

Итак, бритая голова было признаком полного падения и обнищания, унизительным и постыдным, «безбородый» - смертельным оскорблением наряду с «навознобородый» для скандинавов X-XI вв.

Сразу следует заметить, что сведений об обычаях в области причёски у шведов, с которыми обычно отождествляют русов норманнисты, у нас далеко не так много. Разве что изображения на вывезенных из Сигтуны Корсунских вратах новгородского Софийского собора, где мы видим либо бородачей с прикрывающими уши волосами, либо гололицых юношей с волосами, убранными в косы, либо, наконец, чисто выбритых клириков католической церкви(33). Также в одной из шведских баллад герой побеждает противника, схватив его за бороду(34).

Кроме того, в Швеции почитали Одина, Тора и Фрейра как верховных Богов(35), а следовательно, и подражали их облику. Во-вторых, культ волос был не только общескандинавским, но даже и общегерманским. Ещё у Светония Калигула, рядя галлов - рабов в германцев для инсценировки триумфа над последними, приказывает им ОТПУСТИТЬ ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ(36), притом, что стандартным эпитетом Галлии в римской литературе было comata - косматая(37). Вандалами правил королевский род Хаздингов - буквально «Женсковолосых», «Длинноволосых»(3Cool. У франков в VI в. длинные волосы - признак королевского достоинства, их остригают в знак унижения и отречения от престола (Григорий Турский)(39). В средневековой «Песни о Роланде» постоянно упоминается выпущенная поверх доспехов борода и седые кудри императора Карла, его «полк бородачей», в «Нимской телеге» вассал Карла, Гильом, убивает схватившего его за бороду мавра(40). Павел Диакон упоминает длинные бороды лангобардов, от которых, собственно, и происходит название племени(41). Сохранилась статуя шваба языческих времён с длинной бородой и девятью косами(42). В «Песни о Нибелунгах» Зигфрид побеждает противника, схватив за бороду(43). В германской средневековой «Песни о Гудруне» говорится: «Престарелые витязи Вате и Фруте являлись ко двору с длинными седыми локонами, перевитыми золотом, и все находили, что они поистине смотрелись заслуженными доблестными рыцарями (!)”. Тот же Вате далее появляется «с длинной окладистой бородой». Отец заглавного героя «Сказания о Вольфдитрихе», король Гугдитрих, обладал «длинными вьющимися белокурыми волосами, падавшими ему на плечи и доходившими до пояса». Воспитателю Вольфдитриха, герцогу Берхтунгу, враги сулят «по волоску выдрать всю бороду»(44) и т. д. Примечательно, что один из величайших представителей германского племени вошёл в мировую историю под прозвищем Барбароссы. Вряд ли возможно, чтобы обычаи шведов были бы исключением из общегерманского правила - во всяком случае, никаких указаний на это не сохранилось.

Итак, в скандинавской и шире - в скандогерманской традиции длинные ухоженные волосы и внушительная борода составляли необходимую принадлежность свободного и, особенно, знатного человека. Не только обритие бороды, но даже прикосновение к ней было смертельным оскорблением. Бритая голова была знаком крайнего убожества и позора. Слово «безбородый» - поводом для кровной мести.
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 2:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

насколько я знаю, какого-то специального культа волос/бороды/усов не было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 2:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Авесте нет эпитетов, образованных от волос(т.е. длинноволосый, прекрасноволосый, русоволосый, и т.д.)?

Последний раз редактировалось: Mollimo (Пт Апр 13, 2012 6:42 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 2:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Где-то было про черноволосых учеников. Цвет волос упоминался в том контексте, что ученик молод (т. е. не успел поседеть), в отличие от учителя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 11:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отстриженные волосы надо утилизировать с тщанием и аккуратностью (не разбрасывать). Волосы не должны с головы падать на огонь (для чего сарпуш).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2012 4:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А как с ними надлежит поступать? В пластиковый мешочек, который не разлагается, а потом закапывать?
Я сжигал волосы, когда еще не был знаком с верой.
Как быть?
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2012 6:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В прошлом иранские зороастрийцы сооружали специальные глиняные "хатки" для захоронения различного рода нечистот медленного цикла конверсии. Вообще же предписывается закапывать их в землю подальше от жилья и используемых участков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2012 6:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Такой вот вопрос: человека нельзя хоронить в земле. Но вот животные умирают, и разлагаются в земле и на ней. Почему так?
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Апр 14, 2012 7:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Исключение - собаки.
Кратко: потому что чем ценнее творение, тем больше скверны от его разрушения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2012 12:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Bahman писал(а):
В прошлом иранские зороастрийцы сооружали специальные глиняные "хатки" для захоронения различного рода нечистот медленного цикла конверсии. Вообще же предписывается закапывать их в землю подальше от жилья и используемых участков.

Я думаю, стоит отметить для тех, кто может понять все слишком буквально - эта норма оказывается в достаточной мере выполнена при посещении обычной парикмахерской, где волосы оказываются собраны, вывезены и захоронены на полигоне.
Если ошибаюсь, поправь меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Daria



Зарегистрирован: 05.04.2010
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2012 7:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

dahmarda писал(а):

Я думаю, стоит отметить для тех, кто может понять все слишком буквально - эта норма оказывается в достаточной мере выполнена при посещении обычной парикмахерской, где волосы оказываются собраны, вывезены и захоронены на полигоне.
Если ошибаюсь, поправь меня.


Всем доброго вечера!
К сожалению, в обычных парикмахерских волосы как правило собирают и выбрасывают на обычную мусорку вместе с прочими отходами (салфетки, упауковка от красящих средств и т.д.). Спрашивала у знакомой хозяйки парикмахерской. Хотя, возможно, где-то и по-другому. Smile
Меня больше смущает практика скупки волос и изготовления из них париков, накладных ресниц, ещё по ТВ видела, что некоторые дизайнеры даже одежду из них мастерят Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 1:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О! Вас полтора года не было видно. Хорошо, что вы снова с нами!
Daria писал(а):
dahmarda писал(а):

Я думаю, стоит отметить для тех, кто может понять все слишком буквально - эта норма оказывается в достаточной мере выполнена при посещении обычной парикмахерской, где волосы оказываются собраны, вывезены и захоронены на полигоне.
Если ошибаюсь, поправь меня.


Всем доброго вечера!
К сожалению, в обычных парикмахерских волосы как правило собирают и выбрасывают на обычную мусорку вместе с прочими отходами (салфетки, упауковка от красящих средств и т.д.).

Точно. А мусорка захоранивается на полигоне. Впрочем, изредка отправляется на мусоросжигательный завод, существование которого само по себе неким образом нарушает наши древние установки. Но в современной жизни их многое нарушает. В частности, ватерклозет.
Daria писал(а):
Спрашивала у знакомой хозяйки парикмахерской. Хотя, возможно, где-то и по-другому. Smile
Меня больше смущает практика скупки волос и изготовления из них париков, накладных ресниц, ещё по ТВ видела, что некоторые дизайнеры даже одежду из них мастерят Shocked

Очень интересный ход. Действительно, выходит, что индустрия красоты, использующая натуральные волосы, несет в себе скверну. Хм. Впрочем, там более 95% натурального сырья несет в себе скверну. Как-то я раньше об этом не задумывался.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 8:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
животные умирают, и разлагаются в земле и на ней. Почему так?

Естественная смерть животных в природе не наносит непоправимого вреда природе. (В отличие от кладбищ - массовых захоронений-могильников, откуда продукты разложения отравляют все воды.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mollimo
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 9:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Старайтесь по меньше об этом думать Smile
Все довольно страшно. Всем известно, что существует Мировой Океан. Вся вода мира сообщается. Постоянные сливание туда отходов, грязи, прочих нечистот - ни к чему хорошему не ведут.

Возьмите счетчик Гейгера, и обследуйте воду. Ручную, в бутылках, ту, что в овощах и фруктах. Фон сильно повышен.
Вернуться к началу
R.Bohani



Зарегистрирован: 02.04.2009
Сообщения: 347
Откуда: Анэран

СообщениеДобавлено: Ср Авг 29, 2012 8:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Помню в советские времена волосы в парикмахерских (не во всех конечно)собирали и потом отправляли в ГДР, где ими набивали матрасы.Была такая спец.фабрика, которая на этом сырье только и работала.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Вопросы вероучения Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта