Русский Анджоман
http://blagoverie.org/holy/rituals/padyab.phtml
25 апреля 2024,    06.02.3762 ЗЭ

Падьяб — омовение

Учение Праведного Заратуштры придает огромное значение чистоте как духовной, так и телесеной. Заратуштра призывает очищать дух и тело уже в Гатах. (Ясна 46:18) Лучшее очищение для духа – это молитвы и добрые дела. Однако духовное очищение невозможно, если тело остается нечистым. Согласно нашему учению недопустимо приступать к молитве, читать Авесту, совершать любое благое дело в состоянии нечистоты. Для очищения тела предписаны определенные виды омовения (pādyāb), совершать которые необходимо в различных случаях осквернения.

 

Чистота (авест. yaoš) – это прежде всего соответствие Аше (aša-), т.е. благо, истина, жизнь и т.д. Поэтому поддержание ритуальной чистоты духа и тела является прямой обязаннойстью каждого заратуштрийца.

 

Наоборот, нечистота есть осквернение, т.е. нахождение под разлагающим влиянием лжи (drug-), это зло, неистинность, смерть. Основной источник нечистоты – скверна (nasu-). В зависимости от степени подверженности скверне в тот или иной момент омовения разделяются на полное и неполное.

 

Следует сказать и о средствах очищения. Универсальным средством очищения является вода (āb). Однако обязанность заратуштрийца состоит и в том, чтобы максимально уберечь воду от осквернения. Поэтому прежде чем совершать омовение водой, т.е. прежде чем допустить контакт осквернившегося тела с водой, необходимо удалить скверну посредством очистителя. В древности подобным очистителем служила коровья моча (gōmēz), антисептические средства которой сегодня доказаны. В позднее время гомез заменяли на фрукты или траву. Многие современные заратуштрийцы используют гранатовый сок. В современных условиях очистителем может служить мыльный раствор. При отсутствии воды омовение может совершаться песком или чистой землей.

 

Полное омовение

Совершается при значительном осквернении – после контакта с различными видами мертвой материи. Величайшим осквернением является контакт с телом мертвого человека. Для очищения от подобного вида осквернения предусмотрено очищение девяти ночей (barašnom-i noh šab), совершаемое над очищающимся жрецом и предусматривающее изоляцию на девять дней. Подробно он описан в Видэвдаде (фрагарды 8 и 9). Одной из разновидностей Барашнома является омовение Си-шуй (si šuy – перс. Тридцать омовений, у индийских парсов riman от перс. «оскверненный»). Подобное омовение рекомендуется пройти каждому заратуштрийцу раз в жизни для телесного и духовного очищения от демона смерти.

 

Простое троекратное омовение (арабо-перс.Gosl, у индийских парсов гудж. nān) совершается верующим самостоятельно. Оно требуется после любых осквернений, связанных с половой сферой (совокупление, поллюция, менструация), после крупных кровотечений, выделения гноя, болезни, загрязнения тела и др. Рекомендуется совершать полное омовение перед праздниками, обрядами посвящения и большими ритаулами, а также перед любым значительным начинанием.

 

Простое полное омовение совершается по упрощенной модели Барашнома:

1)      троекратно омывают руки, сначала правую, затем левую.

2)      последовательно омывают все тело сверху вниз, начиная с головы и заканчивая ступнями (голова-лицо-уши-плечи-подмышки-грудь-спина и зад-половые органы-бедра-колени-икры-ступни) – каждый член тела троекратно, причем сначала правую часть или член, затем левую.

 

Неполное омовение является сокращенным вариантом полного. Его необходимо совершать перед каждой молитвой, перед приемом пищи, а также после естественных отправлений, рвоты, мелкого кровотечения, небольшого загрязнения тела, сна.

 

Главный вид неполного омовения – утренний падьяб. Каждое утро на рассвете, встав ото сна, ради изгнания из тела обрушивающейся во время сна скверны, заратуштриец должен очистить руки, лицо, нос, глаза, ноги до щиколоток посредством очистителя (гомеза, фруктов, травы, сока, мыла). Затем эти части тела последовательно трижды омываются чистой водой. Сначала кисти рук, затем лицо, уши и макушку, потом предпллечья и наконец ноги. Сначала омывается правая рука или нога, затем левая. При омовении лица от уха до уха необходимо держать закрытым рот и следить, чтобы в него не попала вода. Чистка рта обычно производится после еды специальными щеточками.

 

После этого следует сказать Хшнаотра Ахурахе Маздао (Во удовлетворение Ахура Мазды) и прочитать молитву Кем-на Мазда. Недопустимо произносить молитвы, читать Авесту, а также принимать пищу перед совершением падьяба. Обычно сразу же после омовения заратуштрицы читают утренние молитвы и повязывают пояс-кусти.

 

Аналогично проводится омовение и перед другими обязательными и дополнительными молитвами.