Русский Анджоман
http://blagoverie.org/world/heritage/Russia/Turks/Bashkort.phtml
19 апреля 2024,    30.01.3762 ЗЭ

Заратуштрийские элементы в башкирской мифологии

Башкиры (башкорт) – тюркский народ, живущий в разных областях России (в основном, Башкортостане) и других странах. За свою историю предки современных башкир контактировали с восточными иранцами, проникавшими в Приуралье и Поволжье. Следы этого взаимодействия отражены в некоторых традициях и мифологии башкирского народа.

 

Об этом свидетельствует широко отмечаемый башкирами праздник наступления весны –  Ноуруз, празднуемый 21-22 марта.

 

Следы заратуштрийского влияния просматривается в демонологических представлениях башкир. Это легенды о демонических персонажах – пери, дейеу и аждаха.

 

Пери – женские демонические персонажи, образ которых восходит к авестийским паирика – злокозненным существам женского пола. Пери своей красотой заманивали и губили людей.

 

Пери

 

Дейеу – злые духи, живущие в горах, пещерах, озёрах. Представлялись великанами, иногда с несколькими головами, имеющими своё подземное царство. Завлекают людей в свои владения и убивают.Образ дейеу восходит к дэвам – служителями Аримана из заратуштрийской мифологии. Персонаж Дейеу пэрие в мифологических представлениях башкир соединяет в себе образ дэва и пери. Дейеу пэрие – повелитель ветров. Его образ восходит к авестийскому владыке ветров – Вайю.

 

Дэв (художник А. Фанталов)

 

Аждаха – злой демон в башкирской мифологии, восходит к авестийскому Ажи-Дахаку. Чаще изображается как многоголовый исполинский дракон с огнедышащей пастью. Согласно башкирским легендам, спасая девушку, сказочный батыр вступает в поединок с аждаха и побеждает его, что имеет параллель с авестийским Траэтоной (Феридуном), победившим Ажи-Дахака.

 

Другим примечательным персонажем башкирской мифологии является Сэмрегош – птица Сэмре, спасшая богатыря за то, что он избавляет её птенцов от аждаха. Её образ восходит к птице Симург из заратуштрийской мифологии – противнику пресмыкающихся и змей. Симург – царь всех птиц, хищная птица с чертами льва или собаки.

 

Иранские заимствования в башкирском языке проникли почти во все сферы употребления и составляют неотъемлемую часть активного лексического состава современного башкирского языка.

 

В башкирском языке наряду с исконными личными именами в настоящее время используется много заимствованных иранских имён. В образовании таких имён участвовали прямые и посреднические иранские компоненты, как: гюль/гуль – цветок, диль – сердце, жан – душа, хуб(б) – хороший, добрый, шат – радостный и т. д., бану – царица, зар – золотой, наз – нежный, нар – гранат, джихан – Мир, Вселенная, фируза – победа. Иранские мужские имена у башкир – Азат, Асфандияр, Асгар, Ахун, Батыр, Булат, Вазир, Дильшат, Мигран, Миасар, Навруз, Рустем, Рушан, Фарваз и т. д. Иранские женские имена у башкир – Бану, Гуль, Гульдар, Гульзада, Гульназ, Гульнар, Гульшат, Гаухар, Дилара, Диля, Мархаба, Наза, Наркас, Рушания, Фариза, Фирдаус, Файруза, Фардана, Фархана, Хуршида и т. д. Иногда в именах использовали разные сочетания этих элементов: Айгуль – лунный цветок и т. п.

 

Помимо имён, в башкирский язык проникло большое число иранизмов как обозначения понятий материальной и духовной культуры. Существует версия об иранском происхождении топонима Уфа в значении «тёмная» (имеется в виду цвет реки Уфы). В исконно тюркских словах нет звука «ф», также как в большинстве финно-угорских (кроме мордовского – в середине и конце слов, и венгерского – также и в начале), которая характерна для иранских языков. Известно, что восточноиранские племена саков и массагетов кочевали вблизи Южного Урала и могли дать название реке.