Русский Анджоман
http://blagoverie.org/inbox/document3055.phtml
29 марта 2024,    09.01.3762 ЗЭ

Мировой год и хронология

Согласно ортодоксальному учению, изложенному в пехлевийских текстах, время, в котором мы существуем – это Эон (некая временная конечная протяжённость) внутри бесконечного времени (на авест. zrwan- akarana-), не имеющего ни начала, ни конца, которое невозможно отмерять и делить на отрезки и которое является проявлением Божественной Сущности Творца Ахура Мазды. Эон же, измеримое время – «время долгое самоподдерживающееся»  (авест. zrwan- darǝγō.xvaδāta-), истечение которого определяет события, всякое становление и разрушение – выделен Творцом из бесконечности, чтобы положить конец безвременному Злому духу. У этого времени есть начало – встреча Ахримана со Светом, а конец будет означать уничтожение Злого духа и соединение с началом, то есть возвращение к бесконечному времени.

 

Мировой Год

 

Мобеды древности представляли конечное время как круг из двенадцати периодов, каждый из которых обозначается зодиакальным созвездием. История космоса представляется как священнодействие Творца в виде Мирового Года, разделённого на «месяцы», которые группируются в эпохи-«сезоны». Согласно древним представлениям, каждый космический «месяц» длится тысячу лет, соответственно, весь срок Мирового Года – 12 000 лет[i].

 

 

Схема Мирового Года

 

Хронология и летоисчисление

 

Сравнение традиционной (слева) и современной (справа) хронологий истории Ирана. Отсчёт вглубь прошлого ведётся от даты календарной реформы 1006 г. н.э.

Исторические знания в Сасанидском Иране были сведены в книгу Хвадай-намаг («Кодекс Властителей»)[ii]. Историческое время делилось на периоды правления различных царей, подобно тому как каждый текущий год нумеровался от начала царствования правящего монарха. Как мы можем судить по современным историческим знаниям, традиционная иранская история заметно сужала хронологические рамки отдалённых эпох. Из Ахеменидов она имела представление о Дарии I и «его сыне», побеждённом Александром (само название «Ахемениды» ей известно не было, Дараб (Дарай, то есть Дарий) был продолжателем династии Кеянидов).  Правление парфян (Ашканидов) было сокращено более чем в полтора раза от реального срока. В результате момент обретения Заратуштрой Веры относился к 258 г. до эры Александра и 542 г. до начала правления Ардашира Папагана (основателя Сасанидского государства).

 

Таким образом, практически всё время правления Сасанидов укладывалось, в представлении самих Сасанидов, в первое тысячелетие четвёртой Эпохи (тысячелетие Заратуштры и созвездия Козла). Представление о том, что после воцарения арабов  наступило следующее тысячелетие (спасителя Ошидара и созвездия Ведра), несомненно, подогревало мессианские антиарабские движения, охватившие бывшее Иранское царство в VIII – IX вв.

 

Эра Йездигерда

 

Поскольку Сасанидская династия пала, а арабские халифы никак не могли восприниматься «законными царями» Ирана, счёт годов у зороастрийцев застыл на эре последнего шахиншаха – Йездигерда III. Это летоисчисление также называлось «персидской эрой» (Pārsī, эра парсов). Коронация Йездигерда произошла в 632 г. н.э. Этот год принимается за год №1 в эре Йездигерда. В результате разница между исчислением по эре Йездигерда и европейской эрой составляет 631 год. Так, известная календарная реформа состоялась в 375 г. эры Йездигерда (ЭЙ) – 1006 году н.э.

 

Однако именно эта реформа внесла путаницу в счёте лет. В результате подвижки начала года с Азара ōšm. на Фарвардин ōšm. Новруз (Новый год) отмечался в год реформы дважды, из-за чего 375-й год продлился всего четыре месяца, и сравнительно с европейским летоисчислением в ЭЙ «пропал» целый год. В результате долгое время даты исчислялись при соответствии 1 г. ЭЙ = 630 г. н.э., пока летоисчисление не было «исправлено» в соответствии с европейским счётом.

 

Так, 2015 г. соответствует 1384 г. исправленной ЭЙ и 1385 г. ЭЙ с «пропущенным» годом.

 

Эра Йездигерда (главным образом, исправленная) до сих пор остаётся основным летоисчислением у индийских парсов. Каждый следующий год по эре Йездигерда раньше всего наступает по календарю Кадми, затем через месяц – по календарю Шеншаи (летом) и только на следующий григорианский год 21 марта – по календарю Фасли.

 

Эра Бехруза

 

Забих Бехруз

Энергичный персидский публицист Забих Бехруз (1889-1971), мусульманин по происхождению, но крайне скептически и саркастически относившийся к этой религии, занимался, помимо прочего, иранской историей и утверждал, что ему удалось вычислить дату откровения Заратуштры. На основании преданий о том, что Заратуштра основал регулярные астрономические наблюдения в столице Кави Виштаспы, и авестийских аллюзий на Систан, как землю последнего, он сделал вывод, что Заратуштра построил обсерваторию в Забуле, где наблюдал за наступлениями равноденствий и солнцестояний. Систан известен также как Нимруз («полдень»), что считалось им свидетельством того, что обсерватория предназначалась для наблюдения за точным наступлением полудня[iii]. Дальше Забих предположил, что именно в этой обсерватории в Систане Заратуштра наблюдал, как наступление Нового дня (первые лучи Солнца на рассвете Новруза) совпало с  моментом весеннего равноденствия. Такое совпадение в точке Забула, по Бехрузу, произошло 21 марта 1725 г. до н.э. Будто бы это и случилось в год, когда Кави Виштаспа принял веру Заратуштры. Поскольку обращение Виштаспы произошло через 12 лет после откровения Заратуштры, то дата последнего – 1738 г. до н.э.

 

Сочинения З.Бехруза были столь популярны в Иране в середине XX в., что его вычисления воспринимались общим местом. Зороастрийское сообщество Ирана, стремившееся к модернизации, восприняло эту эру фактически как официальную вместе с календарём Фасли. По этому счёту, в 2015 г. с момента обретения Веры прошло 3753 года.

 

Если традиционная дата Заратуштры (258 лет до Александра) выглядит весьма поздней[iv], то эра Бехруза чрезмерно удревняет её в глубоко доисторические для востока Ирана времена, возможно даже предшествующие распространению в этих местах ариев. В результате в истории зороастризма оказывается более 1000 «пустых» лет (от даты Бехруза до мидийцев и Ахеменидов), в которые «ничего не происходило», при том, что легендарная история Кеянидов до Заратуштры известна традиции очень хорошо и подробно.



[i] Времени было двенадцать тысяч лет (Малый Бундахишн, XXXIV)

[ii] Она служила источником для историков мусульманской эпохи, а также для Шахнаме Абулькасима Фирдоуси.

[iii] Нимруз также значит «юг», Систан получил такое название в результате деления Сасанидской державы на четыре части по сторонам света.

[iv] Впрочем, и сам «год Александра», как показано выше, располагался на временной шкале традиционной хронологии за 298 лет до воцарения Ардашира (224 г. н.э.), то есть в 74 г. до н.э., вместо реального 330 г. до н.э. (или же 312 г. до н.э. начала эры Селевкидов) – то есть традиционная хронология здесь «сжата» по сравнению с реальной в 1,8 раза. Если применить тот же коэффициент ко времени между Александром и Заратуштрой, то дата Заратуштры оказывается в IX в. до н.э., что достаточно правдоподобно. Впрочем, историография не математика, такие рассуждения можно воспринимать крайне условно.