Русский Анджоман http://blagoverie.org/tradition/prayer/gah.phtml |
24 апреля 2024, 05.02.3762 ЗЭ |
Заратуштрийцам заповедана пятикратная молитва в соответствии с традиционным разделением суточного цикла, следующим за видимым движением Солнца по небу. Периоды заратуштрийских суток называются персидским словом гāҳ («время», «пора»), которому соответствует авестийское рату.
|
Авестийское название |
Современное персидское название |
Исходное значение названия |
Время |
1. |
Ҳāвани- |
Ҳāван |
«Выжимка (сока хаомы)» |
от восхода солнца до полудня |
2. |
Рапиθβина- |
Рапӣтвин |
«Правильный приём пищи» |
с полудня до 3-го часа пополудни |
3. |
Узайеирина- |
Узӣрин |
«Заход (Солнца)» |
с 3-го часа пополудни до захода солнца. |
4. |
Аиβисрӯθрима-[Аибигайа-] |
Айвӣсрӯтрим |
«Слушание-[пение]» |
от захода солнца и появления звёзд до полуночи. |
5. |
Уш̣аҳина- |
Ушаҳӣн |
«Восход» |
с полуночи до восхода солнца |
Как видно, заратуштрийские сутки начинаются с восхода солнца, и во главе гахов стоит Хаван – гах, когда священники проводят Ясну и выжимают чудодейственный сок Хаомы. Рапитвин – изначально гах обеденного времени, он отождествляется с теплом полудня, когда солнце больше всего разогревает воздух. В заратуштрийском году пятимесячный период так называемой «Большой Зимы» с месяца Абан до праздника Новруз традиционно считается временем без Рапитвина. В холодное время года Солнце не согревает воздух в достаточной степени, поэтому не образуется конвекции тепла от земли, так отличающей летнюю погоду. Согласно Бундахишну, в это время Рапитвин уходит под землю, где согревает источники вод. Поэтому Рапитвин справляется, когда вода родника холоднее воздуха, а когда она теплее воздуха (зимой), время Рапитвина после полудня приписывается гаху Хаван. Заратуштрийцу при этом предписывается при наступлении полудня зимой читать второй гах Хаван с соответствующими молитвами. Данное правило «второго Хавана» связано, в частности, с тем обстоятельством, что зимой день значительно короче, и времени от восхода до полудня может не хватить на длинные заратуштрийские богослужения, типа Ясны, совершаемые мобедами всегда в гах Хаван.
Послезакатный гах изначально относился ко времени собраний древних иранцев, на которых перед вечерним огнём распевались и слушались восхваления умерших предков и эпические сказания об их деяниях.
Гахи – это не просто механическое разделение суток на молитвенные циклы, каждый гах имеет своё значение, свою символику, своих небесных покровителей. Помимо того, что существуют специальные молитвы для каждого гаха, в большинство других молитв начинается с благословения текущего гаха и его покровителей. Некоторые молитвы имеют ограничения на чтение в тот или иной гах суток, прежде всего это касается молитв, посвящённых солнцу и луне.
При благословении гаха всегда упоминаются два рата-покровителя, а именно один из пяти покровителей живого мира и один из глав пятиричной иерархической структуры общества:
1. Нмана – дом/семья
2. Вис – селение/род
3. Занту – племя/область
4. Дахью – страна/регион
5. Всё человечество
При этом первому гаху суток Хавану соответствует второй уровень общественной структуры – рат Висья, а покровитель первого, низшего уровня – Нманья – поминается в последний предрассветный гах Ушахин. Таким образом, порядок покровителей общества сдвинут по отношению к порядку гахов на один пункт.
Кроме того, с каждым гахом традиционно связаны определённые язаты-покровители. Их хшнуманы (поминания) содержатся в специальной молитве, посвящённой соответствующему гаху.
Все указанные соответствия можно представить в виде следующей таблицы:
|
Гах |
Покровитель живого мира |
Покровитель общества |
Покровители-язаты |
1. |
Хаван |
Сāваҳи- «Оживляющий», «Наделяющий жизнью» |
Вӣсйа- «Глава селения/рода» |
Митра, Раман |
2. |
Рапитвин |
Фрāдат̰-фш̣у- «Растящий скот» |
Зан̣тума- «Глава племени/области» |
Аша Вахишта, Атар (Огонь) |
3. |
Узирин |
Фрāдат̰- вӣра- «Растящий людей» |
Дах́йума- «Глава страны/региона» |
Апам Напат (Березат Ахура), Ап (Вода) |
4. |
Аивисрутрим |
Фрāдат̰- вӣспąм-ҳуджйāити- «Растящий всё доброживущее» |
Зараθуштро̄тəма- «Наизаратуштрейший» (мобедан мобед, глава всех заратуштрийцев) |
Праведные Фраваши, Веретрагна |
5. |
Ушахин |
Бəрəджйа- «Благословляющий», «Совершающий почитания» |
Нмāнйа- «Глава дома/семьи» |
Сраоша, Рашну |
Язаты-покровители гахов соответствуют символике гахов, в которой
1. Хаван – гах солнечного света, открытых пространств, полных пастбищ для скота.
2. Рапитвин – гах жаркого времени, символизируемого огненной стихией.
3. Узирин – гах водной стихии.
4. Аивисрутрим – гах, посвящённый фраваши (душам) умерших предков.
5. Ушахин – гах предрассветного времени, в которое человек особенно нуждается в защите язатов Послушания (Сраоши) от лени и скверны.
В храме огня при наступлении очередного гаха священник совершает обряд возложения топлива на поддерживаемый в храме огонь, и, читая Аташ-неяеш, ударяет в небольшой колокол, оповещая всех присутствующих в храме о времени новой молитвы.
Для заратуштрийцев, не находящихся в храме, также рекомендуется начать молитву сразу при наступлении очередного гаха или, по крайней мере, по возможности начать её в первый час гаха, не оставляя на его конец, когда вот-вот должен начать следующий гах. Однако при совершенной невозможности совершить молитву в нужное время молитва прошедшего гаха может быть «возмещена» позднее, как только предоставится такая возможность.
Исключение составляет гах Ушахин, для которого заратуштрийцу, не следящему за огнём в храме или не участвующему в ночных богослужениях Вендидада, не обязательно бодрствовать в полночь. Обычно рекомендуется читать молитву Ушахина в предрассветное время сразу после пробуждения до восхода солнца.