Русский Анджоман
http://blagoverie.org/world/heritage/Azerbaijan/Modi.phtml
08 декабря 2024,    23.09.3762 ЗЭ

Мои путешествия за пределы Бомбея

Дживанджи Джамшиджи Моди (1854-1933) – парсийский учёный, изучавший зороастрийскую религию и написавший ряд книг по этой теме. Среди них есть изданная на гуджарати в 1926 г. в Бомбее книга «Maari Mumbai bahaarni sahel» («Мои путешествия за пределы Бомбея»), где на стр. 266-276 Моди описывает свой визит в Баку в 1925 г.

 

Моди посетил Аташгях в Сураханы и отметил, что в настоящее время он уже является индуистским храмом богини Джваладжи. Однако больший интерес представляет кое-что другое. Впрочем, дадим слово самому Моди.

 

Из Тифлиса в Баку: с данью уважения морю Вурукаша

 

С благословения бога (Худа Тала) 24 сентября 1925 года я впервые ступил на святую землю Азербайджана. Я благодарю Ахура-Мазду (Дадар) за то, что он помог мне посетить эту страну. Я покинул Тифлис после полуночи 23 сентября и спустя примерно 16 часов, я прибыл в Баку в 5 часов утра следующего дня, 24 сентября. За 2-3 часа перед прибытием в Баку я впервые увидел просторные берега моря Вурукаша (Каспийского моря). В моих вечных молитвах Африне семи Амеша-Спента я совершал хамазор зааре Вурукаш, чтобы увидеть это море. Теперь я вижу его своими глазами. По этому поводу я совершил ритуал кусти и произнёс ежедневные утренние молитвы («хаван гах»), повторил вслух «Аван ардвисур ниаеш» и почтил это море с восхвалениями Ахура-Мазде (Худа Тала).

 

В древности здесь был атеш-кадэ

 

... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню, бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего месторождения природного газа, который горит день и ночь. Один из ранних католических священников по незнанию описал это явление как следствие магии зороастрийского жреца, стимулирующего непрерывное горение. Но здесь нет никакой магии – это природное явление...

 

В конце каждой из пяти молитв (гах) мы совершаем молитву, поминая различные огни:

 

«Thwaam aatarem Ahurahe Mazdaao puthrem... yazamaide.

Apaam Naptaarem Yazamaide.

Nairim Sanghhem yazamaide».

 

Перевод:

 

«мы чтим тебя, Атеш, сын Ахура-Мазды

Мы чтим Апам наптара Атеша

Мы чтим Наиръосангу Атеша».

 

В этой молитве к Атешу фигурирует слово «наптар», и происходит от широко распространённого слова «напта» (нефть). Нефть струится подобно жидкости и потому Атеш называется «ап», т. е. «жидкость». Если я не ошибаюсь, об этом говорил господин Мехерджибхай Паланджи Мадон в нашем Обществе по Исследованию Зороастрийской Религии.

 

... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим природным газом, схожих с огнём из нынешнего храма в Баку и других местах. Следовательно, в Баку должны были быть ещё аналогичные атеш-кадэ. В десяти милях от Баку... протекает река Кура, Курус (Кур), которая берёт начало в Кавказских горах и впадает в Каспийское (Вурукашское) море. Известно, что римский император Ираклий приказал уничтожить все атеш-кадэ, располагающиеся над этой рекой. Вышеуказанный автор, мистер Генри, цитируя Гиббона, пишет о Баку следующее: «Ираклий разбил лагерь в степях на берегу Куры, в десяти милях к югу от Баку. Там, согласно Гиббону, по его приказу солдаты погасили огни и уничтожили храмы магов. Двенадцать лет спустя Персия была во второй раз покорена арабами, которые огнём и мечом обращали людей из огнепоклонничества в мусульманство. Многие нашли убежище в Ормузе, что в Индии, и от них произошли современные парсы Бомбея».

 

Описанное Гиббоном уничтожение (погашение) зороастрийских атеш-кадэ в Баку руками Ираклия на самом деле происходило так: правитель Персии, Хосров Парвиз, атаковал святые христианские места в Палестине и увёз с собой в Иран святой крест, на котором был распят Иисус Христос. Мстя за увезённый в Иран крест, римский император уничтожил все иранские атеш-кадэ.

 

Здесь есть башня, называемая Девичья Башня. Внутри её – семь этажей и каналов для распространения нефти (или газа). Я изучил эту башню до самого верха... Основываясь на моём исследовании, я могу сказать, что эта башня – древняя иранская постройка, являющаяся атеш-кадэ. Но это не обычный атеш-кадэ с огнём, получаемым жрецами путём сожжения дров. Это – атеш-кадэ, питаемый природным газом, нефтью («апам напат»). Семь (хафт) – это святое число в зороастризме и по этой причине в башне семь этажей. На каждом этаже, в углу имеется выход для природного газа (нефти), который при горении был похож на огненный шар. Эта башня высотой более 80 футов. Ступеньки лишь с одной стороны; её диаметр на вершине составляет 40 футов. С верхушки виден просторный берег Вуракашского (Каспийского) моря, и можно наблюдать за солнцем, луной и звёздами.

 

У нас в Индии, среди развалин известного древнего города Таксилы недалеко от Равалпиди, сэр Джон Маршалл обнаружил руины древнего атеш-кадэ, где имелся высокий минарет, построенный в архитектурном стиле древнего вавилонского Зиккурата. Этот атеш-кадэ, с вершины которого можно видеть соседнее море или реку, или озеро и наблюдать за солнцем, луной, звёздами, горами и поклоняться им, выглядел как древние атеш-кадэ. Я уже писал в этой книге, что Атеш Бехрам в Навсари был построен в стиле древнего атеш-кадэ. Здесь, в Баку, эта башня, которую мой гид связывал с Вавилоном, является атеш-кадэ. Это не традиционный атеш-кадэ, где огонь зажигался при помощи сандалового или сухого дерева – здесь горел огонь природного газа или нефти («апам напат»).

 

Я сразу же отверг существование единого типа атеш-кадэ, основываясь на мои предыдущие исследования на эту тему. Но с другой стороны, я затронул тему о другом типе атеш-кадэ, и надеюсь, что мой визит в Баку будет полезен для моих коллег. Этот атеш-кадэ может быть одним из разрушенных Ираклием, как сказано у Гиббона, либо из разрушенных позже арабами. В моём докладе перед местными учёными и членами Общества археологов, а также во время моей встречи с президентом республики, я акцентировал важность данного атеш-кадэ и упрашивал их сделать всё возможное для его защиты.

 

Реконструкция храма огня башенного типа (по Д. А. Ахундову)

Встреча с президентом республики

 

Здесь в Азербайджане численно доминируют мусульмане, и избранный президент, достопочтенный Агамалиоглы (60 лет), также является мусульманином. Он – человек с открытым умом. Из-за физических проблем с его ногами, он не смог присутствовать на моем втором докладе. Однако ему хотелось встретиться со мной – в последний день моего пребывания в Баку он послал за мной свой личный автомобиль. Наша встреча обрадовала меня по двум причинам. Во-первых, мне удалось вызвать его интерес к нашей древней иранской культуре. И, во-вторых, мне довелось узнать обо всех деталях политической ситуации в его стране. Я отметил важность древнего башенного атеш-кадэ, и обратился к нему с пламенной просьбой сохранить его в хорошем состоянии. Я также попросил его информировать нас о каких-либо археологических исследованиях, которые могли бы бросить свет на нашу древнюю иранскую культуру.

 

Он выразил оптимизм увеличением важности Азербайджана с тех пор, как он стал независимой республикой. Он сообщил мне, что все религии свободны в его стране: «Если вы, зороастрийцы, придёте ко мне с просьбой получить сураханский атеш-кадэ в качестве атеш-кадэ, я буду рад исполнить её. Если вы хотите возродить Девичью Башню как атеш-кадэ, я буду рад помочь вам».

 

В этой стране родился известный поэт Низами. Местом его рождения является древний город Гянджа, называемый сегодня Елизаветполем, и который расположен между Тифлисом и Баку. В годовщину смерти поэта я написал статью о нём. Он пересказал историю Хосрова Парвиза в красивых стихах на персидском языке.

 

Сегодня я покидаю Азербайджан, который связан с нашей святой религией и упоминание названия которого, а также берега Вуракашского (Каспийского) моря, наполняют моё сердце сладостью. Столовая в моей гостинице находится не на первом, а на пятом этаже. Здесь, в мягких лучах солнца, совершая утренние молитвы (хаван гах), я пристально наблюдал за берегами Вуракашского (Каспийского) моря, и оно вдохновило у меня множество хороших мыслей. Я завершу эти строки, сказав несколько слов о «куринской» рыбе из Вуракашского (Каспийского) моря.

 

          Девичья Башня (наши дни)

 

Рыба «Кур махи»

 

В наших летописях упоминается рыба, называемая «кур махи». Место обитания этой рыбы – Вуракашское (Каспийское) море. Об этой рыбе в «Бехрам Яшт» (пар. 29) сказано, как Бехрам Язад даровал Заратуштре способность видеть очень маленькие вещи, подобно одной рыбе – «кур махи»:

 

«Ahmaai dathat Verethregano Ahuradhaato... Aomcha sukem yim baraity karo masyo».

 

Происхождение этой рыбы связывается с рекой Рангаа, где сказано, что рыба способна видеть даже корень и кончик крошечного волоска: «Yo Ranghahyaao... vareso stawanghem aapo urwaesem maarayaete». Эта рыба изобилует в Каспийском море; проф. Джексон утверждает, что образец этой рыбы хранится в Кавказском музее в Тифлисе. Эта рыба называется «осётр», а её зоологическое имя – «Acipenser huso».