Добавлено: Пн Ноя 23, 2009 12:29 am Заголовок сообщения: Ирано-Славика
Иранские элементы в древней культуре восточных славян
В раннем средневековье (III-X вв. н. э.) восточные славяне контактировали балтами на севере, германцами на западе, восточными иранцами на юго-востоке.
Взаимодействие восточных славян с иранцами оставило свой след в языках и в духовной культуре восточно-славянских народов (русских, украинцев и белорусов). Рассмотрим некоторые элементы древней культуры восточных славян, имеющие иранское происхождение.
Семаргл. В «Повести временных лет» под 980 г. в перечне богов, почитаемых в Киеве, упоминается божество Семаргл. Исследователь В. И. Абаев полагал, что имя этого божества восходит к зороастрийскому Симургу, а само слово проникло в древнерусский язык из скифо-осетинского и имело первоначальную форму Senmar? [1].
Симург – мифологический персонаж, сочетавший начала собаки и птицы (дренеиранск. Saena m?r??o – «собака-птица»). Русский историк Б. А. Рыбаков полагал, что изображения крылатых псов в искусстве Древней Руси представляют собой изображения «семарглов» [2].
В 1873 г. в Глазовском уезде Вятской губернии было обнаружено серебряное с позолотой блюдо с изображением Симурга. Оно было изготовлено в VIII в. в Иране или Средней Азии.
После принятия на Руси христианства (988 г.) образ Семаргла был вытеснен и забыт.
Ирей. В «Поучении» князя Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) есть упоминание о мифической южной стране Ирей, куда на зиму улетают птицы и отождествляемой с раем. Наиболее убедительной представляется этимология слова «ирей» от древнеиранского *аirу?- (dahyu-) – «арийская страна». Видимо, это слово было заимствовано восточными славянами от сармато-аланских племён.
(Сходная параллель наблюдается и в языке саамов – одного из финно-угорских народов России: саам. ?rjel «южный», ?r’j?n «далеко на юге», прасаам. *orja «юг»).
Див. В «Слове о полку Игореве» (конец XII в.), упоминается див – демонический персонаж, сидящий на дереве и своим свистом предвещавший неудачу похода князя Игоря на половцев. Образ дива связывают с дэвами – служителями Аримана из зороастрийской мифологии.
В «Толковом словаре…» В. И. Даля как одно из значений слова «див» указано: «зловещая птица, вероятно, пугач, филин». Из этого можно заключить, что прототипом славянского образа дива являются сова или филин, имеющие у славянских народов репутацию зловещих предвестников беды.
ЛИТЕРАТУРА
1) Абаев В. И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и Запада.
2) Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.
Иранский и Славянский близки друг к другу во многих измерениях и на многих уровнях.
В духовном измерении -- только Иранский и Славянский обладают общеиндоевропейским Словом - базой *K'uento- со смыслом СВЯТОСТЬ -- СОВЕРШЕНСТВО, БЕЗУПРЕЧНОСТЬ. Все другие индоевропейские языки не обладают этим смыслом этой звуковой формы *K'uento-.
Иранский и Славянский обладают общими словами -- BAGA- БОГ, MITHRA- МИР, RAYI-РАЙ и многими другими.
Есть ряд уникальных древних Ирано-Славянских текстов.
Иранский и Славянский сохраняют древнейшую морфологическую структуру {sTRERTs}.
Иранский и Славянский обладают звуками Х и фрикативным Г, чего нет во многих других индоевропейских.
И есть очень много других общих свойств.
Вывод -- Иранский и Славянский жили ряд тысячелетий в Иранославянском симбиозе.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах