Добавлено: Чт Окт 23, 2014 1:49 am Заголовок сообщения: Видэвдад
Несомненно, эта книга Авесты содержит много, мягко говоря, спорных моментов.
Цитата:
Создатель живых творений плотских, Праведный! На скольких наводит грех нарушитель договора ценой в человека?
И сказал Ахура Мазда:
"На девятьсот (лет) мужей - близких родственников - делает ответственными".
Фрагард 4, стих 9
Во-первых, что означает "цена в человека"? Я читал, что зороастризм не одобряет рабство.
Во-вторых, почему за грехи человека отплачивают другие люди? Я понимаю, что это - механизм сдерживания кровной мести, но сейчас подобное правило кажется как минимум странным.
Цитата:
И кто убьет, о Спитама Заратуштра, колючую собаку с острой мордочкой - вангхапару, которую злоречивые смертные называют ежом, на двеять поколений потомков он погубит душу, он не сможет перейти Мост Чинвад, если не загладит (вину) послушанием при жизни.
Создатель живых творений плотских, Праведный, кто убьет колючую собаку с острой мордочкой - вангхапару, которую злоречивые смертные называют ежом, каково ему наказание?
И сказал Ахура Мазда:
"Тысячу ударов пусть получит конского бича, тысячу - приодящих к послушанию".
Фрагард 13, стихи 3-4
Не кажется ли вам, что убивать человека(тысяча ударов - смерть) из-за ежа как-то несправедливо? Не кажется ли вам также, что разумнее было бы восстанавливать жизнь, а не убивать её ещё в больших количествах?
И это даже не песчинка в пустыне спорности Видэвдада. Я встречал объяснение, что это - лишь даатик, который недействителен. Однако,
Цитата:
И сказал Ахура Мазда:
"Да, Заратуштра, этот Закон Противодэвовский заратуштрийский среди иных изречений по величию, благости и красоте подобен морю Воурукаша перед иными водами.
Да, Заратуштра, этот Закон Противодэвовский заратуштрийский среди иных изречений по величию, благости и красоте подобен тому, как смывает вода, что больше малых вод.
Да, Заратуштра, этот Закон Противодэвовский заратуштрийский среди иных изречений по величию, благости и красоте подобен тому, как затеняет дерево, что больше малых деревьев.
Да, Заратуштра, этот Закон Противодэвовский заратуштрийский среди иных изречений по величию, благости и красоте подобен земле, окружающей сущее.
Это речевой оборот, означающий что дело касается жизни и смерти.
Цитата:
даатик, который недействителен.
Не недействителен, а применим согласно эпохе и реалиям времени.
То есть надо подходить к нему с разумных позиций и учитывать время, когда он был создан (более 3 тыс. лет назад).
Зороастрийские тексты в своей массе являются набором рекомендаций, а не инструкцией к буквальному применению. В настоящее время многие из требований интерпретируются по другому.
Добавлено: Сб Окт 25, 2014 9:33 am Заголовок сообщения:
Отрывки, которые Вы привели порицают несоблюдение договорённости и бессмысленное уничтожение животных. Смотрите лишь на общую идею, это не Талмуд и буквоедства здесь нет.
Последний раз редактировалось: Farroukh (Вс Окт 26, 2014 9:01 am), всего редактировалось 1 раз
То есть, сами правила и наставления следует выполнять, но наказания - другие?
Уважаемый Artavazd, сейчас другая эпоха, и не стоит так буквально интерпретировать выше упомянутое. Представьте себе, что было бы, если бы иудеи, да и христиане следовали в точном соответствии с Библией, например, в Исходе 35:2 ясно сказано, что работающий в субботу должен быть за это убит. Дикость.
Но если не буквально, то как интерпретировать конкретные указания? По мне так, лучше бы в Авесте не было подобных указаний. Ведь каждый земной даатик(закон) - это вещь земная, а не божественная. Но Видэвдат существует и надо было бы с ним разобраться.
Добавлено: Вс Окт 26, 2014 9:08 am Заголовок сообщения:
Просто сумейте увидеть там основную мысль. Что именно порицается? Видевдат был призван оградить оградить человека от опасностей теми способами, какие были в то время.
Выпишите полный список непонятных мест, разберём их вместе, потом сами всё увидите.
Зарегистрирован: 08.01.2014 Сообщения: 327 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Пн Окт 27, 2014 12:02 am Заголовок сообщения:
Действительно, Artavazd, всегда хочется иметь религиозный текст "прямого беспрекословного применения". Но такого текста не существует. Библия трактуется Христианами с опорой на Предание "Отцов Церкви", Тора через Талмуд и мнение Богословов, Коран через Сунну и учёных... Полностью прямо следуют религиозному тексту, как мне кажется, только Кораниты. При этом, само движение и его трактовка текста очень спорные. Так что приходится пережить в конце концов то, что религии не дают такого типа текстов беспрекословного "прямого применения". Или Вы знаете исключения?
Другой вопрос, что не надо из-за этого расстраиваться. Главное в Зороастризме-благие мысли, слова и дела. Традиция вполне донесла, что следует под этим понимать, и это главное. Для Христиан на первое место (как правило) выходит "духовная жизнь" в соответствии с их рефлексией на жизнь Иисуса. В Исламе-как правило соотнесение своей жизни с Сунной Пророка. В Иудаизме-как правило, верность Еврейскому народу и исполнение Шулхан Аруха. В Индуизме общего кроме веры в Веды уже почти не осталось. В Буддизме-Благородные Истины.
Религии не дают простых ответов на то, как улучшить свою жизнь. Они суть путь, которым должен пройти человек, стремящийся к определённому концу. И прохождение этого пути меняет самого человека. Проходить путь всегда тяжело, надо прикладывать усилия. Порой надо заставлять себя делать то, что не хочется, или, наоборот, не делать то, что хочется. Почему Зороастризм есть лучший путь? Зороастризм-это путь, призывающий поступать в жизни правильно в соответствии с общественным благом. Другой такой религии Вы вряд ли найдёте. Иудаизм создан для существования одного лишь народа. Буддизм зациклен на избавлении от "страданий" бытия конкретного человека, а не на умножение добра в мире. Для Ислама идеалом является подчинение воле Аллаха, тогда как Его повеления направлены на проверку верности человека пожертвовать что угодно ради Бога (и вовсе не обязательно направлены на благо всего человечества. Ибо созданы люди и для ада). Как следствие, в сегодняшнем мире Исламские страны и народы не благоденствуют (даже сидящие на нефти страны Персидского Залива). Христианская рефлексия на жизнь Иисуса при всех плюсах также имеет деструктивные черты. Вот и выбирайте.
Добавлено: Пн Окт 27, 2014 12:15 am Заголовок сообщения:
Уважаемый Фархад, весь этот пост был к тому, что в священных текстах, по моему мнению, не должно быть законов вообще. И я просто спросил, можно ли как-нибудь опустить эти законы в мирской жизни и добился удовлетворяющего меня ответа.
И я понимаю, что зороастризм - это длинный путь к духовному бессмертию(Амертат). Я считаю, что Амешаспенты - это суть этапы этого пути:
• Спента Манью
Принятие парадигмы "хумата, хухта, хваршта" в качестве своего мировоззрения.
• Воху Мано
Жизнь с благими намерениями.
• Аша Вахишта
Следование Наилучшему Порядку(Аше), то есть гармонии природы. Выражаясь по-современному, мыслить экологически.
• Хшатра Вайрья
Обладание благой власти над самим собой, в первую очередь. Самоконтроль, в общих чертах.
• Спента Армайти
Понятие, похожее на буддийский серединный путь. Не подвергать себя страданиям, но и не давать наслаждениям взять над тобой контроль.
• Хаурватат
Сведение в одно целое всех этапов
• Амертат
Достижение абсолютной благости и духовного бессмертия, бессмертия своих мыслей, слов и дел.
Зарегистрирован: 08.01.2014 Сообщения: 327 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Пн Окт 27, 2014 12:25 am Заголовок сообщения:
Я рад за Вас, но так как эту тему просматривают (и если будет на то воля Ормазда, ещё будут смотреть) многие потенциальные зороастрийцы, то я счёл нужным этот комментарий вставить.
В самом общем смысле религия должна говорить о том, что хорошо, и что плохо. И в этом смысле от Закона никуда не деться. Что же касается конкретных наказаний-эта часть зависит от конкретных обстоятельств.
Во-первых, что означает "цена в человека"? Я читал, что зороастризм не одобряет рабство.
"Рабство" - это вид экономических отношений, складывающийся по объективным причинам по мере развития производственных отношений, от зороастризма или незороастризма он не зависит. Древнеиранское общество включало разные виды зависимого населения, основными из которых были люди типа "клиентов" при патриархальном роде. Зависимый человек - это прежде всего экономическая единица, труд которой имеет свою цену. Данная глава Вендидада как раз и посвящена регулированию экономических отношений, поэтому вопрос, насколько тепло и по-человечески относились хозяева к своим зависимым людям здесь не имеет касательства. В целом древнеиранская зороастрийская культура характеризовалась уважительным отношением к работникам и их труду.
Не кажется ли вам, что убивать человека(тысяча ударов - смерть) из-за ежа как-то несправедливо? Не кажется ли вам также, что разумнее было бы восстанавливать жизнь, а не убивать её ещё в больших количествах?
В Сасанидском Иране телесные наказания Датига успешно толковались как эквиваленты денежных штрафов.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах