Добавлено: Пн Июл 02, 2018 9:50 pm Заголовок сообщения: Место Шах-наме в зороастризме
Добрый вечер. Хотелось бы поднять вопрос о месте Шах-наме в зороастрийской традиции. Можно ли считать этот текст священным? Но не "святой книгой", как, Авесту, например. Хотел задать вопрос касаемо того, связанны ли Благая Вера и Шах-наме в принципе, а не как, скажем, Сказание о короле Артуре и христианство, но почитав хоть немного внимательно облегчу вам участь, ответив себе - да. Поправьте, может и не прав. Прочитав эту, воистину, величайшую поэму древности, был пленен красотой стиля, глубиной архаичных образов и архетипов и, возможно, прямой связью с реальными событиями, пускай и в несколько "искажённом" виде. Если образы особенно приглянулись из-за спаренного ознакомления с с Шах-наме и произведениями Джозефа Кэмпбелла, то последнее, для историка, учитывая древность произведения, настоящее сокровище! Закончу в экстазе хвалить книгу и приступлю к ожиданию ответа.
Благодарю за столь быстрый ответ. Честно говоря, даже разочаровался вашему ответу, не знаю с чего бы это. В любом случае истина превыше всего, а литературной ценности не убавится. Только задам еще один вопрос - насколько силен этот зороастрийский бэкграунд? Потому как условная мифологическая часть прямо таки пропитана соответствующими образами. Или к этому правильнее относиться, как к сочинениям греко-римских писателей? "Так, немного от Гомера, вон там еще сказание было пркерасное. Нет, даже два. И да еще можно добавить немного египетской и персидской мистики. Чуть не забыл и правды немного намешать!".
Вы и так достаточно точно охарактеризовали, нового особо-то и не добавить. Это эпос, но не религиозный текст. Иными словами, там отсутствует ведущая роль Бога и/или пророка.
Добавлено: Чт Фев 06, 2020 11:56 am Заголовок сообщения:
В Авесте и в Шах-наме есть система сюжетов, дающая сильное объяснение Мазда-Ясны -- Заратуштрийской Даэны -- Веры. Мазда-Ясна ориентирует нас на определённую сильно явленную жизнь. К сожалению, в истории агрессоры пытались уничтожить как можно больше текстов Авесты. Фирдавси и его предшественники собирали и собрали ряд текстов, относящихся к Мазда-Яснийской Даэне, и Дакики и Фирдавси написали великолепные поэмы. В Авесте есть сюжеты, например, о Кави Усане, и в Шах-наме есть сюжеты о Кай Кавусе. Древние сюжеты дополняют картину до целой ранней картины. В этом измерении Шах-наме Фирдавси -- большая ценность для Мазда-Яснийцев, и Мазда-Яснийцы во многих странах любят эту великую поэму. Также надо заметить, что, как установили академические специалисты, мусульмане при переписке рукописей Шах-наме вставляли в оригинальный текст свои исламизирующие вставки, и надо быть осторожным и учитывать это.
Ведущая роль Бога -- Мазды Ахуры -- в Шах-наме есть. Мазда -- означает -- Высший Разум, Высшая Мудрость. Ведущая роль Мазды для жизни в Шах-наме сильно показана. Например, в тексте "В похвалу Разума" в начале Шах-наме, в сюжетах, в которых герои достигают высоких целей благодаря Разуму, Мудрости. В тексте о Бижане и Маниже Шах-наме прямо говорит о ведущей роли Мазды Ахуры, называя Его Охрмазд. В тексте о явлении Заратуштры Шахнаме также говорит о ведущей роли Бога, называя Его по-персидски -- Джахонофарин -- Создатель Вселенной, и о Мазда-Яснийской Благой Вере, называя Её Дини Бехи -- соответственно Авестийскому названию Вахви Даэна.
Некоторые сюжеты в Шах-наме показываются в немного другом понимании по сравнению с Авестой. Например, Йима в Видевдате абсолютно любит Мазду Ахуру и абсолютно верен Ему, а Джамшид в Шах-наме показан в индоевропейском виде как претендующий на роль Бога. Но и в Гатах Ашо Заратуштры эта претензия Йимы частично может быть показана. В Авесте Кави Усан -- настолько близок к Мазде Ахуре, что Мазда Ахура Дарит Кави Усану бессмертную жизнь. А в Шах-наме, хотя показаны сюжеты освоения Ариями -- в образе Кай Кавуса -- освоения Вселенной -- полёт Кай Кавуса к звёздам -- но статус Кай Кавуса снижен, возможно, люди стали забывать его высокую роль в Авесте.
В Шах-наме в тексте о явлении Заратуштры также показана ведущая роль Заратуштры Пайгамбара -- вслед за ролью Бога -- Мазды Ахуры -- для жизни человечества.
В англоязычном интернете мне попалась статья о зерванитских мотивах Фирдоуси. И действительно, если почитать Ван-дер Вардена, то можно увидеть, что астральный фатализм встречается также в среднеперсидских текстах Сасанидского периода, т.е. между 220 и 650 гг. Например, в книге "Меног-и Храд" мы читаем: "Все судьбы, хорошие и плохие, выпавшие на долю человека, определяются двенадцатью знаками зодиака и семью [планетами]". В части 27 той же книги говорится: "...Поскольку в назначенное время случится то, что должно...".
Фатализм "Меног-и Храда" сочетается с определенными зерванистскими воззрениями. В среднеперсидских источниках зерванизм и астральный фатализм появляются, как правило, всегда вместе. Также подобное видение характерно для арабского влияния.
СообщениеДобавлено: Чт Фев 27, 2020 3:05 pm Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
В англоязычном интернете мне попалась статья о зерванитских мотивах Фирдоуси. И действительно, если почитать Ван-дер Вардена, то можно увидеть, что астральный фатализм встречается также в среднеперсидских текстах Сасанидского периода, т.е. между 220 и 650 гг. Например, в книге "Меног-и Храд" мы читаем: "Все судьбы, хорошие и плохие, выпавшие на долю человека, определяются двенадцатью знаками зодиака и семью [планетами]". В части 27 той же книги говорится: "...Поскольку в назначенное время случится то, что должно...".
Фатализм "Меног-и Храда" сочетается с определенными зерванистскими воззрениями. В среднеперсидских источниках зерванизм и астральный фатализм появляются, как правило, всегда вместе. Также подобное видение характерно для арабского влияния.
В Шах-Наме Фирдавси есть и стихи со смыслом "Человек сам своими деяниями создаёт свою жизнь и свою судьбу" -- эта идеология противостоит негативному фатализму и негативному предопределению.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах