Добавлено: Чт Апр 19, 2012 4:24 pm Заголовок сообщения: Святые и посмертная участь
У меня возник еще один вопрос: есть ли в Вере культ святых? Кроме Заратуштры, конечно же
Кого можно назвать святым, и что это значит?
Заодно хотел попросить рассказать мне о посмертной участи праведников. Именно не с т.з. Бундахишина, а более глубокой. Чем хороши небеса? И что ждет там праведников? Праведники там не навсегда? После Фрашкарда они вернуться на обновленную Землю?
В христианской теологии есть понятие обожение. Т.е. человек через причастие к божественным энергиям становится богом в такой степени, в какой Иисус стал человеком. Есть ли нечто подобное в нашей Вере?
Праведник может стать язатом?
Единственные Святые, почитаемые в Благой Вере - Бессмертные Святые, Амеша Спента. Кроме них есть еще несколько Язатов (Достойных Почитания). Все они являются духовными существами, не имеющими и не имевшими никогда постоянного телесного воплощения в материальном мире. После заимствования в другие религии это понятие преобразовалось в понятие архангелов и ангелов.
Учитель Заратуштра был человеком, Ратом, он никак не является ни Святым, ни Язатом. Это, в свою очередь, никак не мешает нам почитать его фраваши наряду с фраваши предшествовавших и последовавших ему праведников и Ратов.
В речи эпитет "святой", кроме высших духовных Язатов, применяется к Святой Авесте. К людям его применять как-то не принято.
Важно понять, что понятие Язата не означает какого-то более высокого уровня развития личности, а всего лишь отражает происхождение и некоторые свойства.
Поскольку посредством Бундахишна до нас доводится мудрость Святой Авесты, трудно представить себе более глубокую точку зрения.
По прохождении моста Чинвад душа праведника попадает в обитель Творца в духовном мире, где пребывает вплоть до Очищения Мира. После Очищения все души обретут вечное Последнее Тело. Будет ли очищенный от зла мир в точности копировать привычную на Землю - большой вопрос, есть основания полагать, что он будет намного просторнее, чтобы обеспечить свободную жизнь всем благим творениям, благо это подвластно Творцу. Нет сомнений в том, что благодаря дополнительным возможностям для выражения воли Творца, которые дает материя, обновленный материальный мир будет еще прекраснее мира духовного.
Представления об антропоморфности Творца, встречающиеся в различных культах, судя по всему, восходят к языческим представлениям об антропоморфных и зооморфных божествах. У нас нет изображений Творца и духовных язатов не потому, что создание их является какого-то рода грехом, а по причине того, что телесный облик является атрибутом мира материального. Вероятно, в духовном мире существует нечто, заменяющее телесный облик, но одно с другим несопоставимо. В то же время, Творец и Язаты имеют возможность являться в материальный мир в произвольном иллюзорном облике, о чем есть свидетельство Учителя.
Что-то я ушел в сторону, вернусь к вопросу об "обожении" человека. Это понятие не имеет смысла в нашей Вере, т.к. строится на базе христианских (а точнее, еще более ранних) представлений об антропоморфизме Творца. Человек становится богом - это, простите, язычество, напоминает Геракла, вознесенного за подвиги на Олимп, причастие к "божественным энергиям" - вообще похоже на какое-то колдунство и космоэнергетику.
Праведник, а тем более Рат - великая _земная_ участь, безо всяких спекуляций о становлении богом. Вспомните, у каждого творения есть фраваши - предсотворенные духовные сущности, которые изначально близки к Творцу настолько, насколько это вообще возможно, поскольку сотворены Им из собственного Света.
Полагаю, вопрос о становлении Праведника Язатом можно спокойно закрыть как терминологический.
"Святым" человек называется в Авесте и довольно активно. Нар Спэнта - "человек святой". Только это не совсем то, а может, совсем не то, что мы обычно подразумеваем под "святостью". В расхожем употреблении это слово несёт сильные христианские и шире иудейско-ближневосточные коннотации. Святость здесь означает сакральное, потустороннее, недоступное и т.д.
Авестийское спэнта, будучи словом, прямым родственником русского святой, означает иное, а именно "наделённый благой силой", "приносящий пользу". "Святой человек" в Гатах - это тот, кто трудится на благо миру, кто приносит миру пользу, возрастание, приумножение, прогресс (а вовсе не тот, кто отрывается от мира в царство недоступной немирской сакральности). Амеша Спэнта - бессмертные сущности, несущие благо всему миру. Спэнта Армаити облагодетельствует всё живущее на земле.
Как это ни странно, но подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре очень трудно.
Человек (как и любая сущность) может быть праведным - ашаваном, пребывающим с Ашей и в Аше, и тогда он уже близок к Богу, уже в царстве саркальности, оставаясь простым человеком, без всяких специальных "божьих" отметин. Иначе он дрегвант, живёт по лжи и антисакрален.
Никакого культа святых в Благой Вере быть не может, может быть только уважение к праведным и благодетельным людям. Единственный "особенный" человек, это, как было сказано, Заратуштра, но и он прост и близок к каждому человеку.
Воистину, счастье бывает там, в Светлой Гародмане, когда здесь так же счастливо, хотя из-за многих обстоятельств Ахриман, с кем счастье не имеет ничего общего, даже здесь бывает счастлив, когда приходит беда, обида и страдание. А горе, воистину, бывает там, в аду, когда здесь такое же страдание, хотя даже здесь многое из земных благ Ормазда, с кем страдание не имеет ничего общего, оборачивается здесь горем.
Дадестан-и Дениг, 94
Пока мир пребывает в Смешении, рай и ад - отражение земной радости и горя.
Друг Бахман! Вы действительно помогаете мне в этом.
Я радуюсь, что есть такие люди, которые помогают другим идти путем Истины. Такие, как Вы. Это очень важно.
Мечтаю пройти седре-пуши, и стать настоящим бехдином.
Зарегистрирован: 08.04.2010 Сообщения: 1458 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Апр 20, 2012 12:21 am Заголовок сообщения:
По некотором размышлении о происхождении вопроса о возможности причисления людей к каким-бы то ни было ликам, а вопрос такой всплывал и ранее, мне удалось сформулировать ключевой момент. Мы, в массе своей, выросли в религиозной среде, где земное существование не самоценно, его принято считать лишь испытанием, ниспосланным Богом, посредством которого тот выбирает и соответственно награждает тех, кому удалось от изначальной греховности возвыситься до чистоты, близкой к Божественной (порочность этой установки разоблачена более 1000 лет назад наимудрейшим Марданфаррухом Ормазддаданом). Как только мы вспоминаем, что согласно канону Благой Веры никакой изначальной греховности нет (ну вот нет у нас понятия первородного греха и все тут!), то становится ясно, что возвышаться душе, в общем-то, некуда, она и так совершенна благодаря совершенству Творца. Для нее важно в ходе земного бытия успешно противостоять ахримановской составляющей нашего смешанного мира посредством правильного выбора, способствуя тем самым истощению осквернителя (пусть он сгинет скорей).
В общем, резюме - корень вопроса в наличии или отсутствии представления об изначальной греховности человека.
Последний раз редактировалось: dahmarda (Пт Апр 20, 2012 1:26 am), всего редактировалось 1 раз
чтобы обеспечить свободную жизнь всем благим творениям
Извиняюсь за офф - а в раю все творения будут благими, даже те, которые на земле вредные? Просто вредность некоторых животных неоднозначна - например,комар для людей вреден, но если бы комары исчезли, прервалась бы цепочка питания других существ.
Если я правильно понимаю, речь идет не о рае,а о мире после Обновления, верно?
Очень сложно нам предполагать в точности, что грядет после обретения всеми Благими Творениями Последнего Тела. Одно можно сказать наверняка - у комаров, если они будут существовать после Обновления Мира, не будет необходимости сосать чью-то кровь.
Зарегистрирован: 08.04.2010 Сообщения: 1458 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Июн 22, 2012 12:08 am Заголовок сообщения:
Как Вы сами справедливо отмечали выше, то, что кажется злым, на самом деле смешанное, т.е. несет в себе оба начала. Так вот, одно из этих начал исчезнет.
И не верьте тем, кто говорит, что без борьбы бобра с ослом жизнь невозможна или скучна. Это пустые умствования. Каждый придурок мечтает построить себе персональный раек, где лично ему ничто не будет причинять зла, и вполне верит хотя бы в теоретическую возможность этого. А как доходит до философствования за бутылкой, так начинается старая телега о необходимости зла, санитарах леса и т.п. Болтовня.
Добавлено: Сб Июн 23, 2012 8:45 pm Заголовок сообщения: Re: Святые и посмертная участь
Mollimo писал(а):
...
Кого можно назвать святым, и что это значит?
....
Святой человек -- Спента -- это -- мудрый, порядочный, честный, сильный, гармоничный, целостный, здоровый. Совершенный, безупречный. Идеальный. На этот счет есть большая хорошая статья Топорова "Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре -- *SVET-". В ней Топоров показал, что индоевропейское слово *k'uento- сохранилось в соответствующей фонологической форме и со своим смыслом только в Авестийском слове СПЕНТА, русском (и славянском, и также балтийском) слове СВЯТОЙ. В других индоевропейских эта форма потеряла полноту смысла, снизившись до понятия "полезный", как заметил Бахман.
"Святым" человек называется в Авесте и довольно активно. Нар Спэнта - "человек святой". Только это не совсем то, а может, совсем не то, что мы обычно подразумеваем под "святостью". В расхожем употреблении это слово несёт сильные христианские и шире иудейско-ближневосточные коннотации. Святость здесь означает сакральное, потустороннее, недоступное и т.д.
Авестийское спэнта, будучи словом, прямым родственником русского святой, означает иное, а именно "наделённый благой силой", "приносящий пользу". "Святой человек" в Гатах - это тот, кто трудится на благо миру, кто приносит миру пользу, возрастание, приумножение, прогресс (а вовсе не тот, кто отрывается от мира в царство недоступной немирской сакральности). Амеша Спэнта - бессмертные сущности, несущие благо всему миру. Спэнта Армаити облагодетельствует всё живущее на земле.
Как это ни странно, но подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре очень трудно.
Человек (как и любая сущность) может быть праведным - ашаваном, пребывающим с Ашей и в Аше, и тогда он уже близок к Богу, уже в царстве саркальности, оставаясь простым человеком, без всяких специальных "божьих" отметин. Иначе он дрегвант, живёт по лжи и антисакрален.
Никакого культа святых в Благой Вере быть не может, может быть только уважение к праведным и благодетельным людям. Единственный "особенный" человек, это, как было сказано, Заратуштра, но и он прост и близок к каждому человеку.
В Авесте СПЕНТА -- это -- Совершенный и в духовном отношении, и в материальном. Это -- Полное Совершенство.
"подобрать точное слово для христианского понятия "святой" в зороастрийской культуре" -- это -- следующее:
В христианстве "святой" -- это -- отрешившийся от материальных интересов -- следовательно, с материальной стороны -- неполноценный. Это -- евнух, лентяй, монах, человек монастыря.
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.
Рустам, а нельзя ли поподробнее раскрыть эти фразы?
Добавлено: Пн Июн 25, 2012 12:14 am Заголовок сообщения:
Цитата:
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.
Друг Рустам, расскажи пожалуйста подробнее об этом. Очень стало интересно.
Как Вы сами справедливо отмечали выше, то, что кажется злым, на самом деле смешанное, т.е. несет в себе оба начала. Так вот, одно из этих начал исчезнет.
И не верьте тем, кто говорит, что без борьбы бобра с ослом жизнь невозможна или скучна. Это пустые умствования. Каждый придурок мечтает построить себе персональный раек, где лично ему ничто не будет причинять зла, и вполне верит хотя бы в теоретическую возможность этого.
Человек устроен так, что ему почему-то плохо, когда все время хорошо. По статистике, очень высоко число самоубийств в тех странах, где жизнь без проблем.
Зарегистрирован: 08.04.2010 Сообщения: 1458 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Июн 26, 2012 12:54 am Заголовок сообщения:
Мася писал(а):
Человек устроен так, что ему почему-то плохо, когда все время хорошо. По статистике, очень высоко число самоубийств в тех странах, где жизнь без проблем.
1. Так устроен не человек, а отдельные не в полной мере здоровые особи. Однако их нездоровое поведение делает их заметными, что приводит к ложному представлению о широкой распространенности такого явления.
2. Праведный человек, даже оказавшись вне прямого влияния зла, не сможет ощутить себя в полной мере счастливым в нашем мире вследствие осознания того, что зло не искоренено и продолжает докучать остальным Благим Созданиям. Но такое осознание побудит его к дальнейшему противодействию злу, а не к самоубийству, это, думаю, Вам очевидно.
3. Насчет жизни без проблем скажу так - решенность проблемы физического выживания и материальный достаток не означает победы над злом, хоть и является необходимым шагом.
В определенной мере, как пишут Авестологи, в Благой Вере есть СВЯТЫЕ Высшего уровня, которым Мазда Ахура уже сейчас дал бессмертие -- это -- Кайяниды. Заратуштре же Мазда не даровал бессмертия до его смерти. Заслуги Кайянидов и заслуги Заратуштры -- разные.
Рустам, а нельзя ли поподробнее раскрыть эти фразы?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах