Русский Анджоман http://blagoverie.org/inbox/document3055.phtml |
29 марта 2024, 09.01.3762 ЗЭ |
Согласно ортодоксальному учению, изложенному в пехлевийских текстах, время, в котором мы существуем – это Эон (некая временная конечная протяжённость) внутри бесконечного времени (на авест. zrwan- akarana-), не имеющего ни начала, ни конца, которое невозможно отмерять и делить на отрезки и которое является проявлением Божественной Сущности Творца Ахура Мазды. Эон же, измеримое время – «время долгое самоподдерживающееся» (авест. zrwan- darǝγō.xvaδāta-), истечение которого определяет события, всякое становление и разрушение – выделен Творцом из бесконечности, чтобы положить конец безвременному Злому духу. У этого времени есть начало – встреча Ахримана со Светом, а конец будет означать уничтожение Злого духа и соединение с началом, то есть возвращение к бесконечному времени.
Мобеды древности представляли конечное время как круг из двенадцати периодов, каждый из которых обозначается зодиакальным созвездием. История космоса представляется как священнодействие Творца в виде Мирового Года, разделённого на «месяцы», которые группируются в эпохи-«сезоны». Согласно древним представлениям, каждый космический «месяц» длится тысячу лет, соответственно, весь срок Мирового Года – 12 000 лет[i].
Схема Мирового Года |
Сравнение традиционной (слева) и современной (справа) хронологий истории Ирана. Отсчёт вглубь прошлого ведётся от даты календарной реформы 1006 г. н.э. |
Таким образом, практически всё время правления Сасанидов укладывалось, в представлении самих Сасанидов, в первое тысячелетие четвёртой Эпохи (тысячелетие Заратуштры и созвездия Козла). Представление о том, что после воцарения арабов наступило следующее тысячелетие (спасителя Ошидара и созвездия Ведра), несомненно, подогревало мессианские антиарабские движения, охватившие бывшее Иранское царство в VIII – IX вв.
Поскольку Сасанидская династия пала, а арабские халифы никак не могли восприниматься «законными царями» Ирана, счёт годов у зороастрийцев застыл на эре последнего шахиншаха – Йездигерда III. Это летоисчисление также называлось «персидской эрой» (Pārsī, эра парсов). Коронация Йездигерда произошла в 632 г. н.э. Этот год принимается за год №1 в эре Йездигерда. В результате разница между исчислением по эре Йездигерда и европейской эрой составляет 631 год. Так, известная календарная реформа состоялась в 375 г. эры Йездигерда (ЭЙ) – 1006 году н.э.
Однако именно эта реформа внесла путаницу в счёте лет. В результате подвижки начала года с Азара ōšm. на Фарвардин ōšm. Новруз (Новый год) отмечался в год реформы дважды, из-за чего 375-й год продлился всего четыре месяца, и сравнительно с европейским летоисчислением в ЭЙ «пропал» целый год. В результате долгое время даты исчислялись при соответствии 1 г. ЭЙ = 630 г. н.э., пока летоисчисление не было «исправлено» в соответствии с европейским счётом.
Так, 2015 г. соответствует 1384 г. исправленной ЭЙ и 1385 г. ЭЙ с «пропущенным» годом.
Эра Йездигерда (главным образом, исправленная) до сих пор остаётся основным летоисчислением у индийских парсов. Каждый следующий год по эре Йездигерда раньше всего наступает по календарю Кадми, затем через месяц – по календарю Шеншаи (летом) и только на следующий григорианский год 21 марта – по календарю Фасли.
Забих Бехруз |
Сочинения З.Бехруза были столь популярны в Иране в середине XX в., что его вычисления воспринимались общим местом. Зороастрийское сообщество Ирана, стремившееся к модернизации, восприняло эту эру фактически как официальную вместе с календарём Фасли. По этому счёту, в 2015 г. с момента обретения Веры прошло 3753 года.
Если традиционная дата Заратуштры (258 лет до Александра) выглядит весьма поздней[iv], то эра Бехруза чрезмерно удревняет её в глубоко доисторические для востока Ирана времена, возможно даже предшествующие распространению в этих местах ариев. В результате в истории зороастризма оказывается более 1000 «пустых» лет (от даты Бехруза до мидийцев и Ахеменидов), в которые «ничего не происходило», при том, что легендарная история Кеянидов до Заратуштры известна традиции очень хорошо и подробно.
[i] Времени было двенадцать тысяч лет (Малый Бундахишн, XXXIV)
[ii] Она служила источником для историков мусульманской эпохи, а также для Шахнаме Абулькасима Фирдоуси.
[iii] Нимруз также значит «юг», Систан получил такое название в результате деления Сасанидской державы на четыре части по сторонам света.
[iv] Впрочем, и сам «год Александра», как показано выше, располагался на временной шкале традиционной хронологии за 298 лет до воцарения Ардашира (224 г. н.э.), то есть в 74 г. до н.э., вместо реального 330 г. до н.э. (или же 312 г. до н.э. начала эры Селевкидов) – то есть традиционная хронология здесь «сжата» по сравнению с реальной в 1,8 раза. Если применить тот же коэффициент ко времени между Александром и Заратуштрой, то дата Заратуштры оказывается в IX в. до н.э., что достаточно правдоподобно. Впрочем, историография не математика, такие рассуждения можно воспринимать крайне условно.