Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Эсфанд.

05.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости
Публикации

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Зороастрийские праздники


Все публикации
Комментарии

Тема: Атрушан в Ани

Хочется от лица сообщества извиниться за излишне поспешные и несбалансированные выводы. Наиболее обшироное освещение эта тема...

Автор: Ramyar


Тема: Чему же учил Заратуштра?

К сожалению, эта статья не единственная, вот еще один перл от апологета христианства http://kray.lg.ua/religion-main/religii-blizhnego-vostoka/129-zoroastrizm.html

Автор: luktah


Тема: Интервью президента России В. Путина

audi01, это хорошая идея! Если ли бы Кремль обратил внимания на это!

Автор: Э р а д ж


Все комментарии
Главная Версия для печати

Гах

Гах – одна из основных традиций зороастризма, в соответствие с которой сутки делятся на пять молитвенных периодов. Начало каждого периода принято отмечать перевязыванием пояса и чтением определённых молитв.

 

Видимое движение Солнца задаёт суточный цикл чередования дня и ночи, который упомянут в Гатах праведного Заратуштры как чередование трёх основных периодов, отмеряющих активность человека[i]:

 

<…> (сменяются) рассветы (ušå), полудни (ārə̄m-piθβā) и ночи (apā),

Как напоминания проницательному о достижении цели.

(Ясна 44:5)

 

Дополненный двумя периодами восхождения и нисхождения Солнца этот порядок разделяет сутки на пять периодов – ратов (ratu-) – божественных покровителей, представителей Аши, отмеряющими урочное время для ритуалов и обыденной деятельности. В тексте Ясны эти раты называются asnya- («суточный», «(часть) суток»), а в пехлеви и персидском – гах (gāh), то есть, «пора», «время».

 

Традиционный порядок гахов и Ясна

 

Традиционный порядок гахов задаётся текстом Ясны и начинается с восхода Солнца: Хаван-гах, Рапитвин-гах, Узерин-гах, Аивисрутрем-гах и Ушахин-гах.

 

Гах

Авестийское название

Пехлевийское название

Пазендское название

Исходное значение названия

Время

1.

Хаван

hāwani-

hāwan (h’wnˈ)

hāwan

«Выжимание (сока хаомы)»[ii]

от восхода солнца до полудня

2.

Рапитвин

rapiθβina-

rapiswin (lpyspynˈ)

rapiθβin

«Урочное время для обеда»[iii]

с полудня до 3-го часа пополудни

3.

Узерин

uzayeirina-

uzērin (’wzyrynˈ)

uzērin

«Заход (Солнца)»

с 3-го часа пополудни[iv] до захода солнца.

4.

Аивисрутрем

aiwisrūθrima-[aibigaya-]

ēbisrūsrim (’ypyg-srwg-srym)

aiβisrūθrim

«Слушание-[пение]»

от захода солнца и появления звёзд до полуночи.

5.

Ушахин

ušahina-

ušahin (’wšhynˈ)

ušahin

«Заря»

с полуночи до восхода солнца

 

Ясной, главным зороастрийским богослужением, совершаемым в Хаван (утром), превозносится этот гах, как самое чистое время, время очищения всех творений. Это очищение является прообразом Преображения бытия (Фрашкарда), которое случится в конце времён после прихода Саошьянта:

Затем Саошьянт совершит Ясну, сначала для живущих, затем для бессмертных, затем для умерших. Когда он совершит Ясну в Хаван-гах, (умершие) люди поднимутся. Когда он совершит Ясну в Рапитвин-гах, люди вернутся в мир живых. Когда он совершит Ясну в Узерин-гах, люди станут праведными без лжи. Когда он совершит Ясну в Аивисрутрем-гах, люди вновь станут пятнадцатилетними. Когда он совершит Ясну в Ушахин-гах, Шахривар растопит металл во всех горах мира. Во всём мире люди встанут и пройдут через расплавленный металл, став чистыми, сияющими и ясными, словно Солнце со своими лучами. Тогда творение станет чистым, люди вовеки будут бессмертны и не будут стариться, оставаясь в пятнадцатилетнем возрасте. У них всё будет так, как они пожелают. (Книга Джамаспа, 6)

 

Иначе говоря, Хаван – время пробуждения от мёртвого сна (смерти), Рапитвин – время полного обретения жизненных сил, Узерин – время избавления от греха, Аивисрутрем – время возращения к прошлому благоприятному состоянию, а Ушахин – время окончательного приготовления к Фрашкарду, который случится на следующее утро. Это Утро уже станет вечным.

 

Внутренняя структура и символика гахов

 

Вместе с тем, внутренняя структура гахов и связанная с ними развитая символика ориентированы на порядок гахов, начинающийся в полночь, с Ушахина. Такой порядок тесно связан с традицией «кормления» храмового Огня (обряд Буи), когда пять раз в сутки, в начале каждого гаха священник приближается к Огню, образу Ахура Мазды, горящему в храме, и преподносит ему свежие благовонные дрова, читая одну из пяти молитв, соответствующих текущему гаху.

 

Когда священники следят за храмовым огнём, предрассветный гах (Ушахин) оказывается особенно важным, поскольку в самое тёмное время перед рассветом верующему необходимо пробудиться ото сна и позаботиться об огне, возложив на него благоуханные дрова[v]. Точку отсчёта задаёт полночь, когда необходимо читать Срош-яшт для защиты от ночного зла:

 

Время (gāh) почитания Сроша праведного в первую очередь приходится на прохождение первой половины ночи, когда тот, кто является почитателем (yaštār), возвещает защиту от невидимого друджа. (Денкард IX, 8)

 

Далее последовательно проходят пять гахов, как время, отмеченное почитанием пяти групп язатов:

 

Время (gāh) почитания Рашна и Аштада наступает в первую очередь после этого, в покровительство рата (radīh) Ушахин, когда тот, кто является почитателем, возвещает изобилие зерна.

Время почитания Михра широких пастбищ и духа удовольствия от пищи [Рама] наступает в первую очередь в покровительство рата Хаван, когда тот, кто является почитателем, возвещает (изобилие) стад скота.

Время почитания Ардвахишта, а также Огня Ормазда наступает в первую очередь в покровительство рата Рапитвин, когда тот, кто является почитателем, возвещает (изобилие) паствы праведности.

Время почитания Бурза, Владыки женщин, потомка вод, а также вод, созданных Ормаздом, наступает в первую очередь в покровительство рата Узерин, когда тот, кто является почитателем, возвещает (изобилие) отрядов мужей.

Время почитания Фравахра праведных, Женщин с отрядами мужей, Годов благоприятной жизни, Могущества, хорошо сложенного и красивого, а также Победителя, созданного Ормаздом, и Преодоления возвышающегося – наступает в первую очередь в покровительство рата Аивисрутрем,  когда тот, кто является почитателем, возвещает источник всякого изобилия и плоды от всех проявлений Праведности. (Денкард IX, 8)

 

Здесь описываются пять молитв, называемых «гах», для каждого из пяти периодов времени. В хшнумане (посвящении) такой молитвы восхваляются соответствующие язаты, покровительствующие тому или иному гаху. Почитатель, проходя суточный цикл, (1) сначала утверждается в чуткости к божественным непреложным указаниям (Срош-Рашн-Аштад) в гах Ушахин, (2) затем он проникается дружбой к мирозданию (Михр-Рам) в гах Хаван, (3) затем он воспламеняется к Божией Истине (Ардвахишт-Адур) в гах Рапитвин, (4) потом он отдаётся водам успокоения (Бурз-Абан) и (5) наконец в последний гах Аивисрутрем он воссоединяется с предвечным фраваши и обретает победу (Фравахр-Варахрам).

 

Кроме того, каждое посвящение гаху сопровождается восхвалением хамкара  (hamkār) соответствующего гаха, то есть «помощника», взращивающего блага жизни. Как они описаны в приведённом выше отрывке. Эти хамкары выстраиваются в иерархический ряд, начиная с Ушахина и заканчивая Аивисрутремом.

1.      У гаха Ушахин хамкаром является Береджья (bǝrǝjya-), что значит «исполняющий желания», а в традиционном комментарии он называется растящим зерно.

2.      У гаха Хаван хамкар – Савахи (sāwahi-), что значит «приносящий пользу», связывается с приплодом скота.

3.      У гаха Рапитвин хамкар – Фрадат-фшав (frādat̰-fšaw-) – «растящий скот», в комментарии Денкарда он назван растящим «стада праведности».

4.      У гаха Узерин хамкар – Фрадат-вира (frādat̰-wīra-) – «растящий мужей», имеется в виду мужчины рода (урождённые или зависимые), выполняющие работу и способные встать на защиту.

5.      У гаха Аивисрутрем хамкар – это Фрадат-виспам-худжьяити (frādat̰-wīspąm-hujyāiti-) – «растящий всё для благой жизни», то есть, высший радетель об облегчении людской жизни.

 

Рядом с хамкаром упоминается и рат соответствующей иерархической единицы общества. В Баган-яште (комментарии на Ахунвар) говорится

 

Каковы раты (Ахунвара)? – (Раты) дома [nmānya-], селения [wīsya-], области [zaṇtuma-], страны [dāx́yuma-], Заратуштра [zaraθuštrō] – пятый <…> (Ясна 19:18)

 

Рат дома соответствует Ушахину, рат селения – Хавану, рат области – Рапитвину, рат страны – Узерину, а последний, пятый рат, называемый Наизаратуштрейшим (zaraθuštrōtǝma-), соответствует Аивисрутреме. Комментарий на книгу Ясна толкует этих ратов как чины (xwēškārīh) зороастрийского священства, от низшего к высшему. Поэтому (1) рат дома – это дастур (dastwar), учитель; (2) рат селения – мобед (mōbed), глава магов; (3) рат области – это рат (rad) как чин священника, высшего судьи; (4) рат страны – это хербед (hērbed), глава школы священников, выносящий решения по вероучению; (5) наизаратуштрейший – это мобедан мобед (mōbedān mōbed), глава всех зороастрийцев мира.

 

В начале молитвы «гах» читается посвящение из двух строф, условно называемое малый гах. Малый гах читается не только в молитве «гах», но и в большинстве авестийских молитв, обозначая время их совершения.

Он состоит из двух строф:

1.      Посвящение гаху

2.      Посвящение хамкару и чину

 

Например, в Рапитвин-гах:

1)      Рапитвине (rapiθβināi), праведному рату Аши

ради почитания, ради восхваления, ради удовлетворения, ради прославления.

2)      Растящему скот (frādat̰-fšawe) и (рату) селения (zaṇtumāica)

ради почитания, ради восхваления, ради удовлетворения, ради прославления.

 

Далее, после малого гаха, в любой молитве идёт малый хшнуман (посвящение язату молитвы), на месте которого в молитве «гах» прославляются язаты, соответствующие текущему гаху, как они перечислены выше. Например, в Рапитвин-гах:

 

Во удовлетворение Аши Наилучшей (aṣ̌ahe wahištahe) и Огня Ахура Мазды (āθrasca ahurahe mazdå)

ради почитания, ради восхваления, ради удовлетворения, ради прославления.

 

Это можно свести в виде таблицы:

Малый Гах

Язаты в хшнумане молитвы «гах»

1-е посвящение

2-е посвящение

Гах

Хамкар

Чин

1.

Ушахин

bǝrǝjya-

«исполняющий желания»

nmānya-

«глава дома» (дастур)

Сраоша, Рашну, Арштат

2.

Хаван

sāwahi-

«приносящий пользу»

wīsya-

«глава селения» (мобед)

Митра, Раман

3.

Рапитвин

frādat̰-fšaw-

 «растящий скот»

zaṇtuma-

 «глава области» (рат)

Аша Вахишта, Атар (Огонь)

4.

Узерин

frādat̰-wīra-

 «растящий мужей»

dāx́yuma-

«глава страны» (хербед)

Апам Напат, Воды

5.

Аивисрутрем

frādat̰-wīspąm-hujyāiti-

«растящий всё для благой жизни»

zaraθuštrōtǝma-

«наизаратуштрейший»

 (мобедан-мобед)

Фраваши, жёны, урожайные года, сила, Веретрагна, Превосходство



[i] И ритуальную, и трудовую, как и досуговую, которые в религиозном обществе существуют фактически неразрывно.

[ii] В этот гах проводится богослужение Ясна, где совершается выжимание сока хаомы.

[iii] Из древней формы, зафиксированной в Гатах: ārə̄m-piθβā.

[iv] Это время, принятое в современной практике, является усреднённой границей между двумя половинами послеполуденной части светового дня. В древности существовали специальные правила расчета начала Узерин-гаха, ориентирующиеся на замер тени человека (см. ШНШ, 21:4), что заставляло начало этого гаха «плавать» в зависимости от сезона: летом оно удалялось от полудня, зимой – приближалось к нему. Применение подобных правил, несомненно, было бы полезно для высоких широт, где зимой время между полуднем и закатом может длиться менее 3-х часов, не оставляя вообще времени для Узерин-гаха.

[v] Ср. Венд. 18:18-27


Календарь Входящие Мировой год и хронология

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 29.03.15
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта