Русский Анджоман
http://blagoverie.org/heritage/Russia/Caucasus/Kubachi.phtml
20 апреля 2024,    01.02.3762 ЗЭ

Зороастризм в средневековом Дагестане

Религиозная мысль предков современных народов Дагестана с древних времён развивалась в условиях постоянных контактов с культурами стран Ближнего Востока.

 

В 461 г. Южный Дагестан был включён в состав сасанидского Ирана в качестве отдельного наместничества. Персы создали здесь целую сеть военных поселений с центром в г. Дербенте. Иранские наместники – марзбаны (перс. «хранители границ»), возвели здесь грандиозные оборонительные сооружения для защиты северных границ империи, а также распространили государственную религию тогдашнего Ирана – зороастризм.

 

В средневековом Дагестане зороастрийская религия наибольшее распространение получила в исторической области Зирихгеран – с. Зирихгеран (перс. «панциродельцы») и ближайших к нему с. Амузги (перс. «ученик») и Сулевкент. Значительно позже (в XIV в.) с. Зирихгеран меняет своё название на тюркское «Кубачи» с тем же смыслом слова.

 

 

с. Кубачи, (Дагестан, Россия)

 

О распространении здесь зороастризма свидетельствуют средневековые авторы – ал-Гарнати, ал-Казвини, хроники вардапета Егише «О войне Вардана и войне армянской», «Об учении персидских магов» Езника и «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци, где подробно описано противостояние зороастризма и христианства в Кавказской Албании.

 

Зороастрийский культ и пантеон богов в Дагестане приобрёл со временем местные особенности. Целый ряд лексем, относящихся к зороастризму, обнаруживается в фольклоре. Одной из них является «яриман», встречающаяся в аварской поэзии, она служит для обозначения злого, тёмного персонажа. Исследования позволяют идентифицировать ее с зороастрийским «Ахриманом».

 

Отголоски зороастрийской религии можно видеть и в праздновании весеннего новогоднего праздника Новруз – одного из важнейших зороастрийских торжеств.

 

Самым страшным проклятием у дагестанцев было и остаётся выражение: «Да потухнет твой очаг». Не рекомендовалось гасить огонь, а с наступлением темноты – передавать огонь из очага. С огнём связывались торжественные ритуалы: новые дома освещались огнём. Запрещалось предавать огню нечистоты, плевать в огонь. Поправлять огонь в священной чаше и в домашнем очаге можно было только с помощью специальных щипцов.

 

К пережиткам, имеющим непосредственное отношение к зороастризму, относятся представления народов Дагестана о Турше – звезде Сириусе (в Авесте – Тиштрия). Согласно этим представлениям, с появлением на небосклоне, в засушливое время года (примерно 12-15 августа) звезды Сириуса происходят существенные перемены в погоде, связанные с сильным дождем Турши.

 

Известный этнограф-кавказовед Е. М. Шиллинг в книге «Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды» отмечает, что «фольклорные данные и более ранние сведения говорят о распространении в сел. Кубечи христианства, а ещё ранее зороастризма». В середине XIX в. академик Х. Д. Френ в статье «О народе кавказском «Кубечи» писал, что этому народу «не чуждо было парсийское вероисповедание».

 

Вопросами пережитков зороастризма у кубачинцев интересовался и русский археолог А. С. Уваров (1825-1884). Жителей селения он относил к «племени, совершенно чуждому другим дагестанским племенам». Рассказывая далее о кубачинцах, он отмечает, что у них «однажды потерялся бык, которого потом нашли на том месте, где теперь стоит их аул. Так как подобная находка быка повторилась трижды, то Кубачи поняли это как указание, сделанное им с небес и переселились на предназначенное место». «Этот бык, – отмечает А.С. Уваров, – считающийся Кубачами небесным предзнаменованием, напоминает о первобытном Быке, от которого, согласно учению Заратуштры, произошли все плоды земные. Следовательно, – заключает А. С. Уваров, – Кубачи придерживались маздеизма».

 

Другой из пережитков зороастризма у кубачинцев – почитание собаки. Согласно мусульманской традиции, собака относится к числу нечистых животных и соприкосновение мусульманина с ней не допускается во избежание осквернения. В верованиях кубачинцев наоборот: считалось, что собака – животное чистое, спасающее от всяких бед, поэтому о ней нужно проявлять заботу. Убивать её нельзя и человек должен кормить её до естественной смерти. В случае, если в селении оказывалась злая или бешеная собака, причиняющая большой вред и необходимо было во что бы то ни стало избавиться от неё, то её убивал за небольшую плату (со стороны заинтересованного лица) бедняк или нищий. Убийство совершалось исключительно вне села.

 

Особо почтительное отношение у кубачинцев было к «четырёхглазой» собаке, т. е. имеющей над глазами два пятна, так как она, по поверьям, оберегает своего хозяина и его дом от злых сил.

 

Помимо традиций, в Зирихгеране сохранились и материальные следы распространения учения Заратуштры – дахмы – особого рода погребальные сооружения для выставления трупов умерших. За селением Кубачи на вершинах гор имеется несколько курганообразных искусственных холмов, считающихся заколдованными местами. Высота одного из холмов составляет 5 м, диаметр по основанию 12 м. Холм окружают ров и оплывший вал высотой более одного метра. На вершине имеется ровная площадка диаметром 4,5 м. Другой курганообразный холм имеет высоту 3,6 м, диаметр основания 24 м. На его вершине также имеется ровная площадка диаметром 8 м. Севернее селения Амузги тоже имеется искусственный курганообразный холм, аналогичный кубачинским.

 

 

Обычай выставления трупов на вершинах гор у местных жителей описывает автор IX в. ал-Масуди: «когда кто-нибудь из них умрёт, они кладут его на носилки и выносят его на открытое место, майдан, где оставляют его на три дня на носилках... Этот обычай бытовал у жителей этого города 300 лет». Последнее замечание позволяет нам связать появление этого обряда со временем правления Сасанидов. На четвертый день могильщики помещали останки в скальных склепах или в каменных ящиках (астоданах).

 

 

Сравнительно недавно вблизи г. Дербента было открыто костехранилище – астодан. Астоданы были найдены и на возвышенности Мискинбулат. Шестнадцать каменных гробниц, высеченных в скале, найдены недалеко от селения Карамахи.

 

В Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее за № 1264 хранится жезл с бычьей головой, который держит мобед при богослужении.

 

 

Эти и другие сохранившиеся реликты, а также остатки погребальных сооружений, свидетельствуют о том, что проникший еще в раннем средневековье в Зирихгеран зороастризм занимал здесь достаточно прочные позиции.

 

Как следует из средневековых исторических документов, со второй половины VI в. н. э. Дербент становится одним из оплотов христианства на Восточном Кавказе и главным центром борьбы против последователей учения Заратуштры.

 

В VII в. на зороастризм обрушилась другая религия – ислам. Арабский халиф Омар, вопреки своим обещаниям, приказал разрушить все храмы огня. К IX в. были уничтожены практически все храмы огня, а к концу века зороастризм окончательно сдал свои позиции в Дагестане.