Русский Анджоман
http://blagoverie.org/world/heritage/Russia/Finno-Ugorian/Karelian.phtml
20 апреля 2024,    01.02.3762 ЗЭ

Элементы заратуштрийской религии в народных верованиях карел

Карелы (karjalaizet) – финно-угорский народ в России, проживают в основном в Карелии, а также Тверской области.

 

Известно, что предки современных  финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в карельской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов:

 

Карельский

Авестийский

punta «дно»

авест. bŭna<*bundna, отсюда название трактата Бундахишн

aiva: (арх.) aiva «только», «исключительно», «целиком»

aēva- «один», «единственный

aiša «оглобля»

aēša- «плуг»

ertä-

aræδa- «половина», сторона»

mehi-läinen «пчела»

maxšī- «муха»

oras «холощёный кабан», «кабан

varāza- «кабан»

osa «часть», «доля», 

ąsa- «часть, доля»

sarvi «рог»

srvā- «рог»

marras (основа marta-) «дряхлый», «бесплодный», «мёртвый»

mæræta- «умерший», «мёртвый».

sata «сто»

satæm, пехлев. sat «сто»

jyvä «зерно», «злак», «семя»

уа- «злак»

viha «ненависть», «гнев», «яд»

vĩša- «яд», пехлев. wiš «яд».

kota «жилище», koti «дом»

kata- «место, постройка».

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в карельском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода:

 

Карельский

Новоиранский

vermen «верхний слой кожи»

осет. wormeg «верхняя одежда», «шуба».

vasa «телёнок»

ягноб. wása «телёнок»

varsa «жеребенок»

осет. vurs «кобыла»

kalabian «меч»

перс. kard «меч».

reśmä «верёвка»

перс. rasan «верёвка»

porsas «свинья»

хотано-сакск. pā’sa «свинья»

 

Всё это позволяет предполагать о связях предков карел с иранцами, что могло найти отражение в карельской мифологии, зафиксированной в рунах (народных песнях). Исследователь XIX в. Элиас Леннрот скомпоновал эти руны в поэтический цикл «Калевала». Анализ содержания мифов «Калевалы» и этнографические исследования карел выявляют в их мировоззрениях некоторое сходство с учением Заратуштры.

 

Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.

 

По традициям заратуштрийцев, труп – сакрально нечист, обладает оскверняющей силой, разносимой дэвом насу и поэтому не может быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Для этого заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов в закрытых или открытых погребальных сооружениях. У восточных иранцев соблюдалась традиция построения закрытых постройках для покойных: аланы строили для этой цели «дома мёртвых», согдийцы и хорезмийцы – склепы для хранения оссуариев.

 

«Дом мёртвых». Осетия

 

Сравнивая учение Заратуштры и карельские народные верования можно отметить, что в карельских верованиях также присутствовал дуализм – вера в существование Добра во главе с Ильмариненом и Зла – во главе со старухой Лоухи, хозяйкой адской северной страны Похьелы, похитившей огонь из очагов страны людей Калевалы. Следует отметить, что согласно заратуштрийской традиции, ад (дузах) также ассоциировался с севером.

 

Имя бога Ильмаринена (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед.

 

Карелы, как и иранцы-заратуштрийцы, хоронили покойника через трое суток после смерти. По карельской традиции считалось, что в течение первых трёх суток душа умершего находится рядом, после чего она отправляется в страну мёртвых Туонелу, проходя по мосту-нитке через огненную реку Туони. Это имеет параллели с религией Заратуштры, где душа после суда над ней должна пройти по мосту Чинват над огненной рекой.

 

Судя по этнографическим данным, карелы вплоть до XIX в. усопшего, обёрнутого в бересту, оставляли в «доме мёртвых» – небольшом четырехугольном бревенчатом срубе (ок. 2*0,6 м) с двускатной крышей и глинобитным полом. Тело клали головой к северу и ногами на юг. Таким образом, лицо покойника было обращено в сторону юга, в сторону света, дня, солнца. В некоторых случаях «дом мёртвых» возводился для двух или более тел.

 

«Дом мёртвых» (фрагмент). Карелия

 

Исследователи отмечают у карел запрет беременным женщинам на посещение кладбищ, где на них может напасть калме – дух смерти, что перекликается с заратуштрийской традицией избегания оскверняющего трупного дэва насу.