Русский Анджоман
http://blagoverie.org/tradition/calendar/siroza.phtml
29 марта 2024,    09.01.3762 ЗЭ

Сироза: тридцатидневный месяц

Кто (он), благодаря кому Луна

растет и вновь убывает? (Ясна 44.3)

Месяц, как единица времени, повторяет своим названием имя Луны, поэтому несомненно календарный месяц обязан своему возникновению циклу смены лунных фаз: от «новорождённой» Луны до полнолуния и от полнолуния вновь к «исчезновению» – занимающему примерно тридцать дней (пехл. sīrōzag, новоперс. sīrōza). Как говорится в Авесте:

 

Пятнадцать (дней) Луна возрастает, пятнадцать (дней) Луна убывает. Сколько (дней) к нее рост, столько – убывание. Сколько (дней) у нее убывание, столько – рост. (Мах-нияишн, 3)

 

Пехлевийский текст замечает, что Луна исчезает, когда находится в соединении с Солнцем, а наибольшее сияние и сферическую форму приобретает в противостоянии с Солнцем (Дадестан-и Дениг, 68). Пятнадцать дней Луна набирает от Язатов благо и счастье, а затем пятнадцать дней вместе со своим светом раздаёт их живущим в земном мире (Занд Мах-нияишн, 3). Другие говорят, что Луна наполняется благодеяниями, которые творят люди на земле, а затем излучает их обратно людям в виде света.

 

Месяц включает три основные фазы, именуемые ратами, которые принято отмечать чтением Мах-нияишна:

 

1.      Андармах (авест. aṇtarəmåŋha, пехл. andarmāh, букв. «Луна внутри», то есть, Новолуние, когда Луна не видна) – с 1-го по 5-й день.

2.      Пурмах (авест. pǝrǝnō.måŋha, пехл. purmāh, «Полнолуние») – с 11-го по 15-й день.

3.      Вишаптах (авест. wīšaptaθa, пехл. wišaptah, «между семёрками») – с 21-го по 25-й день

(см. Денкард III, 259).

 

С четверичным делением лунного месяца связаны названия тридцати дней. Как говорит Бундахишн:

 

Ормазд установил имена тридцати Амахраспандов (здесь синоним слову Язаты) для тридцати дней таким образом: сначала Ормазд, затем шесть Амахраспандов; восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем шесть Амахраспандов, что составляет семь (дней); восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем семь Амахраспандов, что составляет восемь (дней); девятый день Дей, то есть «Творец», а затем семь Амахраспандов, что составляет восемь (дней). Ибо Он установил своё имя в четырёх местах месяца: Ормазд и три Дея, то есть своё Имя, своё Пространство, свою Религию и своё Время, которые вечны (Бундахишн III, 1)

 

Иначе говоря, день Ормазд и три дня Дей составляют четверичный каркас месяца, в котором 1-й день в честь имени Ахура Мазды представляет Новолуние, а 8-й, 15-й и 23-й дни с одинаковым именем Дей – соответственно Первую четверть, Полнолуние и Последнюю четверть. 23-й день при этом находится между двумя семёрками имён – в соответствии со значением слова «вишаптах» - третьим ратом месяца. Таким образом, месяц делится на 4 отрезка, несколько напоминающих недели. Первый отрезок составляют имена собственно семи Амешаспентов (Бессмертных Святых) во главе с Ормаздом. Второй – имена язатов Божьего Пространства. Третий – имена язатов Божьей Религии. Последний – имена язатов Божьего Времени. Чтобы отличать дни Дей друг от друга, к этому названию добавляется уточнение с именем следующего дня: 8-й день Дей-бе-Азар – то есть день Дей перед Азаром, 15-й день Дей-бе-Мехр – день Дей перед Мехром, 23-й день Дей-бе-Дин – день Дей перед Дином.

 

Имена дней месяца

 

Их имена содержатся в Ясне (глава 16, 3-6), где каждая из четырёх групп перечислена в отдельном стихе. Тридцати дням месяца соответствуют тридцать кратких посвящений Язатам в сборнике Сироза. Список дней приведён также в Бундахишне (Ia, 23)

 

Число дня месяца

Имя дня

На пехлеви

На авестийском

(в родительном падеже – день такого-то)

Значение имени

 

1

Ормазд

Ohrmazd

Ahurahe Mazdå

Господь Мудрый

Язаты Имени

(Бессмертные Святые)

2

Бахман

Wahman

Waŋhə̄uš Manaŋō

Благой Помысел

3

Ардибехешт

Ardwahišt

Aṣ̌ahe Wahištahe

Истина Наилучшая

4

Шахривар

Šahrewar

Xšaθrahe Wairyehe

Власть Желанная

5

Спандармаз

(Эсфанд)

Spandārmad

Spəṇtayå Ārmatōiš

Святое Благочестие

6

Хордад

Xordād

Haurwatātō

Целостность

7

Амордад

Amurdād

Amərətatātō

Бессмертие

8

Дей-бе-Азар

Day-pad-Ādur

Daθušō

Творец

(Пространство Творца)

Язаты Пространства

9

Азар

Ādur

Āθrō

Огонь

10

Абан

Ābān

Āpąm Waŋuhīnąm

Воды Благие

11

Хоршид

(Хур)

Xwar(šēd)

Hwarəxšaētahe

Солнце

12

Мах

Māh

Måŋhahe

Луна

13

Тир

Tīr

Tištryehe

Тиштрья (Сириус и дождь)

14

Гуш

Gōš

Gə̄uš Urwānō

Душа Скота

15

Дей-бе-Мехр

Day-pad-Mihr

Daθušō

Творец

(Религия Творца)

Язаты Религии

16

Мехр

Mihr

Miθrahe

Договор, Дружба, Свет

17

Соруш

Srōš

Sraošahe

Послушание, Совесть

18

Рашн

Rašn

Rašnaoš

Правдивость

19

Фарвардин

Frawardīn

Frawaṣ̌inąm

Дух человека

20

Варахрам

(Бахрам)

Wahrām

(Warhrān)

Wərəθraγnahe

Победоносность

21

Рам

Rām

Rāmanō

Мир, Радость

22

Вад (Бад, Говад)

Wād

Wātahe

Ветер, Воздух

23

Дей-бе-Дин

Day-pad-Dīn

Daθušō

Творец (Время Творца)

Язаты Времени

24

Дин

Dīn

Daēnayå

Религия, Образ веры

25

Ард

Ard

Aṣ̌ōiš Waŋhuyå

Награда Благая, Счастье

26

Аштад

Aštād

Arštātō

Справедливость

27

Асман

Āsmān

Ašnō

Небо

28

Замьяд

Zam(yād)

Zəmō

Земля

29

Мараспанд

Māraspand

Mąθrahe Spəntahe

Святое Слово

30

Анаран

Anagrān

Anaγranąm Raocaŋhąm

Бесконечные Сияния

 

В древности особую значимость имели первый и последний день месяца, они имели также второе, уважительное название: день Ормазд – Фаррух, то есть «счастливый», день Анаран – Бехруз, то есть «благой день».

Идеальный тридцатидневный месяц

 

Месяц в календаре

 

Синодический лунный месяц (то есть полный цикл смены фаз) непостоянен. Согласно современным данным, в среднем он составляет 29 суток, 12 часов, 44 минуты, а разница между длительностью разных лунных месяцев может достигать полусуток. Книга Денкард говорит, что он длится не 30 дней, а на 10 часов меньше. Из-за этого за двенадцать месяцев накапливается разница в 120 часов (Денкард III, 419). При этом реальный лунный месяц может состоять как из 30 дней, так и из 29.

 

В целом исчисление месяцев строго по фазам Луны в зороастрийской культуре было оставлено – начиная уже с давней эпохи месяц в зороастрийском календаре представляет собой строгую тридцатидневку (сироза), никак не привязанную к фазам Луны. Каждый месяц фазы смещаются по отношению к календарному месяцу на несколько часов, но благодаря небольшой разнице, наблюдая за Луной, можно соблюдать указанные выше три рата-фазы – то есть читать Мах-нияишн трижды в календарный месяц (одна и та же фаза случается в одном календарном месяце весьма редко).

 

Месяцесловы

 

Вследствие большой важности тридцатидневного месяца, имена Язатов по сути сливаются с названиями дней, и месяц сам по себе является образцовым списком Язатов. В традиции распространены месяцесловы с посвящениями именам Язатов в месячном порядке. Главнейший из них – это авестийская Сироза, где в календарном порядке приведены хшнуманы (посвящения) всем тридцати Язатам месяца. Известен также месяцесловы в конце книги Шаист-Нашаист (главы 22 и 23). Месяцеслов Адурбада Мараспанда описывает, что зороастрийцу рекомендуется делать (или чего не делать) в каждый из дней месяца.