Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Азар, день Варахрам.

20.09.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ГруппыГруппы 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Ближайшие родственники: религия Бон

На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Мазда Ясна в современном мире
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Май 21, 2012 9:03 am    Заголовок сообщения: Ближайшие родственники: религия Бон Ответить с цитатой

Тибетская религия Бон является одним учений, возникших на почве зороастризма и единственное, дошедшее до наших дней (маздакизм, зерванизм, манихейство вымерли столетия назад).

Основателем Бона считается Шенраб (Митридат), выходец из страны Олмо (Элам. т. е. нынешний Фарс). Некоторые элементы мировоззрения бонцев совпадают с зороастрийскими (почтительное отношение к стихиям и связанные с ними ритуалы и т. п.)

Также надо сказать, что молитвы бон имеют некоторое психологическое релаксационное воздействие. (Кому как - одни говорят, что бонское пение "реально вставляет и сажает на измену"). Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 21, 2012 10:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На самом деле последним маздаистским течением является бурханизм

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

"Белая Вера" в Уч-Курбастана ("Трижды Ахура Мазду")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Май 21, 2012 10:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Занятно. Я так понимаю, они близки как буддизму, так и зороастризму.

Но, надо сказать, бурханизм не был основан урождённым зороастрийцем (в отличие бона и прочих ответвлений). Фактически, это синкретическая религия/секта с короткой традицией (как бахаизм).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Чт Июн 27, 2013 6:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте!
Интересно в зороастризме существуют практики самоусовершенствования,наподобие дзогчен?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Июн 27, 2013 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Конечно. Путь амешаспента - ступени раскрытия человеческой личности, и как итог - приобретения соответствующих качеств. Последняя ступенька - Амеретат - Бессмертие.
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 2:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!А кто-нибудь достигал бессмертия при жизни?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 2:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного не так. Бессмертие - это не только бессмертие здесь и сейчас, в нашем смешанном мире.
Бессмертие связано с Фрашо Керети. Мы все умрем. К самом Фаршо Керети останутся 4 человека в живых.

Т.е. бессмертие наступит после того, как мир будет очищен от Друдж и Ахримана.

Например древние герои, которые были Бессмертными от Ормазда, умерли по причине вмешательства Ахримана.
Вернуться к началу
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 3:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):
Спасибо!А кто-нибудь достигал бессмертия при жизни?

В текстах написано, что ряд Кави — Мантранов-Вождей — достигал физического Бессмертия — Амеретат — при жизни. Проверить трудно-сложно. Ашо Заратуштра также просил у Мазды Ахуры физического Бессмертия, но Мазда Ахура Объяснил ему, что ему давать физическую Амеретат нельзя до смерти одного злого, по имени Брат-Реш, и что Заратуштра должен покинуть физически этот мир временно, но раньше Брат-Реша. Иначе много людей пострадали бы от долгих злых дел Брат-Реша.
Сейчас наука пытается достичь физического бессмертия, либо очень долгого продолжения интеллектуальной активной жизни. Это вдохновлено Авестийским понятием Амеретат и соответствует Этой Амеретат. О таком следовании Учению Заратуштры написал Пико делла Мирандола: "По учению Зороастра .........". Соответственно Мирандола основал гуманизм, и сейчас есть учения "трансгуманизм" и "постгуманизм", посвящённые достижению Хаурватат и физической Амеретат разными научными биологическими и техническими методами, быстро развивающимися. Методы — генная инженерия, стволовые клетки, бионанотехнологии, имплантации, протезирование, клонирование, копирование сознания, перенос сознания и много в этом роде и развивающихся выше этих. Для замены постаревших глаз создали искусственные глаза, пока что с чёрно-белым зрением. Создали искусственные уши. Почти ежедневно из научных биологических, учебных и медицинских центров сообщают о выращивании органов для омоложения тела. Позавчера собщили, что в Японии выращивают искусственные сердца. Вчера — что в Японии из лейкоцитов одной капли крови из хвоста мыши клонировали несколько десятков мышей. Англичане много лет назад клонировали овцу. К 2014 году обещают выращивать в теле человека множество органов для омоложения тела.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 3:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Cпасибо!
А может-ли живое существо,после смерти добровольно вернуться в материальный мир?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 5:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Разве эти Кави живы сейчас?

Вопрос 7, Суждения Духа Разума:

27. так как известно, что Ормазд создал Джама (Йиму), Фредона и Кавуса бессмертными,
28. а ахриман это изменил так, как (это) известно.
29. Ахриман так пожелал, чтобы Беварасп, Фрасияг и Александр стали бессмертны,
30. но Ормазд, к большой пользе, изменил это так, как (всем) известно.

Мне кажется, что пытаться достичь бессмертия сейчас будет ошибкой. Получится так, что богатые безнравственные магнаты-олигархи будут покупать себе бессмертие, и власть их кланов будет вечной. Представь, что Ротшильды будут жить вечно, Рустам.
А простой народ не сможет купить себе бессмертие. А это несправедливо.

Да и люди с их пороками не достойны бессмертия на том этапе, на котором они находятся. Будет много тех, кто будет бессмертие использовать в дурных целях. Смотрел сериал "Герои"?
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 5:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):
Cпасибо!
А может-ли живое существо,после смерти добровольно вернуться в материальный мир?


Нет. У нас нет реинкарнации.
Вернуться к началу
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 5:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):
Cпасибо!
А может-ли живое существо,после смерти добровольно вернуться в материальный мир?

Да, в тексте Бун-Дахишн, в последних главах, в главе "О Восстановлении мёртвых и Последнем теле" написано, что:
" 3) Затем Саошьянс восстановит мёртвых, как говорит Даэна: "Заратуштра спросил Ахуру Мазду: "Откуда может тело, которое разнёс ветер и смыла вода, снова быть сложено вместе; и как будет происходить восстановление мёртвых?" И Ахура Мазда Дал Ответ и Сказал: "Когда Я Устанавливал небо без колонн ........."
.........
5) ... И каждый человек восстанет ...
...
15) Затем все люди сойдутся вместе в великой радости, ...
...
22) Затем Ахура Мазда Схватит духа разрушения (пусть он сгинет поскорее) ...
23) ... Этим Гатическим Обрядом аХриман и аЗ (пусть они сгинут поскорее), разбитые вдребезги Их (Ахуры Мазды и Сраоши) Оружием, будут повержены в немощь ... они со свистом унесутся ...
25) ... согласно своему стремлению, материальный мир станет бессмертным навечно и навсегда.
..."


Последний раз редактировалось: rustam (Пт Июн 28, 2013 8:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 5:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

rustam писал(а):

Да, в тексте Бун-Дахишн, в последних главах, в главе "О Восстановлении мёртвых и Последнем теле" написано, что:
" 3) Затем Саошьянс восстановит мёртвых, как говорит Даэна: "Заратуштра спросил Ахуру Мазду: "Откуда может тело, которое разнёс ветер и смыла вода, снова быть сложено вместе; и как будет происходить восстановление мёртвых?" И Ахура Мазда Дал От вет и Сказал: "Когда Я Устанавливал небо без колонн ........."
.........
5) ... И каждый человек восстанет ...
...
15) Затем все люди сойдутся вместе в великой радости, ...
...
22) Затем Ахура Мазда Схватит духа разрушения (пусть он сгинет поскорее) ...
23) ... Этим Гатическим Обрядом аХриман и аЗ (пусть они сгинут поскорее), разбитые вдребезги Их (Ахуры Мазды и Сраоши) Оружием, будут повержены в немощь ... они со свистом унесутся ...
25) ... согласно своему стремлению, материальный мир станет бессмертным навечно и навсегда.
..."


Человек спрашивает не об этом, Рустам.

Amaraver, вас Рустам сейчас запутает.
Сознательное возвращение после смерти до Фрашкарда не возможно. Но как я говорил, мир и все творения обретут бессмертие после Фрашкарда.

Рустам не так понял ваш вопрос.
И приведенный им кусок Бундахишна как раз и говорит о Фрашкарде. А до него мы все умрем.

Рустам, не путай человека.
Вернуться к началу
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 5:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
Разве эти Кави живы сейчас?

Вопрос 7, Суждения Духа Разума:

27. так как известно, что Ормазд создал Джама (Йиму), Фредона и Кавуса бессмертными,
28. а ахриман это изменил так, как (это) известно.
29. Ахриман так пожелал, чтобы Беварасп, Фрасияг и Александр стали бессмертны,
30. но Ормазд, к большой пользе, изменил это так, как (всем) известно.

Мне кажется, что пытаться достичь бессмертия сейчас будет ошибкой. Получится так, что богатые безнравственные магнаты-олигархи будут покупать себе бессмертие, и власть их кланов будет вечной. Представь, что Ротшильды будут жить вечно, Рустам.
А простой народ не сможет купить себе бессмертие. А это несправедливо.

Да и люди с их пороками не достойны бессмертия на том этапе, на котором они находятся. Будет много тех, кто будет бессмертие использовать в дурных целях. Смотрел сериал "Герои"?

Объективно (это означает -- почти независимо от желаний малого числа лиц) достижение очень большого удлинения жизни в интеллектуальном активном виде -- как и другие достижения Мудрости и Разума, например, высокое развитие математики, интернета, биологии, техники -- постепенно распространяются на всё большую долю человечества. При этом уровень интеллектуального развития человечества возрастает вместе со знаниями. Осознание и сознательность вместе с этими процессами возрастают. Даже многие страны, бывшие невежественными сто, пятьдесят, двадцать лет назад, сейчас быстро развиваются в интеллекте и Разуме. Вместе с этим и Воху Манас -- Доброе Мышление -- обширно распространяется на них. Раньше, в средние века, передовая половина стран мира периодически на 50 -- 80 % вымирала от ангроманьювских (пусть он сгинет поскорее) эпидемий чумы, холеры, оспы; а сейчас Мудрость ЖизнеТворчества -- Мазда Ахура -- Спас народы этих стран от этих нападений того зла (пусть оно сгинет поскорее). Следовательно, жизнь -- постепенная победа Мазды Ахуры над злом, и скорость этой победы увеличивается, скоро она станет быстрой -- Фрашо-Керети.
Раньше у народа не было защиты от оспы, а сейчас каждый человек из простого народа в цивилизованных странах имеет хорошую защиту -- прививки. Раньше простой народ не имел водопровода, а сейчас имеет. Раньше не имел беспроводной связи и интернета, а сейчас имеет. Раньше 99 % народа вне Средней Азии и Ирана не имели источника знаний о Шах-Наме, где много говорится о Мазде Ахуре, Авесте и Заратуштре, Высшей Мудрости, Высшем Разуме; а сейчас эти 99 % людей имеют интернетовские возможности легко получить знания о Мазде Ахуре и Авесте. Следовательно, жизнь хороша и ускоренно улучшается. Следовательно, оптимизм Мазды Ахуры, Авесты-Даэны, Заратуштры -- истинен и находится в истинной порядочной гармонии с жизнью, и доминирует в жизни.


Последний раз редактировалось: rustam (Пт Июн 28, 2013 8:20 pm), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 6:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ничего не изменилось. На место прежних заболеваний пришли новые, куда более страшные.
По прежнему в грязи и боли живут Африка, огромное кол-во стран Латинской Америки, Азии. По прежнему идут войны во всем мире, революции и насилие.
Интернет говоришь? И для чего его использует большинство? Не для добрых дел.

Мне кажется, люди стали еще хуже. Развратились нравы, основой социального взаимодействия стала Польза и Выгода. Извращенные вещи стали абсолютно нормальными в "просвещенных" странах. Стремительная деградация развитого мира, низкая рождаемость, легализация сумасшедших вещей в Европе, бесконечные войны Ближнего Востока, диктат в мире одной страны...

Современные люди, как по мне, стали слишком слабы. Слишком сильно они зависят от внешних обстоятельств. Вырви среднестатистического городского жителя из его среды и забрось в глушь на неделю. Он умрет от голода. Всеми этими достижениями мы сделали себя слабыми. Смотрел фильм Суррогаты?

Мы зависим от телефонов, готовой еды, лекарств, телевизора, интернета, социальных гарантий и т.д.
Древние существовали по другим принципам, и они были сильнее нас.
Вернуться к началу
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 6:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
rustam писал(а):

Да, в тексте Бун-Дахишн, в последних главах, в главе "О Восстановлении мёртвых и Последнем теле" написано, что:
" 3) Затем Саошьянс восстановит мёртвых, как говорит Даэна: "Заратуштра спросил Ахуру Мазду: "Откуда может тело, которое разнёс ветер и смыла вода, снова быть сложено вместе; и как будет происходить восстановление мёртвых?" И Ахура Мазда Дал От вет и Сказал: "Когда Я Устанавливал небо без колонн ........."
.........
5) ... И каждый человек восстанет ...
...
15) Затем все люди сойдутся вместе в великой радости, ...
...
22) Затем Ахура Мазда Схватит духа разрушения (пусть он сгинет поскорее) ...
23) ... Этим Гатическим Обрядом аХриман и аЗ (пусть они сгинут поскорее), разбитые вдребезги Их (Ахуры Мазды и Сраоши) Оружием, будут повержены в немощь ... они со свистом унесутся ...
25) ... согласно своему стремлению, материальный мир станет бессмертным навечно и навсегда.
..."


Человек спрашивает не об этом, Рустам.

Amaraver, вас Рустам сейчас запутает.
Сознательное возвращение после смерти до Фрашкарда не возможно. Но как я говорил, мир и все творения обретут бессмертие после Фрашкарда.

Рустам не так понял ваш вопрос.
И приведенный им кусок Бундахишна как раз и говорит о Фрашкарде. А до него мы все умрем.

Рустам, не путай человека.

Я ничего не говорил и никогда никого не путаю.
Говорит здесь только Бун-Дахишн -- перевод из Авесты -- знаний от Мазды. Именно о Фрашо-Керети и процессах до Фрашо-Керети и процессах после Фрашо-Керети. В этой главе Бун-Дахишна в стихах 22 -- 24 описывается Фрашо-Керети.
Достижение бессмертия описано в стихах с 3-го по 21-ый. Затем написано:
"22. Затем Ахура Мазда Схватит духа разрушения ..." -- и эта быстрая мгновенная Победа Мазды Ахуры над злом (пусть оно сгинет поскорее) -- Фрашо-Керети -- Произойдёт именно "Затем".
Следовательно, последовательность этих событий будет именно такой.


Последний раз редактировалось: rustam (Пт Июн 28, 2013 7:26 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Пт Июн 28, 2013 7:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
Ничего не изменилось. На место прежних заболеваний пришли новые, куда более страшные.
По прежнему в грязи и боли живут Африка, огромное кол-во стран Латинской Америки, Азии. По прежнему идут войны во всем мире, революции и насилие.

На самом деле всё изменилось, и разумные, не слепые, видят эти изменения. Поэтому в Святых Гатах Ашо Заратуштры -- сильнейший оптимизм. Например, в Ясне 30, в завершающих строфах. И во всех остальных строфах Святых Гат Ашо Заратуштры. Также в Яштах, в Ви-даэво-датем (в редуцированном названии -- Видевдате), в Виспе-Ратаво (в редуцированном названии -- Виспрате) и во всей остальной Авесте. Следовательно, наша Авеста -- Мазда-Яснийская Заратуштрийская Даэна -- это -- оптимизм и великая надежда. Оптимизм и активность. А пессимизм -- противоположность нашей Мазда-Яснийской Заратуштрийской Даэне. Такой пессимизм приводит к пассивности, враждебной и опасной -- против нашей Мазда-Яснийской Заратуштрийской Даэны.

Nariman писал(а):
Интернет говоришь? И для чего его использует большинство? Не для добрых дел.

На самом деле я написал о следующих Добрых Делах Мазды Ахуры -- Мудрости ЖизнеТворчества:
rustam писал(а):
Раньше 99 % народа вне Средней Азии и Ирана не имели источника знаний о Шах-Наме, где много говорится о Мазде Ахуре, Авесте и Заратуштре, Высшей Мудрости, Высшем Разуме; а сейчас эти 99 % людей имеют интернетовские возможности легко получить знания о Мазде Ахуре и Авесте. Следовательно, жизнь хороша и ускоренно улучшается. Следовательно, оптимизм Мазды Ахуры, Авесты-Даэны, Заратуштры -- истинен и находится в истинной порядочной гармонии с жизнью, и доминирует в жизни.
Если Nariman отрицает, как он пишет, эти Добрые Дела Мазды Ахуры -- эту Его Добрую Деятельность ("Ничего не изменилось.") -- следовательно, он так относится к Нему. Отрицать Его Доброту -- так относиться к Нему. Так о Нём говорят сторонники известных нам религий. Я написал о Доброте Дел Мазды Ахуры, а Nariman написал, что "Ничего не изменилось.". Хорошо ли так думать о Благом Мазде Ахуре? Надо иметь разум, зрение, чтобы видеть благо и прогресс в жизни, созданной Маздой Ахурой. Я считаю, что наша жизнь прекрасна и великолепна и станет ещё в миллиарды раз прекраснее и великолепнее.

Nariman писал(а):
Мне кажется, люди стали еще хуже. Развратились нравы, основой социального взаимодействия стала Польза и Выгода. Извращенные вещи стали абсолютно нормальными в "просвещенных" странах. Стремительная деградация развитого мира, низкая рождаемость, легализация сумасшедших вещей в Европе, бесконечные войны Ближнего Востока, диктат в мире одной страны...

Современные люди, как по мне, стали слишком слабы. Слишком сильно они зависят от внешних обстоятельств. Вырви среднестатистического городского жителя из его среды и забрось в глушь на неделю. Он умрет от голода. Всеми этими достижениями мы сделали себя слабыми. Смотрел фильм Суррогаты?

Мы зависим от телефонов, готовой еды, лекарств, телевизора, интернета, социальных гарантий и т.д.
Древние существовали по другим принципам, и они были сильнее нас.
На самом деле люди стали гораздо умнее, разумнее, мудрее, сильнее, здоровее, выше по сравнению с большинством средневековых людей. Тогда почти никто не имел возможности узнать об Авесте, а сейчас 99 % людей имеют эту возможность. В средние века большинство людей были невежественными фанатиками известных нам религий, а сейчас светские интеллектуалы превосходят численностью любую авраамитскую идеологию. Большинство современных
людей вследствие своего высокого роста не втиснутся в большинство средневековых рыцарских лат-панцирей: только дети из современных людей могут втиснуться в них.
Эти названные Нариманом вещи -- позитивные создания Мазды Ахуры. Его эманации -- мудрые люди -- сделали это. Остальные люди получают от этих достижений великую пользу. Самый Полезный -- Саошьянт. Его имя и означает это.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 1:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рустам, закончим спор.
Очевидно, что наши позиции принципиально расходятся.
Я по доброму тебе завидую, если тебя окружают добрые, честные и хорошие люди.

У нас в РФ ситуация совершенно иная.
Если бы была моя воля и на дворе был бы СССР, я бы с удовольствием поехал жить в Среднюю Азию, пить кофе в маленьких чашечках, ходить в красивом халате и в прохладе деревьев попивать чай из пиалы.

Но моя страна другая. Тут нужно выживать.

У тебя давно сложились определенные убеждения, определенная позиция, определенные мысли.
И не мне тебя учить или в чем-то попрекать. Ты взрослый человек, большую часть жизни проживший в СССР.

Я прошу прощения за то, что веду себя резко и грубо с тобой. Ты мой единоверец-бехдин, и я внутренне расположен к тебе. И я искренне рад, если лично в вашем городе все на столько хорошо и радушно, как ты описываешь.

Помнишь мантру Арьяман Ишье? Вот наше руководство, что побеждает Друдж и тьму Smile
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 1:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver, я приглашаю вас в наш официальный паблик в ВК http://vk.com/blagoverie

Там вы можете задавать любые вопросы и довольно быстро получать компетентные ответы в рамках традиции.

Welcome!
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 2:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амаравер, вы ж об этом спрашивали?

Заратуштрийское учение и концепция реинкарнации

Вопреки распространённому мнению не существует никаких указаний, связанных с теорией перевоплощения. В учении Заратуштры людям в духовном мире дана гарантия на справедливый суд над душой после смерти за её поступки при жизни. Душа в физическом мире воплощается только один раз.

Последователи теории перевоплощения, полагают что все несчастья в этом мире – результат предыдущей жизни. Кто-то рождается богатым, кто-то – бедным, кто-то рождается здоровым, кто-то – больным или искалеченным, и это всё потому что их «бог» предопределил им это как награду или наказание за его предыдущие жизни. Этот «бог» очень странный и жестокий, если он наказывает свои создания таким произвольным и беспощадным способом, причиняя несчастье, страдания и, в конечном счёте, смерть конкретному созданию за преступления, которые он лично не совершил, якобы совершённые им в предыдущей жизни. Также трудно сказать, кем был в прошлой жизни некий человек, если он родился бедняком, потом стал личностью с мировой известностью, а затем умер самым трагичным образом.
Согласно учению Заратуштры, неравенство в телесном мире, не предопределено Богом, а являются результатом нападения Зла на мир. Зло порождает все конфликты, оскверняя когда-то совершенный мир и одно из семи творений – Хордад (Совершенство).

Из всего этого следует, что теория перевоплощения никоим образом не совместима с пророчеством Заратуштры о воскресении, когда душа навсегда воссоединится со своим физическим телом в совершенном состоянии. Перевоплощение, с другой стороны, подразумевает наличие одной души, переселяющейся во множество различных физических тел, каждое из которых проживает собственную жизнь, тогда как по определению воскресение может только произойти лишь один раз, той же самой души с тем же самым физическим телом.
Кроме того, неизвестно, по каким критериям судить, достойна ли душа жизни на небесах или низвержения в физический мир за её прошлые преступления! Самый чёткий аргумент против теории перевоплощения в учении Заратуштры содержится в Джамасп Намаг: «В этот мир невозможно вернуться ещё раз, даже для того чтобы творить добродетель» (Персидские Риваяты, Ervad B. N. Dhabhar, p. 485).
Известный учёный, Дж. Е. Санджан заметил: «... само собой разумеется, что вера в реинкарнацию абсолютно несовместима с традиционным зороастризмом, и поэтому можно без преувеличения сказать, что тот, который верит в перевоплощение, не может быть последователем Заратуштры...» (Догма Перевоплощения, p. 124).
(The Zarathushti Religion: A Basic Text/Mistree Khojeste
Mobed Fariborz Sohrab Shahzadi)
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 2:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за очень подробные ответы!
А что ждёт животных после смерти?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 5:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все животные и другие живые существа будут воскрешение после Фраш Карда. Думаю, хорошие животные до ВоскрешениЯ будут пребывать в Раю.
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 6:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!
Где-то в текстах встречал,что у Ахурамазды есть собственное фраваши,значит есть и тело?Что это за тело?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 6:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В принципе, если подумать,то так оно и есть на самом деле. Никому не захочется возвращаться сюда из духовного мира, и опять испытывать беспокойства от дэвов.Я полностью согласен с волей Ахурамазды!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Июн 29, 2013 7:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Понятие тела и фраваши не тождественны. Ормазд есть дух, он не имеет тела, формы и прочее. Он дух духов.

Наш материальный мир лучший из всех миров. И мы вернемся сюда после Фрашкарда. Людям дана одна жизнь, что бы прожить ее. Реинкарнация противоречит Дин.
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2013 7:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!Понятно.Я с вами согласен,просто хотелось уточнить.
Ещё хочется спросить,каким образом достигал духовного мира Вираз,и может ли обычный человек при жизни достичь духовного мира?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2013 11:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вираз наме очень подозрительный текст.
Такая подача посмертной участи(собственно запугивание пытками, адом, "скрежетом зубов") - это чуждо нашей традиции. У нас другой подход.
Зороастризм не говорит: не делай этого, иначе будешь гореть в аду. Он говорит: делай это и это, развивайся, стремись к Богу и Язатам.
И уж угроза адом, в лучших традициях ислама и христианства, чужда нам.

Вираз употребил коноплю.
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 5:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Арда Вираз намаг была написана в раннеисламскую эпоху и несёт в себе полный набор мусульманских влияний.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 1:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С конопли так вряд-ли протащит Smile Даже с индийской.
Ну если не Вираз, тогда Виштасп, он то же кажется путешествовал в духовный мир при жизни?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 2:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Виштаспе было явление язатов, для его укрепления в вере.

Вот вам Вираз намаг

http://www.zoroastrian.ru/node/808
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 2:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Виштаспе было явление язатов, для его укрепления в вере.

Вот вам Вираз намаг

http://www.zoroastrian.ru/node/808
Вернуться к началу
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 3:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Farroukh писал(а):
Арда Вираз намаг была написана в раннеисламскую эпоху и несёт в себе полный набор мусульманских влияний.


Это не так. Текст как раз очень даже сасанидский.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 3:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!
У меня есть книжка,прочитал уже.
А что такое "кровно родственный брак"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 7:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Авесте встречается термин «хваэтвадата», который учёные переводят как «кровосмесительный брак». Зороастризм одобряет кровосмешение?

«Хваэтвадата» не есть обозначение кровнородственного брака, а эпитет, дословно означающий «самопожертвование». Авеста нигде не предписывает кровнородственный брак, в противном случае бы все положительные личности, начиная с самого Заратуштры, как эталоны для подражания, состояли бы в таком браке. Если бы среди зороастрийцев действительно был тотальный инцест, то за 150-200 лет они просто выродились и вымерли бы.

Но откуда тогда возник этот ложный стереотип о хваэтвадате?

Истоки возникновения представления о хваэтвадате как о браках с родственниками кроются в законах наследования и видах брака:

Айук зан: если у человека нет сына, но есть одна или больше дочерей, то когда эта единственная дочь или самая младшая из них выходит замуж, она называется «айук зан». Первый сын этой женщины мог быть «усыновлён» своим дедом по материнской линии, т. е. принять фамилию деда для сохранения рода деда. То, что отец получал «ребенка от своей дочери» означало только то, что семья называла деда и внука одинаково! Эта традиция породила у несведущих иноверцев ошибочное мнение о браке между родителями и детьми.

Сатор зан: если человек зрелого возраста умер до женитьбы, то его родственники могли оплатить все свадебные расходы его сестры с условием, что она должна дать имя покойного одному из своих будущих сыновей. Сын этой женщины мог быть наследником имущества покойного и носить его фамилию, который был бы подобен отцу для него. Эта традиция могла создать ложное впечатление, что родные брат и сестра имеют общего ребенка.
Вернуться к началу
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 7:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Это не так. Текст как раз очень даже сасанидский.


Главное то, что "дух" у этого текста не наш, не заратуштрийский. Меня коробит от такой подачи адских мучений. Повторюсь: аналогичное я читал у христиан и мусульман. У нас совершенно другой подход к этому. Даэна не запугивает человека адом, ад даже не наказание. Никакой "боженька" не отправляет туда людей. Люди сами идут туда, по своему выбору. Души грешников недостаточно чисты, что бы быть в раю. Вот они и попадают в ад. Как кусок свинца идет ко дну.
Вернуться к началу
Farroukh



Зарегистрирован: 25.04.2009
Сообщения: 1487

СообщениеДобавлено: Пн Июл 01, 2013 8:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Это не так. Текст как раз очень даже сасанидский.

Во введении говорится, что книга составлена в 9-10 вв., т. е. через 300 лет после Сасанидов. Не исключено, АВН ровесник ШГВ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 1:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!
А кто-нибудь из ныне живущих встречался с язатами?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 6:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Farroukh писал(а):
Цитата:
Это не так. Текст как раз очень даже сасанидский.

Во введении говорится, что книга составлена в 9-10 вв., т. е. через 300 лет после Сасанидов. Не исключено, АВН ровесник ШГВ.


Цитата:
Как и большинство сочинений, оно точно не датируется, но, судя по социальной терминологии (например, "жрецы", "воины", "земледельцы", "ремесленники" и т.д.), текст мог быть записан при последних Сасанидах.


О. М. Чунакова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 8:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):
Спасибо!
А кто-нибудь из ныне живущих встречался с язатами?


Язаты – духовные существа и эманации бога. Делая то, чему они покровительствует – вы становитесь их братом и сыном. Они не имеют физических тел, и поэтому физическим зрением их увидеть нельзя. Однако есть их земные воплощения в виде Солнца например, Огня, Ветра, Вод, Эфедры, Звезд, Луны...
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 8:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!
Что такое вадж,есть -ли тексты об этом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 9:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
Ничего не изменилось.
...
Мне кажется, люди стали еще хуже.
...
Современные люди, как по мне, стали слишком слабы.
...
Древние существовали по другим принципам, и они были сильнее нас.

Пессимизм не способствует здоровью, хотя бы посредством ухудшения пищеварения Smile

Люди в среднем стали гораздо образованнее.
Повышение уровня образования повлекло за собой повышение общего уровня культуры и склонности ценить жизнь, не только свою, но и чужую.
Сила современного человека не в силе как таковой, а в знании и культуре (ср. "не в силе правда, а в правде сила").

Не даром сейчас враждебные силы делают ставку на разрушение образования и клерикализацию общества, с последующим сваливанием в средневековый обскурантизм (а средневековые люди были, вроде как, сильнее и лучше нас, нет?).

Кстати, упавшую сегодня ракету святой водой окропляли, говорят. Не помогло.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июл 02, 2013 9:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):

А кто-нибудь из ныне живущих встречался с язатами?

Старики говорят (и древние тексты это подтверждают), наша совесть - голос Сраоши :)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Тиштар



Зарегистрирован: 18.01.2012
Сообщения: 25

СообщениеДобавлено: Ср Июл 03, 2013 1:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Простите, что с ракетой делали?
Слава богу, хоть не хвост обрезали.

*мдя, вспоминается персонаж из фильма про мумию, который на себе таскал всевозможные религиозныеисимволы - что-то да поможетSmile *
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Ср Июл 03, 2013 8:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Последнее время всё делается с таким умонастроением,что странно что у них вообще что-то получается. Отсутствие профессионализма,мастерства,на всех производствах людей щемят,начальники все буйные дебилы.Что у них может получиться,если все мечтают из страны свалить?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dahmarda



Зарегистрирован: 08.04.2010
Сообщения: 1458
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 03, 2013 11:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наблюдаю окончательное сползание в офтопик. Предлагаю с общественными вопросами нам всем отправиться в приличествующее место - раздел Народный Диван.

Про Бон кто-нибудь хочет что-нибудь добавить?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Чт Июл 04, 2013 9:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насчёт Бон сложная тема,например насколько зороастрийской может быть практика Чод и т.п.?
А вот про ближайших родственников:
Например ВОЛХВЫ.Феофилакт Болгарский в Благовестнике называет их "последователями Зороастра"и "праведниками".Сам факт перевода греческого "маги" как "волхвы" говорит о том что эти самые волхвы были у истоков славянской церкви. И ещё в СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ:"...боян -Велесов внук...","...див кличет...",то же к этой теме.
Всё к тому что волхвы- это маздеисты. Велес, Вел Ас-славянское имя Ахурамазды.Что вы думаете об этом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nariman
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Июл 05, 2013 2:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мы против анти-научных инсинуаций(это к вопросу о Вел-Ас). Но в целом вы верно мыслите. Вот конкретно научное мнение о близости славянского язычества и Дин:

Как отмечалось многими исследователями и как можно видеть из нашего обзора славяно-иранских схождений, значительная часть этих схождений принадлежит к мифологической и религиозно-этической сфере. Есть все основания считать, что этот факт отражает существование в прошлом определённой религиозно-мифологической и культурной общности между иранцами и славянами, что хорошо согласуется с данными истории культуры и археологии. При этом общее направление влияния было от иранцев к славянам. Близость религиозной модели и религиозной терминологии у славян и иранцев объясняется, по-видимому, как сохранением и.-е. наследия, так и одинаковым развитием. Славяно-иранская близость тем более показательна, что вообще и.-е. языки в религиозном словаре в основном расходятся.
У славян и иранцев произошли следующие общие изменения древней религиозной терминологии: 1) и.-е. название (обожествляемого) неба было заменено названием облака (слав. nebo); 2) слово *deiwos «небесный», значившее у индоевропейцев «бог», приобрело значение «демон»; 3) в значении «бог» стало употребляться слово «богатство, податель богатства» (слав. bogъ). Славяне участвовали, таким образом, в иранской эволюции к дуализму. По Хельмольду (XII в.), славяне верили, что добро исходит от доброго, а зло – от злого («черного») бога [Я. Розвадовский считал даже, что противопоставление «добрый бог – черный бог» непосредственно отражает иранское противопоставление «Ахура Мазда – Анхро Манью»].
Хорошо соответствуют иранским или даже совпадают с ними следующие славянские религиозные термины:
термины наиболее общего значения: вера, святъ, благъ, чара (чаръ), возможно, также рай;
термины, обозначающие действия, связанные с религией и культом: жрети, вопити, звати (балто-славяно-арийское слово), гадати, вещати, писати, каяти, бояти ся (балто-славяно-арийское слово), хранити; также гибнути, вести «жениться», русск. ворожить;
важнейшие духовные понятия: слово, дело;
термины, обозначающие основные ритуальные объекты: ватра, чаша, могила;
понятия, связанные со здоровьем: гоити, здравъ, хворъ, хромъ, корнъ; Я. Розвадовский высказывает предположение, что слова брити и власъ также имели отношение к культово-религиозной сфере (в связи с обрядовым пострижением);
несколько понятий с отрицательной религиозно-этической окраской: зло, срамъ, вина, шуй; Р. Якобсон считает калькой с иранского слово *kostjunъ.
Как показали многие исследователи, славянский пантеон структурно и материально близок к индо-иранскому и в особенности к иранскому.

А.А. Зализняк. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древнейшего периода // Вопросы славянского языкознания. М., 1962. Вып. 6. С. 41-42

Существует еще одна сфера концентрирующихся вокруг теофорного имени славяно-индо-иранских языковых и культурных связей, причем настолько глубоких и далеко идущих, что Древняя Русь и – шире – вся Slavia с определенной точки зрения могут пониматься как западная провинция великого индо-иранского культурного круга. Речь идет прежде всего об отражении у славян, в первую очередь восточных, многочисленных черт так называемого митраического комплекса, имеющего непосредственное отношение как к формам социальной организации, так и к «социализированной» мифологии славян, особенно русских.

В.Н. Топоров. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 23

Возможности сопоставлений славянского словаря (и отдельно древневосточнославянского дописьменного времени) с иранским со времени известной работы Мейе обсуждались и уточнялись много раз. Вслед за Мейе и Якобсоном особое внимание было обращено на вероятное воздействие иранских религиозных представлений (в частности, митраистических) на славян. То, что заимствованными у славян оказываются парные названия дуалистически противопоставленных названий основных полюсов мироздания, позволяет думать, что у славян следы давнего индоевропейского дуализма оживились благодаря последующим иранским воздействиям, шедшим в том же направлении. Как и по отношению к языку, особенно глубокое влияние в сфере религии оказалось возможным именно из-за изначального родства взаимодействовавших традиций.
Особенно интересными представляются слова, обозначающие общий дуалистический взгляд на мир тех иранских племен, которые повлияли на религию своих славянских соседей. Негативное обозначение дурного ряда явлений – вост.-слав. худъ – до сих пор объяснялось обычно сравнением с др.-инд. ksud-ra- «маленький». Однако представляется возможным объяснить слово как славянское заимствование из скифск. *fud- > осетин. fyd/fud «плохой, дурной». Предполагаемое заимствование этого отрицательного обозначения из иранского в славянский согласуется с ранее установленным заимствованием соответствующего положительного термина: русский хорош-ий и древнерусское имя Хорса, одного из тех языческих богов, чьи идолы у своего дворца в Киеве поставил Владимир, возводятся к скифск. *xors-. Если предлагаемые объяснения славянских терминов правильны, то оба названия полярно противоположных характеристик, выражающих дуальную картину мира, были заимствованы из восточноиранского. У восточных славян оба эти названия восходят к скифскому-осетинскому. Можно также заметить, что и другая славяно-иранская изоглосса (к которой, может быть, примыкает и соответствующее слово в германском) связана с выражением одного из главных негативных понятий в дуалистической системе: ст.-слав. срамъ < sormъ : иран. *fsarma- > авест. fsarema.
Пользуясь термином, который Е.Д. Поливанов ввел для описания современных среднеазиатских диалектов, славянские языки, во всяком случае в отношении таких семантических полей словаря, как религиозное, можно признать иранизированными. Более половины известных нам богов Владимира носят имена, которые предположительно заимствованы из иранского. Вероятными иранскими заимствованиями было не только основное слово со значением «бог», но и ряд от него образованных слов и оборотов: например, мидийск. Bag-a-farnah «величие, слава, сияние бога» отождествляется с праславянской фразой *xvala bogu, которая восстанавливается на основе др.-русск. Бог-оу-хвалъ = чешск. Bohuxval = польск. Boguchwal. Такие обороты входят во множество сочетаний с иранским и праславянским именами бога, как, например, др.-перс. bagahya radiy, ст.-слав. Бога ради. Использование в христианском контексте таких древних дохристианских оборотов представляет значительный интерес для понимания значимости этого иранизированного слоя лексики в позднейших переводах с греческого. Именно потому, что славяне уже были знакомы с достаточно развитой религиозно-философской системой и ее терминологией, усвоение новых христианских смыслов не оказалось трудным.

Славяно-арийские (= индоиранские) лексические контакты // Вяч. Вс. Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков. Том 2. М., 2008. С. 544-549
Вернуться к началу
Amaraver



Зарегистрирован: 07.06.2013
Сообщения: 15

СообщениеДобавлено: Пт Июл 05, 2013 3:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо!Очень интересно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 25.09.2008
Сообщения: 1513
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июл 08, 2013 2:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Amaraver писал(а):
Спасибо!
Что такое вадж,есть -ли тексты об этом?


Вадж - "слово", короткая молитва, обычно освящающее то или иное событие или действие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
rustam



Зарегистрирован: 04.08.2007
Сообщения: 334

СообщениеДобавлено: Ср Июл 10, 2013 2:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nariman писал(а):
... в целом вы верно мыслите. Вот конкретно научное мнение о близости славянского язычества и Дин:
... значительная часть этих схождений принадлежит к мифологической и религиозно-этической сфере. Есть все основания считать, что этот факт отражает существование в прошлом определённой религиозно-мифологической и культурной общности между иранцами и славянами, что хорошо согласуется с данными истории культуры и археологии. При этом общее направление влияния было от иранцев к славянам. Близость религиозной модели и религиозной терминологии у славян и иранцев объясняется, по-видимому, ... Славяно-иранская близость тем более показательна, что вообще и.-е. языки в религиозном словаре в основном расходятся.
У славян и иранцев произошли следующие общие изменения древней религиозной терминологии: 1) ... 2) слово *deiwos «небесный», значившее у индоевропейцев «бог», приобрело значение «демон»; 3) в значении «бог» стало употребляться слово «богатство, податель богатства» (слав. bogъ). Славяне участвовали, таким образом, в иранской эволюции ... славяне верили, что добро исходит от доброго, а зло – от злого («черного») бога . ... что противопоставление «добрый бог – черный бог» непосредственно отражает иранское противопоставление «Ахура Мазда – Анхро Манью»].
Хорошо соответствуют иранским или даже совпадают с ними следующие славянские религиозные термины:
термины наиболее общего значения: вера, святъ, благъ, чара (чаръ), возможно, также рай;
термины, обозначающие действия, связанные с религией и культом: жрети, вопити, звати (балто-славяно-арийское слово), гадати, вещати, писати, каяти, бояти ся (балто-славяно-арийское слово), хранити; также гибнути, вести «жениться», русск. ворожить;
важнейшие духовные понятия: слово, дело;
термины, обозначающие основные ритуальные объекты: ватра, чаша, могила;
понятия, связанные со здоровьем: гоити, здравъ, хворъ, хромъ, корнъ; ... слова брити и власъ также имели отношение к культово-религиозной сфере (в связи с обрядовым пострижением);
несколько понятий с отрицательной религиозно-этической окраской: зло, срамъ, вина, шуй; ...
Как показали многие исследователи, славянский пантеон структурно и материально близок к индо-иранскому и в особенности к иранскому.
А.А. Зализняк. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древнейшего периода // Вопросы славянского языкознания. М., 1962. Вып. 6. С. 41-42
Существует еще одна сфера концентрирующихся вокруг теофорного имени славяно-индо-иранских языковых и культурных связей, причем настолько глубоких и далеко идущих, что Древняя Русь и – шире – вся Slavia с определенной точки зрения могут пониматься как западная провинция великого индо-иранского культурного круга. Речь идет прежде всего об отражении у славян, в первую очередь восточных, многочисленных черт так называемого митраического комплекса, имеющего непосредственное отношение как к формам социальной организации, так и к «социализированной» мифологии славян, особенно русских.
В.Н. Топоров. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. С. 23
Возможности сопоставлений славянского словаря (и отдельно древневосточнославянского дописьменного времени) с иранским со времени известной работы Мейе обсуждались и уточнялись много раз. Вслед за Мейе и Якобсоном особое внимание было обращено на вероятное воздействие иранских религиозных представлений (в частности, митраистических) на славян. То, что заимствованными у славян оказываются парные названия дуалистически противопоставленных названий основных полюсов мироздания, позволяет думать, что у славян следы давнего индоевропейского дуализма оживились благодаря последующим иранским воздействиям, шедшим в том же направлении. Как и по отношению к языку, особенно глубокое влияние в сфере религии оказалось возможным именно из-за изначального родства взаимодействовавших традиций.
Особенно интересными представляются слова, обозначающие общий дуалистический взгляд на мир тех иранских племен, которые повлияли на религию своих славянских соседей. Негативное обозначение дурного ряда явлений – вост.-слав. худъ – до сих пор объяснялось обычно сравнением с др.-инд. ksud-ra- «маленький». Однако представляется возможным объяснить слово как славянское заимствование из скифск. *fud- > осетин. fyd/fud «плохой, дурной». Предполагаемое заимствование этого отрицательного обозначения из иранского в славянский согласуется с ранее установленным заимствованием соответствующего положительного термина: русский хорош-ий и древнерусское имя Хорса, одного из тех языческих богов, чьи идолы у своего дворца в Киеве поставил Владимир, возводятся к скифск. *xors-. Если предлагаемые объяснения славянских терминов правильны, то оба названия полярно противоположных характеристик, выражающих дуальную картину мира, были заимствованы из восточноиранского. У восточных славян оба эти названия восходят к скифскому-осетинскому. Можно также заметить, что и другая славяно-иранская изоглосса (к которой, может быть, примыкает и соответствующее слово в германском) связана с выражением одного из главных негативных понятий в дуалистической системе: ст.-слав. срамъ < sormъ : иран. *fsarma- > авест. fsarema.
Пользуясь термином, который Е.Д. Поливанов ввел для описания современных среднеазиатских диалектов, славянские языки, во всяком случае в отношении таких семантических полей словаря, как религиозное, можно признать иранизированными. ... Вероятными иранскими заимствованиями было не только основное слово со значением «бог», но и ряд от него образованных слов и оборотов: например, мидийск. Bag-a-farnah «величие, слава, сияние бога» отождествляется с праславянской фразой *xvala bogu, которая восстанавливается на основе др.-русск. Бог-оу-хвалъ = чешск. Bohuxval = польск. Boguchwal. Такие обороты входят во множество сочетаний с иранским и праславянским именами бога, как, например, др.-перс. bagahya radiy, ст.-слав. Бога ради. Использование в христианском контексте таких древних дохристианских оборотов представляет значительный интерес для понимания значимости этого иранизированного слоя лексики в позднейших переводах с греческого. Именно потому, что славяне уже были знакомы с достаточно развитой религиозно-философской системой и ее терминологией...

Славяно-арийские (= индоиранские) лексические контакты // Вяч. Вс. Иванов. Труды по этимологии индоевропейских и древнепереднеазиатских языков. Том 2. М., 2008. С. 544-549

Дорогие Мазда-Яснийские Заратуштрийские сёстры и братья, Хшнаотра Ахурахе Маздао.
К этой теме есть ещё статья [А. А. Зализняк. О характере языкового контакта между славянскими и скифо-сарматскими племенами] в журнале [Институт Славяноведения. Краткие сообщения. АН СССР. Выпуск 38. Славянское языкознание. М. 1963]. Стр. 3 -- 22. В этой статье есть очень много интересного систематизированного материала, в том числе по особенной близости Авестийской, скифской, сарматской и славянской фонетики, морфологии, лексики в системном виде -- по частицам, приглагольным наречиям, приставкам, предлогам, местоимениям, числительным, именам родства, частям тела, животным, растениям, природным понятиям, культуре, социологии, прилагательным, глаголам. Я предлагаю моим студентам эту статью в качестве иллюстративной. Также в интернете есть книга [Эдельман Д. И. Иранские и славянские языки. Исторические отношения. РАН. М. 2002].


Последний раз редактировалось: rustam (Ср Июл 10, 2013 6:19 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Благоверие -> Мазда Ясна в современном мире Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта