Русский Анджоман
http://blagoverie.org/world/heritage/Russia/Turks/Chuvash.phtml
29 марта 2024,    09.01.3762 ЗЭ

Благая Вера и традиционная религия чувашей

Чуваши (чăвашсем) – тюркоязычный народ в России, основное население Чувашии. По одной из гипотез, этноним «чуваш» происходит от названия племенной группы булгар – остатков объединения савиров. Савиры первоначально обитали в Западной Сибири, в нач. VI в. расселились в Центральной Азии и Северном Кавказе, где на короткое время создали несколько политических объединений, контактировавших с Сасанидским Ираном. В результате неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны. Одна их часть достигла Среднего Поволжья. В чувашских легендах есть упоминание о прибытии чувашей в Среднее Поволжье вдоль Каспия с Кавказа, из местности Арамази, предположительно ассоциируемой с древним Армазцихе в Грузии.

 

По-видимому, основные определяющие черты традиционной религии чувашей (Чăвашсен авалхи тĕнĕ) сформировались под сильным воздействием учения Заратуштры в период их пребывания в Центральной Азии. Для неё был характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Верховным Богом Сўлти тура, создавшим Вселенную, и Зла во главе с Шуйттаном или Киреметом. Оба обозначения отрицательной сущности пришли из ислама: Шуйттан соответствует Шайтану, Киремет – понятию карамат, чуду, даруемому Аллахом своему рабу. Отец зла и мрака пребывает в бездне и приносит людям бесчисленное множество несчастий, подбивает человека на неблаговидные дела. В чувашской религии также присутствуют такие персонажи как Пихампар (пророк, покровитель) – от перс. Пейгамбар; покровитель домочадцев Пирешти, соответствующий заратуштрийскому духу-хранителю фереште и т. д.

 

Погребальная обрядность чувашей также имеет параллели с религией Заратуштры: устройство кладбищ (масар) с непременным мостом через ручеёк или овражек (соответствует мосту Чинват над огненной рекой, по которому проходят души в загробном мире), символизирующим переход в мир мёртвых; разжигание костра у кладбищ во время похорон и поминок, что аналогично заратуштрийскому сагри – помещению возле дахмы («башни молчания»), где горит огонь. Разводя огонь, мăчавăр (чувашский жрец) произносил заклинание, начинавшееся со слов: «Ыра Вут Ашшё, Ыра Вут Ама!» («Великий Отец Огня, Великая Мать Огня!»)

 

Сагри возле «Башни молчания»

 

Со времени Ивана Грозного среди чувашей начинает распространяться православие. Носители чувашской религии так и не сформировали централизованной религиозной системы и священных книг, без чего невозможно сохраниться в той или иной степени в условиях внешнего давления других религий. Традиционная религия чувашей стала постепенно забываться. И хотя отдельные энтузиасты в настоящее время пытаются возродить её, отсутствие письменной фиксации учения мешает её полному восстановлению.

 

В отличие от любой этнорелигии – культа всегда сугубо этнического, учение Ашо Заратуштры смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.