Русский Анджоман
http://blagoverie.org/tradition/ayin/ch1.phtml
23 апреля 2024,    04.02.3762 ЗЭ

Праздник Новруз

День Ормазд месяца Фарвардин / 1 фарвардина / 21 марта[1]

 

Введение

 

Древние иранцы, основываясь на учении своего пророка Ашо Зартошта, полагали, что источник счастья заключён в божественной благодати и гармоничности жизни. Обладая оптимистическим взглядом на жизнь, они всеми силами старались не поддаваться печали и скорби.

 

Люди, которые на протяжении тысячелетий, следуя вере Зартошта, стремились к зелени, цветам и растениям, благоустроенности и развитию и проявляли приверженность в сердце благим мыслям, словам и делам, были жизнерадостны и счастливы, пребывая в совершенном спокойствии и миролюбии. Они избегали лжи, гнева, зависти, враждебности и злобы, но следовали любви, дружелюбию, взаимопомощи в деле сохранения и возрождения окружающего мира.

 

Наши предки ради того, чтобы жить полноценной жизнью, по различным поводам устраивали праздники, основанные на религиозных верованиях и согласованные с жизнью природы, чтобы чаще собираться вместе и проводить свои дни  в веселье и радости, а также чтобы добиться сплочения и единства общества, что было заповедано их религией.

 

Праздник Новруз является одним из самых выдающихся и торжественных памятных дней в иранской культуре, возникшим много лет тому назад, и по праву считается одним из самых древних праздников на земле.

 

Можно сказать, что наибольшая ценность этого праздника заключается в том, что на протяжении всей истории, во времена взлётов и падений, он стоит словно прочная скала и столь прочно вошёл в дух и менталитет населения этой земли, что каждый год они с нетерпением ждут его наступления и начинают встречать его за несколько недель до его прихода.

 

Итак, когда оживают цветы, растения и зелень и живой мир поднимает разноцветное знамя жизни, когда повсюду всё стремится к росту, торжественно вступает в свои права Новый Год и праздник Новруз.

 

Возникновение Новруза

 

Некоторые иранские исследователи и историки полагают, что начало празднику Новруз положил царь Джамшид из династии Пешдадидов. Это представление прекрасно раскрыли в своих великолепных трудах учёные и поэты, такие как Хаким Фирдоуси Туси, Хаям Нишапури и Абу Рейхан Бируни. В древних памятниках заратуштрийцев говорится, что Бог сотворил мир в шесть этапов или шесть «ликов» (чехре) – Гаханбаров, каждое чехре, что длилось в течение пяти дней, было создано одно из жизненно важных творений Ахура Мазды.

 

Сначала было сотворено небо, затем – вода, земля, растения, животные и в конце шестого чехре – пяти дней, приходящихся на конец каждого года – человек. После появления человека творение вышло на новый уровень совершенства, и на земле начала свою жизнь человеческая личность, наделённая способностью мыслить и разумно использовать окружающий мир, возникший ради неё. Наши мудрые предки в ознаменование появление человека, самого совершенного творения Ахура Мазды, учредили и распространили величественный праздник Новруз. Поскольку с его появлением началась новая стадия развития мира, человек должен был радостно отпраздновать своё рождение и с благодарностью за своё сотворение обратиться с почитанием к Творцу. Так праздник Новруз, будучи тесно связан с религией иранцев, оформился и навеки утвердился в их культуре.

 

Заратуштрийцы, основываясь на Авесте, считают, что за десять дней до начала месяца Фарвардин на землю приходят фравахары[2] умерших, в течение десяти дней они гостят у своих детей и потомков, а на рассвете первого дня месяца Фравардин (в начале Новруза) возвращаются в свою духовную обитель.

 

В Фарвардин-яште, одной из древних частей Авесты, говорится:

 

Благие, могучие, праведные, святые фравахары мы почитаем, которые перед праздником Хамас-пат-майдьом[3] спускаются из своей обители и в течение десяти дней и ночей они ходят там, осведомляясь.

 

Поэтому заратуштрийцы ради радости и удовлетворения фравахаров умерших, что за десять дней до Новруза[4] спускаются на землю, готовятся встретить и принять их у себя. За несколько дней они делают уборку в своём доме и квартале, зажигают огонь, кладут в него ладан и веточки сандала, возжигают благовония и распространяют приятный запах по всему жилищу, стараются водворить в своей семье и во всём городе больше мира и любви, чтобы фравахары умерших были радостны и удовлетворенны.

 

Далее >>>



[1] Даты всех праздников приводятся по трём календарям: по заратуштрийскому (фасли, т.е. сезонному), по современному иранскому и по григорианскому (Примеч. перевод.).

[2] Фравахар (фраваши) - в заратуштрийской религии одна из внутренних духовных сил человека, которая появляется по воле Бога и передаётся человеку при его рождении и, контролируя его поступки, создаёт основу для его духовного развития; после смерти человека фравахар возвращается в высший мир. Эту духовную силу можно назвать божественным лучом или духом бытия. Слово «фарвардин» (первый месяц иранского календаря – Прим. пер.) также произошло от слова «фравахар».

[3] Хамас-пат-майдьом – шестой Гаханбар года, означающий «равноденствие», отмечаемый в пять последних дней года.

[4] Первые пять дней – со дня Аштад до дня Анарам месяца Эсфанд (с 20 по 24 эсфанда – 11 по 15 марта) называются «пандже-йе кучек» (малая пятёрка), а с 25 по 29 эсфанда (16-20 марта), составляющие гаханбар Хамас-пат-майдьем – «пандже-йе бозорг» (большая пятёрка). Последние пять дней называют месяцем «Гатабью», в котором каждый день назван в честь одной из Гат (Божественного слова Зартошта): Ахнувад, Оштавад, Сепантамад, Вохухшатар и Вахиштоишт.