Следуя приглашению уважаемого члена сообщества, старого друга и наконец, просто хорошего человека - Фарруха Исфанд-заде aka Farroukh, заглянул сюда с двойной целью - немного рассказать о зороастризме, как он представлялся китайцам VI-VII вв., и пригласить к участию в общеисторическом форуме "Свиток".
В Китае достаточно неплохо представляли себе, что такое зороастризм, поскольку там постоянно проживали согдийцы, являвшиеся посредниками на Великом Шелковом Пути.
Главу согдийской зороастрийской общины (в том или ином районе Китая) называли сабао (??). Он выполнял как бы функции консула.
У них были собственные храмы Атара (Сяньцы ??) и определенная автономия в своих внутрисогдийских делах.
В китайских династийных хрониках сохранились упоминания как о выдающихся сабао (например, Ши Цзюне, умершем в Китае в период правления династии Северная Чжоу, 557-581), так и о распространении зороастризма в странах Центральной и Средней Азии.
Порой удается их найти, когда работаю с источниками. Думаю, это будет интересно.
Вот описание зороастрийских обычаев Ирана по "Чжоу шу", цз. 50, относящееся к правлению Хосрова Ануширвана:
Цитата:
В их обычае служить огню в храме Атара.
Свадьбу проводят, не разбирая, богатый или бедный, среди всех варваров они – самые грязные и отвратительные.
Простолюдинок, достигнувших 10 лет и старше, обладающих привлекательной внешностью, правитель берет на воспитание и если кто отличиться, то дарует ему.
Если кто умрет, то многие выносят труп в горы, один месяц приводит одежду в порядок.
Вне городских стен есть особые дома, в которых живут люди, о которых только знаем, что они служат на похоронах, за это их зовут нечистыми людьми.
Если идут в город на базар, то звонят в колокольчик, чтобы себя выделить.
Началом года считают 6-й месяц, особенно празднуют 7-й день 7-го месяца и 1-й день 12-го месяца.
В этот день простолюдины и те, кто выше, все зовут друг друга в гости, устраивают собрание с музыкой, и веселятся как только могут.
И каждый год 20-го числа начального месяца все приносят жертвы духам умерших предков.
С идентификацией праздников затрудняюсь. Также непонятно, что за жертвы духам умерших предков проводят в первый месяц Нового Года (если считают первым месяцем НГ шестой месяц по лунному календарю, то это конец июня - начало августа).
А это - описание обычаев в Ань (Бухара) по "Суй шу", цз. 83:
Цитата:
Обычаи такие же, как во владении Кан (Самарканд).
Только [правители] женятся на сестрах его (Кан) [правителя], и матери и дети спариваются меду собой, как звери и птицы, и это представляется странным.
Самарканд считался сюзереном Бухары и многих других мелких владений. Род Чжаоу (кит. транскрипция) правил во многих городах-государствах Средней Азии. И про Кан вполне конкретно говорилось, что там исповедуется зороастризм.
Владение Кан сменило Канцзюй.
Постоянно кочевали, с прежними своими владениями уже не граничат, но со времен Хань преемственность не прекращается.
Исконный род их правителей – Вэнь, они из людей юэчжи.
Прежняя их резиденция – город Чжаоу на северном склоне хребта Циляньшань (хребет Рихтгофена), подвергались нападениям сюнну и были разбиты, [ушли] на запад, перейдя Цунлин (Памир), поэтому их государство [теперь расположено] тут.
Дети от наложниц все отделяются от [семьи] правителя, поэтому владение Кан контролирует все владения вокруг, как происходящих от рода Чжаоу, показывая, что они не забывают своих корней.
Имя их правителя Дайшиби, по характеру добрый и снисходительный, пользуется доверием народа.
Его жена – женщина [из рода] туцзюэского Даду-кэханя.
Местонахождение [его] в городе Алуди на реке Сабао.
В городе во множестве живет народ.
Трое высших сановников совместно вершат все дела страны.
Их правитель ходит простоволосым, венец его украшен 7 драгоценностями и золотыми цветами, одеяние его из драгоценных тканей и белого хлопка.
Его супруга завязывает волосы в узел и покрывает черным платком.
Зрелые мужи стригут волосы, носят парчовые халаты.
Известное и сильное владение, и все страны в Западном Крае ему покорны.
Владения Ми, Ши, Цао, Хэ, Ань, Малое Ань, Насэбо, Унагэ, Му – все ему подчиняются.
У них варварские законы, помещенные в храме Атара, наказание при рассмотрении дел [такое] – хватают и рубят [голову].
Семья виновного в тяжелом преступлении и рецидивиста (?) подлежит казни, грабителям отрубают ноги.
У всех людей глубоко [посаженные] глаза, высокие носы, многие [носят] бороду и усы.
Искусны в торговле, ведут дела со всеми варварами, многие из которых стекаются в их страну.
Есть большие и малые барабаны, лютни, «пятиструнки», арфы, поперечные флейты.
Супружеские обычаи и [правила] ношения траура в целом как у туцзюэ.
В стране есть храм предков, в 6-м [лунном] месяце приносят [предкам] жертвы, из всех стран прибывают прислуживать при жертвоприношении.
В обычаях их поклонение Будде. Пользуются варварской письменностью.
Климат по сезонам теплый, есть 5 злаков, упорно возделывают сады и огороды, [где] пышно цветут деревья.
Вывозят коней, верблюдов, мулов, ослов, зебу (?), золото, киноварь, благовония, благовония А-са-на, шкуры оленей сэсэ (олень цэцэг, т.е. марал?), войлок, парчу, сложенную в кипы.
Много виноградного вина, у богатых семей, пожалуй, и по тысяче даней, в течение многих лет не портится.
В середине эры правления под девизом Дае (611-612) начали присылать посольства с данью из местных предметов, но впоследствии с течением времени прекратили.
Таким образом, мы видим интересный случай синкретизма - в одном государстве почитают Атар и хранят в его храме законы, перед Атаром вершат суд и расправу, в то же самое время обычаи похожи на обычаи тюрок Ашина (туцзюэ), да еще есть и храм предков, куда съезжаются на жертвоприношения представители всех княжеств, где правят представители рода Чжаоу, и еще успевают почитать Будду!
Сведения эти были получены китайцами от посольства из Самарканда, прибывшего в Китай в 611-612 гг. Эти датировки очень ценны, т.к. они аутентичны, а позднейшие арабо-персидские источники относятся к временам становления новой, исламской историографии, и практически не базируются на историографии доисламской. А это приводит только к тому, что в них используется относительная хронология, которая часто, в сопоставлении с иноязычными (византийскими, армянскими, китайскими) источниками может не подтвердиться.
Вот такая интересная обстановка в Самарканде царила в начале VII в.
В эру Кайюань (713-741) в Чанъани, столице империи Тан (618-907), согласно "Лянцзин синьцзи" (Новые записки из обеих столиц, 722) имелись следующие храмы:
Из "Цзю тан шу", цз. 198, описание владения Босы (Иран):
Цитата:
В их обычае почитать Небо, Землю, Солнце, Луну, Воду, Огонь и всех духов, все хусцы в Западном Крае, почитающие Атара, ходят в Босы, чтобы получить закон.
Их служение духам – из мускуса и смеси глины с периллой нанкинской делают точку на лбу, также на носу и ушах, используя это, поклоняются, при молитве обязательно скрещивают ноги.
По их обычаю правая сторона почетна, а левая – считается низкой.
Началом года считают 1-й день 6-го лунного месяца.
При решении судебных дел не пишут бумагу на лишение свободы, а устно объявляют в зале суда.
Их заключают в тюрьму без срока, только когда приходит к власти новый правитель, то, как правило, освобождают.
Тем из них, кто обвинен в измене, прижигают язык железом, раскаленным на священном огне, если ожог белый – считают невиновным, если ожог черный – есть вина.
Среди их наказаний есть отсечение руки, ступни, обривание головы с надеванием колодки на шею, отрезание носа, за легкие проступки отрезают усы, либо привязывают табличку с записью на шею, по прошествии времени снимают.
Больших преступников сажают в тюрьму, если до старости не исправится, то не выпускают, за малые вины штрафуют серебряными монетами.
Если кто умрет – выносят в горы, через месяц приводят одежду в порядок и траур заканчивается.
Согласно исследованиям Э. Шефера (1963), в Кайфэне в VIII в. был 1 зороастрийский храм, в Лянчжоу - 1 зороастрийский храм, в Лояне - 3 зороастрийских храма.
Он также отмечает, что эти храмы часто использовались для устройства при них представлений фокусников, прибывших с Запада (т.е. из Индии, Ирана, стран Средней Азии).
Примечательно, что иероглиф "Сянь" (на форуме не поддерживается иероглифика), используемый для обозначения Атара, имеет буквальные значения:
1) странный, необъяснимый; волшебный, колдовской; зловещий
2) коварный, лукавый, пагубный, совращающий (о словах)
Одновременно так обозначают Атара и Ормазда. Причины этому пока найти не могу, но выражение "сяньцы" (храм Атара) является устойчивым для эпохи Тан (618-907) и предшествующего века.
И еще немного о зороастризме после крушения династии Сасанидов - в Китае найдена статуэтка периода Тан (618-907), находящаяся ныне в Museo di Arte Orientale, Турин, Италия.
Ориентировочно она датируется второй половиной VIII в. и, по мнению исследователей, изображает перса или согдийца. Возможно, фигурка восседала на статуэтке верблюда или иного верхового животного.
Однако есть мнение, что это не просто перс или согдиец, а конкретно зороастрийский священник. Характерная повязка на нос и рот являются основным аргументом в пользу этой версии.
Последний раз редактировалось: Sabao (Вт Дек 27, 2016 2:02 pm), всего редактировалось 1 раз
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах