Русский Анджоман http://blagoverie.org/tradition/calendar/siroza.phtml |
01 июня 2023, 13.03.3761 ЗЭ |
Кто (он), благодаря кому Луна растет и вновь убывает? (Ясна 44.3) |
Месяц, как единица времени, повторяет своим названием имя Луны, поэтому несомненно календарный месяц обязан своему возникновению циклу смены лунных фаз: от «новорождённой» Луны до полнолуния и от полнолуния вновь к «исчезновению» – занимающему примерно тридцать дней (пехл. sīrōzag, новоперс. sīrōza). Как говорится в Авесте:
Пятнадцать (дней) Луна возрастает, пятнадцать (дней) Луна убывает. Сколько (дней) к нее рост, столько – убывание. Сколько (дней) у нее убывание, столько – рост. (Мах-нияишн, 3)
Пехлевийский текст замечает, что Луна исчезает, когда находится в соединении с Солнцем, а наибольшее сияние и сферическую форму приобретает в противостоянии с Солнцем (Дадестан-и Дениг, 68). Пятнадцать дней Луна набирает от Язатов благо и счастье, а затем пятнадцать дней вместе со своим светом раздаёт их живущим в земном мире (Занд Мах-нияишн, 3). Другие говорят, что Луна наполняется благодеяниями, которые творят люди на земле, а затем излучает их обратно людям в виде света.
Месяц включает три основные фазы, именуемые ратами, которые принято отмечать чтением Мах-нияишна:
1. Андармах (авест. aṇtarəmåŋha, пехл. andarmāh, букв. «Луна внутри», то есть, Новолуние, когда Луна не видна) – с 1-го по 5-й день.
2. Пурмах (авест. pǝrǝnō.måŋha, пехл. purmāh, «Полнолуние») – с 11-го по 15-й день.
3. Вишаптах (авест. wīšaptaθa, пехл. wišaptah, «между семёрками») – с 21-го по 25-й день
(см. Денкард III, 259).
С четверичным делением лунного месяца связаны названия тридцати дней. Как говорит Бундахишн:
Ормазд установил имена тридцати Амахраспандов (здесь синоним слову Язаты) для тридцати дней таким образом: сначала Ормазд, затем шесть Амахраспандов; восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем шесть Амахраспандов, что составляет семь (дней); восьмой день Дей, то есть «Творец», а затем семь Амахраспандов, что составляет восемь (дней); девятый день Дей, то есть «Творец», а затем семь Амахраспандов, что составляет восемь (дней). Ибо Он установил своё имя в четырёх местах месяца: Ормазд и три Дея, то есть своё Имя, своё Пространство, свою Религию и своё Время, которые вечны (Бундахишн III, 1)
Иначе говоря, день Ормазд и три дня Дей составляют четверичный каркас месяца, в котором 1-й день в честь имени Ахура Мазды представляет Новолуние, а 8-й, 15-й и 23-й дни с одинаковым именем Дей – соответственно Первую четверть, Полнолуние и Последнюю четверть. 23-й день при этом находится между двумя семёрками имён – в соответствии со значением слова «вишаптах» - третьим ратом месяца. Таким образом, месяц делится на 4 отрезка, несколько напоминающих недели. Первый отрезок составляют имена собственно семи Амешаспентов (Бессмертных Святых) во главе с Ормаздом. Второй – имена язатов Божьего Пространства. Третий – имена язатов Божьей Религии. Последний – имена язатов Божьего Времени. Чтобы отличать дни Дей друг от друга, к этому названию добавляется уточнение с именем следующего дня: 8-й день Дей-бе-Азар – то есть день Дей перед Азаром, 15-й день Дей-бе-Мехр – день Дей перед Мехром, 23-й день Дей-бе-Дин – день Дей перед Дином.
Их имена содержатся в Ясне (глава 16, 3-6), где каждая из четырёх групп перечислена в отдельном стихе. Тридцати дням месяца соответствуют тридцать кратких посвящений Язатам в сборнике Сироза. Список дней приведён также в Бундахишне (Ia, 23)
Число дня месяца |
Имя дня |
На пехлеви |
На авестийском (в родительном падеже – день такого-то) |
Значение имени |
|
1 |
Ормазд |
Ohrmazd |
Ahurahe Mazdå |
Господь Мудрый |
Язаты Имени (Бессмертные Святые) |
2 |
Бахман |
Wahman |
Waŋhə̄uš Manaŋō |
Благой Помысел |
|
3 |
Ардибехешт |
Ardwahišt |
Aṣ̌ahe Wahištahe |
Истина Наилучшая |
|
4 |
Шахривар |
Šahrewar |
Xšaθrahe Wairyehe |
Власть Желанная |
|
5 |
Спандармаз (Эсфанд) |
Spandārmad |
Spəṇtayå Ārmatōiš |
Святое Благочестие |
|
6 |
Хордад |
Xordād |
Haurwatātō |
Целостность |
|
7 |
Амордад |
Amurdād |
Amərətatātō |
Бессмертие |
|
8 |
Дей-бе-Азар |
Day-pad-Ādur |
Daθušō |
Творец (Пространство Творца) |
Язаты Пространства |
9 |
Азар |
Ādur |
Āθrō |
Огонь |
|
10 |
Абан |
Ābān |
Āpąm Waŋuhīnąm |
Воды Благие |
|
11 |
Хоршид (Хур) |
Xwar(šēd) |
Hwarəxšaētahe |
Солнце |
|
12 |
Мах |
Māh |
Måŋhahe |
Луна |
|
13 |
Тир |
Tīr |
Tištryehe |
Тиштрья (Сириус и дождь) |
|
14 |
Гуш |
Gōš |
Gə̄uš Urwānō |
Душа Скота |
|
15 |
Дей-бе-Мехр |
Day-pad-Mihr |
Daθušō |
Творец (Религия Творца) |
Язаты Религии |
16 |
Мехр |
Mihr |
Miθrahe |
Договор, Дружба, Свет |
|
17 |
Соруш |
Srōš |
Sraošahe |
Послушание, Совесть |
|
18 |
Рашн |
Rašn |
Rašnaoš |
Правдивость |
|
19 |
Фарвардин |
Frawardīn |
Frawaṣ̌inąm |
Дух человека |
|
20 |
Варахрам (Бахрам) |
Wahrām (Warhrān) |
Wərəθraγnahe |
Победоносность |
|
21 |
Рам |
Rām |
Rāmanō |
Мир, Радость |
|
22 |
Вад (Бад, Говад) |
Wād |
Wātahe |
Ветер, Воздух |
|
23 |
Дей-бе-Дин |
Day-pad-Dīn |
Daθušō |
Творец (Время Творца) |
Язаты Времени |
24 |
Дин |
Dīn |
Daēnayå |
Религия, Образ веры |
|
25 |
Ард |
Ard |
Aṣ̌ōiš Waŋhuyå |
Награда Благая, Счастье |
|
26 |
Аштад |
Aštād |
Arštātō |
Справедливость |
|
27 |
Асман |
Āsmān |
Ašnō |
Небо |
|
28 |
Замьяд |
Zam(yād) |
Zəmō |
Земля |
|
29 |
Мараспанд |
Māraspand |
Mąθrahe Spəntahe |
Святое Слово |
|
30 |
Анаран |
Anagrān |
Anaγranąm Raocaŋhąm |
Бесконечные Сияния |
В древности особую значимость имели первый и последний день месяца, они имели также второе, уважительное название: день Ормазд – Фаррух, то есть «счастливый», день Анаран – Бехруз, то есть «благой день».
Идеальный тридцатидневный месяц
Синодический лунный месяц (то есть полный цикл смены фаз) непостоянен. Согласно современным данным, в среднем он составляет 29 суток, 12 часов, 44 минуты, а разница между длительностью разных лунных месяцев может достигать полусуток. Книга Денкард говорит, что он длится не 30 дней, а на 10 часов меньше. Из-за этого за двенадцать месяцев накапливается разница в 120 часов (Денкард III, 419). При этом реальный лунный месяц может состоять как из 30 дней, так и из 29.
В целом исчисление месяцев строго по фазам Луны в зороастрийской культуре было оставлено – начиная уже с давней эпохи месяц в зороастрийском календаре представляет собой строгую тридцатидневку (сироза), никак не привязанную к фазам Луны. Каждый месяц фазы смещаются по отношению к календарному месяцу на несколько часов, но благодаря небольшой разнице, наблюдая за Луной, можно соблюдать указанные выше три рата-фазы – то есть читать Мах-нияишн трижды в календарный месяц (одна и та же фаза случается в одном календарном месяце весьма редко).
Вследствие большой важности тридцатидневного месяца, имена Язатов по сути сливаются с названиями дней, и месяц сам по себе является образцовым списком Язатов. В традиции распространены месяцесловы с посвящениями именам Язатов в месячном порядке. Главнейший из них – это авестийская Сироза, где в календарном порядке приведены хшнуманы (посвящения) всем тридцати Язатам месяца. Известен также месяцесловы в конце книги Шаист-Нашаист (главы 22 и 23). Месяцеслов Адурбада Мараспанда описывает, что зороастрийцу рекомендуется делать (или чего не делать) в каждый из дней месяца.