Русский Анджоман
http://blagoverie.org/news/document2776.phtml
28 марта 2024,    08.01.3762 ЗЭ

«Я огнепоклонник!» Реакция зороастрийского сообщества на скандальные заявления аятоллы Месбаха Язди

Иранское шиитское духовенство перед лицом возрождения интереса иранцев к своей истории, а отсюда и вольно или невольно - к древней религии Заратуштры, продолжает публичную риторику по умалению благой веры, позволяя себе неоднозначные высказывания.

 

 

Резонанс в зороастрийском сообществе вызвало выступление аятоллы Месбаха Язди, представителя города Тегерана в Совете Экспертов Исламской республики Иран, сделанное им на собрании Общества друзей Махди 15 февраля 2013 года. В своей речи аятолла всячески подчёркивал, как, на его взгляд, неразрывно завязана судьба Ирана с исламом, потомками пророка (особо почитаемыми в шиитской религии) и почему без исламской религии Иран не имеет никакой ценности для мировой цивилизации. В частности, он сказал: «Мы не должны гордиться огнепоклонничеством наших предков, поскольку в этом нет ничего хорошего, следует гордиться тем, что Иран связан с родом пророка Мухаммада».

 

Поскольку выражение «огнепоклонник» используется мусульманами по отношению к зороастрийцам в негативном ключе, с целью подчеркнуть их мнимое идолопоклонничество, зороастрийцы всегда относятся с неприятием к такого рода высказываниям. В ответ на это скандальное, но в общем типичное для мусульманского духовенства чванливое выступление, Эсфандияр Эхтияри, представитель зороастрийской общины в парламенте Ирана направил в канцелярию аятоллы Язди открытое письмо, в котором он заявил, что приписывание своим предкам огнепоклонничества – это оскорбление всех иранцев, ведь ни для кого не секрет, что на протяжении своей долгой истории иранцы были приверженцами единобожия и почитали Единого Бога.

 

 

 Эхтияри отметил, что если иранцам и есть, чем гордиться, то прежде всего достижениями своей цивилизации, а открытие огня, этого божественного дара, уважением к которому всегда была проникнута иранская культура, является началом всякой цивилизации. Он также призвал не использовать в политических целях риторику, которая нарушает единство народа Ирана, принадлежащего к разным конфессиям и этносам.

 

Зороастрийская девушка Назанин Заррин-колах у себя в Фейсбуке опубликовала свой ответ Месбаху Язди, озаглавленный «Я огнепоклонник».

 

Раз за разом сталкиваюсь я с этим вопросом: «Вы огнепоклонница?» Каждый, кто узнаёт, что я зороастрийка, если он что-то знает о зороастрийской вере или слышал о ней, сразу же спрашивает: «Вы огнепоклонница?». Знаю, что все зороастрийцы сталкивались с этим вопросом и не один и не два раза. Но раз за разом, даже когда я присутствовала на беседах с уважаемыми мобедами, я видела, как ответы этих уважаемых людей год за годом уходили в пустоту. Неужели люди забыли своё прошлое? Неужели историческая память таких людей стала настолько слабой, что они не помнят своих предков? Когда мне было ещё мало лет, услышав этот вопрос, я краснела и начинала рассказывать про свою веру. Я говорила, что мы глубоко чтим четыре стихии (воду, воздух, землю и огонь) – благие дары Ахуры, мы не загрязняем их, но мы не поклоняемся им. Я говорила им, что Ашу Зартошт описывает Бога – Ахура Мазду – как Господа духа и разума, Которого мы, вознося руки, и почитаем… В то время, наверно, я сама не знала, что проявлением уважения к воде, воздуху, земле и огню и поддержанием их неосквернёнными я совершаю их почитание (заботу, охрану). Но теперь я хочу гордо поднять голову и воскликнуть: «Да, я огнепоклонница!»

 

Долг, возложенный на меня не только как зороастрийку, но и как человека, это и есть проявление почтения к природе и дарам Ахуры. Я должна заботиться о воде, ветре, земле и огне – природе, без которой мы, люди, не сможем продолжать свою жизнь. И cегодня, как и всегда, я одену белую одежду и с воздетыми руками и покрытой головой сяду молиться перед огнём – так, как и тысячи лет назад мои дорогие предки собирались в единый круг и возносили свои молитвы.