Знакомясь с основами вашего вероучения, обратила внимание на явную схожесть некоторых концепций зороастризма с философией Платона: в частности, учение о духовном мире идей/прообразов, предшествующих их материальному воплощению, о неких эталонных образцах - ратах/архетипах - всех объектов материального мира и т.д.
В связи с этим у меня возник вопрос, имело ли место влияние одной мировоззренческой системы на другую? Если "да", то прослеживается ли оно исторически? И корректно ли вообще проводить какие-либо аналогии между платонизмом и зороастризмом?
Знакомясь с основами вашего вероучения, обратила внимание на явную схожесть некоторых концепций зороастризма с философией Платона: в частности, учение о духовном мире идей/прообразов, предшествующих их материальному воплощению, о неких эталонных образцах - ратах/архетипах - всех объектов материального мира и т.д.
В связи с этим у меня возник вопрос, имело ли место влияние одной мировоззренческой системы на другую? Если "да", то прослеживается ли оно исторически? И корректно ли вообще проводить какие-либо аналогии между платонизмом и зороастризмом?
Трудно предположить, что Платон не был знаком с основными положениями зороастризма, все-таки соседи как никак. Соответственно, это знакомство могло найти отражение в его философии.
Ирина, как известно, на учение Платона оказал влияние и пифагореизм. Известно, что Платон очень уважительно относился к Пифагору, а также то, что Пифагор, а за ним и его последователи, утверждали, что в основе мира лежат абстрактные, абсолютные понятия. В 389-387 годах до н. э. Платон жил в Южной Италии и Сицилии, где общался с пифагорейцами. Теперь о Пифагоре. По словам античных авторов, Пифагор встречался чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи: греками, персами, халдеями, египтянами, впитывая в себя всё накопленное человечеством знание. В Египте он пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком. А ещё существует легенда (скорее лЫгенда) о личном знакомстве Пифагора и Заратуштры во время пребывания Пифагора в Вавилоне. Якобы Заратуштра изложил ему учение, согласно которому существуют две изначальные причины всех вещей. Так что, возможно и зороастризм чем-то повлиял на Платона.
Спасибо за отклик! Действительно, про возможную связь платонизма с зороастризмом через пифагорейство как-то не подумала. А ведь Число - это тоже идеальная первооснова всех вещей материального мира.
А ещё я, кажется, поняла, в чём заключается фундаментальное отличие первообразов в зороастризме от платоновских "идей". В зороастризме эталонные образцы вещей суть творения Ахура-Мазды, поскольку как и материальный мир Гетиг, так и идеальный мир Меног являются сотворёнными. Тогда как у Платона его "идеи", "эйдосы" выступают в роли предвечных феноменов, взирая на которые Демиург лишь матрицирует вещный мир. Иначе говоря, в зороастризме "раты" не обладают самостоятельным онтологическим статусом. Или я не права?
Artafarn писал(а):
А ещё существует легенда (скорее лЫгенда) о личном знакомстве Пифагора и Заратуштры во время пребывания Пифагора в Вавилоне.
[i]
Ну это вряд ли... Ведь тогда придётся признать, что Заби Бехруз, определяя время жизни Заратуштры, ошибся на 1200 лет! Да и Бахман где-то говорил, что лингвистический анализ гат позволяет определённо утверждать, что время их создания приходится на 2-е тысячелетие до н.э.
Последний раз редактировалось: Ирина (Ср Янв 21, 2015 1:26 am), всего редактировалось 1 раз
Я потому и написал "лЫгенда". Дело в том, что некоторые историки считают Заратуштру современником Кира Великого, Камбиза и Дария I на основании встречающегося в античных источниках сообщения о том, что Заратуштра жил за 258 лет до нашествия Александра Македонского. А поскольку отца Дария I звали Гистасп, утверждают, что он и есть тот самый царь Виштаспа, обращённый Заратуштрой в Благую Веру.
Зарегистрирован: 08.04.2010 Сообщения: 1458 Откуда: Москва
Добавлено: Ср Дек 31, 2014 11:49 am Заголовок сообщения: Re: Зороастризм и платонизм
Ирина писал(а):
А ещё я, кажется, поняла, в чём заключается фундаментальное отличие первообразов в зороастризме от платоновских "идей". В зороастризме эталонные образцы вещей суть творения Ахура-Мазды, поскольку как и материальный мир Гетиг, так и идеальный мир Меног являются сотворёнными. Тогда как у Платона его "идеи", "эйдосы" выступают в роли предвечных феноменов, взирая на которые Демиург лишь матрицирует вещный мир. Иначе говоря, в зороастризме "раты" не обладают самостоятельным онтологическим статусом. Или я не права?
Вы совершенно правы.
Несотворенными являются только два изначальных духа - Созидающий и разрушающий.
Зарегистрирован: 25.09.2008 Сообщения: 1513 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Янв 02, 2015 12:14 am Заголовок сообщения: Re: Зороастризм и платонизм
dahmarda писал(а):
Ирина писал(а):
А ещё я, кажется, поняла, в чём заключается фундаментальное отличие первообразов в зороастризме от платоновских "идей". В зороастризме эталонные образцы вещей суть творения Ахура-Мазды, поскольку как и материальный мир Гетиг, так и идеальный мир Меног являются сотворёнными. Тогда как у Платона его "идеи", "эйдосы" выступают в роли предвечных феноменов, взирая на которые Демиург лишь матрицирует вещный мир. Иначе говоря, в зороастризме "раты" не обладают самостоятельным онтологическим статусом. Или я не права?
Вы совершенно правы.
Несотворенными являются только два изначальных духа - Созидающий и разрушающий.
Ахунвар утверждает единство Аху (Первобытия) и Рату (Первообразца)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах