Традиция – это способ сохранения и выражения в смертном мире бессмертной истины. Началом традиции является единственное и неповторимое событие, качественно изменившее мир. Творцом этого акта является Бог. Мазда Ясна является традицией, в основе которой лежит откровение пророка Ашо Заратуштры, полученное им от Ахура Мазды и переданное всем добрым людям.
Помимо Авесты традиция включает в себя следующие элементы:
- религиозная преемственность и священническая иерархия;
- религиозная практика;
- религиозное право;
- письменное и устное предание;
- моральные, социальные нормы.
Религиозная преемственность – это особая форма передачи божественных знаний от человека к человеку. Передача осуществляется в ходе обряда, ритуала, который может быть проведён над человеком, прошедшим подготовку и обладающим необходимыми качествами. Главным обрядом в Благой Вере является обряд принятия веры сэдрэ-пуши, в ходе которого новообращённый надевает священную рубаху сэдрэ, повязывает пояс кушти и провозглашает символ заратуштрийской веры. Более подробная информация о принятии Мазда Ясны содержится в разделе «Принятие Веры». Инициация осуществляется людьми, обладающими божественной силой, знаниями и необходимой квалификацией. Такими людьми являются заратуштрийские священнослужители – мобеды. Более подробная информация о мобедах и священнической иерархии содержится в разделе «Священничество».
Центральной частью религиозной практики заратуштрийца являются почитание Язатов, соблюдение чистоты души, тела и окружающего мира, творчество и созидание, борьба со злом, скверной, ложью и несправедливостью. Язатами именуются Бог Ахура Мазда, шесть бессмертных святых Амеша Спента, благие духовные творения Ахура Мазды такие как Митра, Сраоша, Рашн, Анахита, покровительствующие различным явлениям мира, а также небесные защитники фраваши. Почитание осуществляется через молитву (мантра) и добрые дела.
В число религиозных обязанностей заратуштрийца входит ношение священной одежды (сэдрэ и кушти), пятикратная молитва, празднование основных религиозных праздников заратуштрийского календаря – гахамбаров и джашнов, следование в жизни принципу благих мысли, благих слова и благих дел.
Как уже было сказано, заратуштриец должен блюсти чистоту души и тела. В случае осквернения нужно принести покаяние и пройти обряд очищения. Скверной, грехом считаются не только злые дела, но и отчаяние, страх, страдание, депрессия. К общим духовно-нравстеннным нормам относятся честность, трудолюбие, доброта, благородство.
Важными обязанностями всех без исключения заратуштрийцев являются брак, рождение детей и поминовение предков. Брак воспевается самим пророком, как священный союз, от которого в ужасе воют дэвы. Через детей мы преодолеваем смерть в земном мире. Наши дети умножают божье воинство и несут искру жизни сквозь время к дню последней битвы. Души предков участвуют в земных делах и ведут невидимое сражение со злыми духами, защищая своих потомков.
Заратуштрийцу не разрешается курить, употреблять наркотики, увечить своё тело (пирсинг, татуировки и пр.). Ему предписывается следить за своим физическим и умственным здоровьем, не рисковать своей жизнью напрасно, быть готовым к самозащите, защите близких и единоверцев.
Этические предписания и религиозные знания передавались благодаря произведениям, раскрывающим смысл и значение тех или иных сторон Благой Веры, созданным в разное время последователями Заратуштры и пользующимся уважением у многих поколений верующих. Традиционные тексты являются неотъемлемой частью Благой Веры. По языку и исторической эпохе их можно разделить на пехлевийские и новоперсидские.
Тексты, написанные на языке пехлеви, отражают наследие эпохи правления Сасанидов (III-VII вв.) – времени второго расцвета Благой Веры. Множество оригинальных религиозных произведений было уничтожено при нашествии арабов, монголов, тюрок. Большинство из того, что мы имеем ныне, – это творения дастуров и мобедов, величайших авторитетов Веры VIII – X вв., которые, оправившись после колоссального удара по Ирану и Благой Вере, стремились на среднеперсидском языке письменно зафиксировать свои обширные религиозные знания, а также выступать с апологией Благой Веры. Однако сохранились и некоторые произведения самой Сасанидской эпохи.
Значение пехлевийской традиции сложно переоценить. В среднеперсидских источниках мы находим не только пересказ содержания Авесты, в том числе и утраченных ее частей, но и величайшее по духу продолжение традиции Благой Веры.
Заратуштрийские тексты, написанные на новоперсидском языке, представляют собой новую эпоху традиции – после XI в. Расцвет богословской мысли, являвший собой форму интеллектуального сопротивления насильственной арабизации и исламизации Ирана, наблюдавшийся в VIII – X вв. завершился. Под гнётом арабов для Благой Веры началась эпоха бедствий и утрат. Пехлевийская традиция перестала развиваться, хотя образованные заратуштрийцы могли читать эти тексты. Письменным языком стал утвердившийся к тому времени во всей неарабской азиатской части исламского мира персидский язык.
Новоперсидские заратуштрийские тексты представляют собой прежде всего предписания дастуров и мобедов, стремившихся в неблагоприятных условиях сберечь традиции и утвердить стойкость заратуштрийских общин. Сохранилась переписка между разрозненными общинами, т. н. риваяты (разъяснения), в которых авторитетные богословы отвечают на самые вопросы, связанные с верой и повседневной жизни заратуштрийцев.
В настоящее время хранителями традиции являются священнослужители – дастуры, мобеды и хирбады, состоящие в Анджомане мобедов Ирана (АМИ).