Продолжая тематику о Добре и Зле, мне вот в каком ракурсе хотелось бы продолжить беседу. Мы с вами пытались рассмотреть Зло - Ахримана, в умозрительной, метафизической, литературной формах. Но он все время как-то ускользал от внимательного рассмотрения.
Вот передо мной на столе лежит замечательный труд ученого Конрада Лоренца "Агрессия (так называемое "зло"). ?, таким образом, в этом Эпизоде мы с вами будем говорить об Ахримане, так сказать, с естественнонаучной точки зрения. Может быть тогда наконец-то удастся ухватить за "хвост" этого злодея и явить миру его непосредственно.
Это сообщение я целиком посвящаю разбору книги, но, понятно, в контексте зороастрийской религии.
?так, для начала. Конрад Лоренц (1903-1989) - выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных. Дабы не перегружать сообщение обильными цитатами, я буду пользоваться вольным компилированием текста (но, я думаю, по сути это ничего не изменит).
Ученый пишет: чтобы понять структуру взаимодействия инстинктивных и социально-обусловленных способов поведения, составляющих общественную жизнь человека, нужно начинать очень издалека. ? к выводам, к которым он пришел, благодарный читатель придет так же, как и он.
Но, к сожалению, у нас нет возможности проследить красоту исследовательской работы, поэтому мы перейдем сразу к выводам. ?так, Лоренц доказал, что всей животной природой движут четыре основных инстинкта: страх, голод, сексуальное влечение и... агрессия! Причем агрессия является одним из видосохраняющих инстинктов.
Для меня, как для исследователя, обозначился вопрос. Значит, агрессия - инстинкт - дан животной жизни (в том числе, и нам, людям) - Создателем, Ахура Маздой, или все-таки Ахриманом? У меня сложилось впечатление, что все-таки вторым! ?бо, например, сходится такой тезис, что Ахриман испортил добрую природу зверей.
?, действительно, если каким-то образом отнять инстинкт агрессии у животных, то мы увидим настоящую пасторальную картинку, когда "волк и ягненок вместе будут резвиться на лужайке".
?так, предположу, что агрессия дана Ахриманом! А что же Ахура Мазда?! Он Создал, или предоставил возможность создать, некий компенсационный механизм, двум Великим Конструкторам: ?зменчивости и Отбору. Так, вот, имя этому механизму - ритуализация!
Ритуал в дикой природе призван вызвать тормозящую реакцию на агрессию и перенаправить ее в другое русло, скажем, русло соревновательности и др. Собственно, этот инстинкт (по Лоренцу) делится на две части: агрессия на внешних врагов (идет от реакции на защиту потомства) и внутривидовая агрессия. Вот этот-то второй вариант нам более всего интересен.
Основной постулат ритуализации, "зашитый" на генном уровне во всей неразумной животной природе: "Не нанести тяжелого ущерба своему сородичу"! Здесь задача только одна - в турнирной схватке определиться наиболее сильнейшей особи или группе особей. Ну, и далее, все понятно!
В результате агрессия совместно с тормозящим моментом (не причинения ущерба своему сородичу) позволяет виду, собственно, выжить и улучшиться.
Как-то сам собой напрашивается вывод - а такой ли уж злодей этот Ахриман, давший всем зверям Агрессию? Так уж он их испортил?
Но нас более всего интересует Человек! А точнее, взаимоотношение Агрессии и Религии!
Лоренц пишет: "Человеку слишком хочется видеть себя центром мироздания; чем-то таким, что по самой своей сути не принадлежит остальной природе, а противостоит ей как нечто иное и высшее".
Не будем вдаваться в подробности исследований ученого, перейдем сразу к выводам. А вывод таков, что наш с вами ближайший родственник шимпанзе, и мы полностью подчинены законам естественной причинности. В нас так же присутствует инстинкт агрессии, который направлен на сородичей по виду, т.е. на ближнего своего.
Так что же должно внести тормозящий агрессию эффект в человеческое сообщество? А вот как раз-то и религия!
Агрессия, как и любой из животных инстинктов, требует своего выхода, своей разрядки. Невозможно никому и никогда подавить или игнорировать этот инстинкт: он все равно прорвется. Дабы агрессия не разряжалась на ближнего своего, требуется ритуализованный эрзац-объект! ? здесь в зороастрийской религии этим объектом служит Ахриман. Причем мудрость Авесты настолько показательна, что сделала его действительно абстрактным (в виде духа), и невозможно в умозрительном или персонифицированном виде представить его себе. Но это и великолепно, ибо человеческая естественная, животная агрессия пускай разряжается на вообще непонятно какой объект.
Религия призвана повышать ответственную мораль (по Лоренцу), т.е. вносить тормозящую реакцию на агрессию в возможных действиях человека. Ну, отсюда и понятно: создан эрзац-объект - Ахриман, к которому выражено презрительное отношение (а презрение и уничижение - свойства проявления агрессии).
Так как объект крайне абстрактен, то это ведет к подсознательному, немотивированному страху, который в свою очередь ведет к ритуализованным мероприятиям, как-то: молитвам, охраняющим от Зла, или, скажем, повязывание пояска Кушти (то есть его можно рассматривать, как амулет от всевозможного Зла).
?так, подведем некоторые итоги.
Первое, агрессия - инстинкт, присущий человеческой природе, и доставшийся нам от нашего общего с шимпанзе предка, и вообще от всей предыдущей животной природы. ?бо что-то возникает только из чего-то!
Второе, религия призвана переориентировать естественную внутривидовую агрессию человека на некий эрзац-объект, в виде ритуализованных действий.
Ну, и, наконец-то, теперь, с естественнонаучной точки зрения, можно увидеть пользу Ахримана! А именно - служить главным "пугалом"!
Труд Лоренца крайне объемен, и то, к чему я тут прикоснулась - это даже еще и не "вершина айсберга".
Конечно, не только одна религия является сутью, тормозящей агрессию, и, я надеюсь, в дальнейшей беседе еще не раз обращусь к этой работе ученого.
Марина, простите Бога ради, но Ваш последний опус чем-то неуловимо напоминает известное сочинение про дзен-буддизм и искусство ухода за мотоциклами. В качестве продолжения Ваших изысканий могу предложить следуюшие темы: Ариманн и 5-й постулат Эвклида, Ариманн и теория относительности (частная или общая - на Ваш выбор) и Ариманн и "Книга о вкусной и здоровой пище". Это мое личное субъективное мнение.
Во избежание недоразумений: я не зороастриец, никогда себя им не считал и так себя не называл.
Хоть я и не зороастриец, но вот вкратце некоторые ответы по Вашим вопросам. Поскольку Джамшид дал добро на Ваши постинги - выскажу свое понимание природы Добра и зла, которое сложилось у меня из личного опыта и бесед с различными людьми.
Конрада Лоренца я читал давно, он биолог по образованию, соответственно природу зла и Добра объясняет заложенными Природой механизмами существования...
Действительно, все, что есть в мире, имеет природную основу, только, к примеру, Дух зла состоит из тяжелой материальной энергии, тогда как Дух Добра порожден из тонкой духовной энергии.
Выскажу свое понимание Природы Добра и зла. Зло и Люцифер - не одно и тоже. Зло создали люди своими грязными мыслями, словами, поступками. Преграды, испытания и т.д., выпавшие на судьбу человека, не являются злом. Все нормальные естественные процессы, заложенные в человеческой природе, также не являются злом. К примеру, спрашивают, является ли злом вести интимную жизнь до брака? Я считаю, что вести интимную жизнь до брака, если люди противоположного пола и если они друг другу нравятся - не является злом, наоборот, в этом только +!
Что касается того, что можно, а что нельзя, когда ты уже женат - не знаю, вот женюсь - там и побеседуем!
Поехали дальше: Вселенная изначально только "Добра". Все законы происходящие во Вселенной - справедливы. Человеческое добро порождают люди, творя гармоничное.
Люцифер - это отрицательно направленная энергия против тех, кто выходит из Гармонии Бытия. Отрицательно направленная энергия (Люцифер) не является злом. Если выражаться метафорами, Люцифер - это тоже Свет, но только Холодный Свет, не дающий тепла.
Поклоняться Люциферу, как это сейчас делают многие, на мой взгляд, бессмысленно. Дело в том, что такие понятия, как Люцифер, Ангелы и т.д. - образные, условные понятия, которые не нуждаются в нашем преклонении перед ними. Это все равно, как если бы вы поклонялись бы Утюгу на полке за то, что он удачно гладит ваши вещи ...
Верить нужно только Одному Всевышнему, все остальное - Творение Всевышнего. Что касается Духа зла - то его породили люди. Дух зла и для Люцифера является опасным, т.к. зло уничтожает все, а в конечном итоге зло уничтожает само себя.
Происходило порождение злого Духа приблизительно так. В первобытные времена люди, видя суровость реальной жизни, природные бедствия и т.д., все приписали некому злому Духу. Но в Природе нет понятия Добра и зла. Добро и зло - это чисто человеческие понятия. Когда происходит, к примеру, землетрясение - это не является злом. Земля - живой организм, все процессы, происходящие на Земле, а особенно биосфера, т.е. человеческая жизнедеятельность, прямым образом отражаются на всей жизни на Земле; на всех процессах, которые происходят на Земле.
Возвращаясь к теме природы зла: так вот, поверив в некий злой Дух, которого на самом деле в природе не существовало, люди силой своей мысли породили Образ зла. Этот Образ зла стал впитывать со временем все дурное, что происходило и происходит на Земле.
Дух зла, порожденный человечеством, не вечен, когда-нибудь Дух зла исчезнет в Природе в любом случае. Уничтожат зло люди сами? Вряд ли. Зло, созданное человечеством, может исчезнуть при условиях: или зло самоуничтожится, или, если этого не произойдет, то нам просто не дадут дальше развиваться во Вселенной, и уберут зло, творимое на Земле внешним воздействием...
Сейчас этот злой Дух сильнее каждого из нас в отдельности, злой Дух живет за счет исходящих от человека дурных мыслей, дурных слов, дурных поступков.
Все, что происходит в животном мире, так называемое "добро" и "зло" у животного мира, на самом деле напрямую связано с человеческой жизнедеятельностью, т.к. никто, кроме людей, не обладает Душой.
Чтобы злой Дух исчез, нужно прекратить его питать, т.е. людям необходимо прекратить творить злое. А насколько это реально сейчас для всего населения Земли?! Правильно, это не реально , т.к. вряд ли на Земле произойдет так, чтобы все люди прекратили творить злое, дисгармоничное... А раз так, значит, конец истории такого мира, в котором мы сейчас живем, неизбежен, т.к. зло развивается по закону самоуничтожения.
Если же самоуничтожение не состоится, то Вселенная все равно как единый организм отвергнет нашу цивилизацию, так же как раковую опухоль отторгает здоровый организм. Т.к. если этого не произойдет, Вселенная сама погибнет.
Если человеку дать сейчас возможность на все 100% пользоваться всеми своми способностями, заложенные Творцом (Всевышним) - то все во Вселенной просто погибнет. Человечество своим эгоизмом, лицемерием и прочими пороками уничтожит все во Вселенной всего за несколько мгновений!...
Поэтому тот беспредел, который сейчас породили люди за счет своей жизнедеятельности - не вечен, т.к. дисгармония всегда развивается по ограниченным законам. Человечеству просто не дадут уничтожить не то что Землю, Вселенную, но и самих себя, потому что, как вы все понимаете, не все люди являются злодеями. Ведь человечество неоднородно. Есть и отпетые негодяи, а есть и благородные люди.
Что касается будущего Земли, тут человечество пока не властно, по большому счету не мы решаем, что будет с нашей планетой.
Большинство людей живет пороками. Общество, построенное на пороке - обречено. Т.е. начнут происходить те природные процессы, над которыми человек пока не властен. Это и есть понятие Фрашегирда (конца времени) - т.е. конца того времени, в котором мы сейчас живем. Вопрос в том, когда Фрашегирд состоится: завтра, через 10 лет, через 100 лет, через 1000 лет? Никто не знает.
Некоторые люди утверждают, что Фрашегирд уже начался, просто Фрашегирд не так ярко сейчас выражен. Не знаю. Чтобы Фрашегирд не состоялся, нужно, чтобы хотя бы большинство людей изменилось к лучшему. Насколько это реально - думайте сами.
А так... жить бесплодными мечтами об изменении мира к лучшему, не обладая достаточными материальными средствами для этого - пустая трата времени. Но вообще-то, если в обществе главный критерий - деньги, такое общество рано или поздно обречено. Вот такой парадокс...
Во всех Священных Писаниях говорится, что часть благородных (добрых) людей все равно останется после Фрашегирда. ? от этого благородного остатка появится новое человечество.
Ой, чем дальше в лес, тем больше дров... А почему агрессия есть зло? Не является ли большим злом картинка, где лев и ягненок лежат рядом, как извращение природы обоих? Энергия сохраняется: ягненок ест траву, лев - ягненка, трава прорастает на теле мертвого льва (см. The Lion King). Разве не прекрасна эта безупречная сбалансированность жизни на нашей Земле? Жизнь всегда продолжается, она лишь меняет свою форму. А зло... зло бесцельно, тупо, невежественно. Зло - беспричинный садизм, зло - после нас хоть потоп. Это не агрессия: агрессивным, деятельным, активным, огненным может быть и добро.
Доброго дня, уважаемые участники Форума! Здравствуйте, Урал!
У вас очень интересная точка зрения. Но в вашем сообщении, на мой взгляд, множество спорных моментов. Судя по молчанию зороастрийцев и Джамшида, вы, похоже, озадачили и его!
Урал, ваше сообщение достойно изучения, и для начала у меня появилось недоумение вот в каком моменте. Постараюсь придерживаться заданной тематики, а именно - Конрада Лоренца.
Урал, вы пишете: "Вселенная изначально только "Добра". Все законы происходящие во Вселенной, справедливы". Значит, человеческие инстинкты, как-то страх, голод, половое влечение и агрессия - суть видосохраняющие механизмы, порождены Добром, то есть Творцом - Ахура Маздой!
Цитата:
В первобытные времена люди, видя суровость реальной жизни, природные бедствия и т.д., все приписали некому злому Духу.
Урал, а вам не представляется, что это они делали из вполне понятного естественного чувства - страха? Страх не является Злом, так как является охранным инстинктом всего живого, он является Добром. Тогда в ваших дальнейших рассуждениях просматривается логическое противоречие: страх - Добро, порождает Злого Духа - Зло?! Как бы вы прокомментировали это противоречие?
Урал, сейчас не меньше, чем в первобытные времена, происходят извержения вулканов, землетрясения и др., они вызывают обоснованное чувство страха, но порождают ли они Зло - злые мыслеформы?
Доброго дня, уважаемые участники Форума! Здравствуйте, Марина!
Марина, сразу хочу оговориться - я точно так же, как и каждый из нас, постигаю этот мир. Не исключаю, что могу иногда ошибаться. ?злагаю только наше понимание, которого придерживаемся мы с друзьями...
Цитата:
Значит, человеческие инстинкты, как-то страх, голод, половое влечение и агрессия - суть видосохраняющие механизмы, порождены Добром, то есть Творцом - Ахура Маздой!
Думаю, проблема заключена в следующем, Марина. ?нстинкты имеют природную основу, но в человеке инстинкты приобрели реальную силу, т.к. человек, обладая творческими способностями, придал жизнь созданным им мыслеобразам...
Творец Вселенной (Всевышний) дал человеку силу, но силой нужно еще научиться пользоваться.
Цитата:
Урал, а вам не представляется, что это они делали из вполне понятного естественного чувства - страха?
Абсолютно с Вами согласен, Марина. Но! Природный страх питает зло. Люди не смогли поверить Творцу, отсутствие веры порождает страх. А человеку всегда нужно во что-нибудь верить...
Цитата:
Страх не является Злом, так как является охранным инстинктом всего живого, он является Добром.
Марина, cтрах не является ни Добром, ни злом. Страх присущ всему животному миру, а не только человеку. Отсюда вывод - страх имеет природную основу и по своей сути страх нейтрален. Т.е. страх не является ни гармонией, ни дисгармонией, а является сигналом к определенному действию...
Да и потом - Вы же прекрасно знаете, Марина, там где страх, там нет Веры. Страх и Любовь никогда вместе не уживутся, как не уживаются вместе Дырявая емкость и Вода. Сколько вы не нальете - все выльется...
Кто по-настоящему верит Всевышнему, тому бессмысленно бояться Всевышнего.
Цитата:
Тогда в ваших дальнейших рассуждениях просматривается логическое противоречие: Страх - Добро, порождает Злого Духа - Зло?!
Страх не является ни злом, ни Добром. Страх - нейтральное понятие. Образно выражаясь, страх - это как молоток, которым вы можете забить гвозди (!), но... молотком вы можете ударить по голове - все зависит от выбора человека.
Страх - это природный инстинкт самосохранения. Только на страхе (тяжелая природная материальная энергия) зиждется зло, а на Любви (легкая природная духовная энергия) - Добро.
Цитата:
Урал, сейчас не меньше, чем в первобытные времена, происходят извержения вулканов, землетрясения и др., они вызывают обоснованное чувство страха, но порождают ли они Зло - злые мыслеформы?
Если природные катаклизмы вызывают у современного человека страх, неуверенность и другие тяжелые эмоции, то эти эмоции, основанные на материальной природной энергии, разумеется, пополняют Дух зла. Тогда как у верующего во Всевышнего человека природные и другие бедствия не вызывают душевных смятений. Настоящая Вера всегда сильнее страха. Т.к. человек, который действительно верит Всевышнему, знает, что на все Воля Бога.
Не является ли большим злом картинка, где лев и ягненок лежат рядом, как извращение природы обоих?
Наоборот, когда лев с ягненком мирно сосуществуют, это не извращение, а высшее содержание Природы Бытия. Разумеется, если лев сытый .
?звестен случай в зоопарке из современной истории, когда львица, которая не могла родить львят, кормила своим молоком оленят. Вот только идиллия эта продолжалась не долго. Пришел лев и удачно позавтракал сонными оленятами . Э-э-э-х, жаль! Но что поделаешь - природа...
Со всей остальной информацией в вашем постинге, Морвен, полностью согласен.
Здравствуйте, уважаемые участники Форума! Здравствуйте, Урал!
Да, конечно, инстинкты имеют природную основу! ? (об этом пишет и Лоренц) в животном, и в человеке заложены одинаковые основные инстинкты: страх, голод, половое влечение, агрессия.
Но всей жизнью животного руководят только инстинкты. ? как мы видим, в животном мире все как бы уравновешено, гармонично. У нас же, у людей, все усложнено и запутано. ? все благодаря нашей разумности, нашей способности, как вы говорите, создавать мыслеобразы и придавать им жизнь. Да, нам дана сила разума, которой мы еще не совсем умеем пользоваться. Вернее, мы не умеем ей пользоваться только во имя Добра.
Урал, я бы согласилась с вами, что страх - нейтральный инстинкт. Но ведь он является механизмом самозащиты, следовательно, служит Добру. Без него мы бы давно исчезли, как вид.
Я вот тут задумалась, может ли человек вообще не испытывать чувства страха? Вы, Урал, пишете, что тот, кто верит во Всевышнего, может не испытывать страха (вы написали, конечно, немного по-другому, но я поняла именно так). Наверное, может. Но, на мой взгляд, это уже патология! Например, фанатики. Думаю, что те, кто направил самолеты на башни Торгового Центра в Нью-Йорке, не испытывали страха! Но вряд ли кто-либо назовет то, что они сделали, благим делом, служащим Добру. ?спытай они страх, леденящий и сковывающий душу, я уверена, что они не смогли бы сделать свое злое дело!
?ли еще один пример. В одном из документальных фильмов я видела сюжет об одном парне (он из Средней Азии, одной из бывших республик СССР), он воевал на стороне моджахедов в Афганистане. Он рассказывал, что тоже не испытывал страха, так как на все воля Аллаха. ? был при этом хладнокровным убийцей!
Мы немного отошли от темы агрессии, хотя страх - "брат-близнец" инстинкта агрессии.
Здравствуйте, уважаемые участники Форума! Здравствуйте, Марина!
Цитата:
Но всей жизнью животного руководят только инстинкты. ?, как мы видим, в животном мире все как бы уравновешено, гармонично.
Согласен.
Цитата:
У нас же, у людей, все усложнено и запутано. ? все благодаря нашей разумности...
А мы считаем, Марина, что не благодаря нашей разумности, а благодаря тому, что у нас есть душа - у людей все усложнено и запутано . Душа есть только у людей. А разумность есть во всем, даже в одной клетке и в неживых неорганических соединениях...
Цитата:
... нашей способности, как вы говорите, создавать мыслеобразы, и придавать им жизнь...
Нашей способности разума и души. Кстати, у души нет национальности, но есть пол. Нет русской души, негритянской и т.д., но есть зато только мужская душа и женская душа. Такова наша версия.
Цитата:
Да, нам дана сила разума, которой мы еще не совсем умеем пользоваться.
У человека, в отличие от всего живого мира, к силе разума добавлена еще душа от Бога.
Цитата:
Урал, я бы согласилась с вами, что страх - нейтральный инстинкт. Но ведь он является механизмом самозащиты, следовательно, служит Добру. Без него мы бы давно исчезли, как вид.
Марина, во Вселенной нет понятий Добра и зла, Добро и зло появились тогда, когда появились первые люди на земле с Живой Душой от Бога. Во Вселенной же все является "Добром", т.е. все является гармонией. Если сейчас, к примеру, на какой-нибудь другой планете динозавр поедает птеродактиля - это не является злом, это обычная жизнь Вселенной.
Мы (человечество) либо впишемся в эту изначальную гармонию, либо нет. Вписаться в гармонию Вселенной человечество сможет, лишь если будет идти по пути Добра. Пути Добра во Вселенной еще пока нет. Добро и зло есть только на Земле у людей. Вот такое наше глубокое убеждение.
Цитата:
Я вот тут задумалась, может ли человек вообще не испытывать чувства страха?
Думаю, что нет. Но ведь страх бывает разным. Есть страх, к примеру, обидеть любимого человека - этот страх прекрасен. А есть и другой страх перед грубой силой - этот страх ужастен.
Цитата:
Вы, Урал, пишете, что тот, кто верит во Всевышнего, может не испытывать страха (вы написали, конечно, немного по-другому, но я поняла именно так).
Кто верит Всевышнему, тот не испытает страха перед Всевышним.
Цитата:
Наверное, может. Но на мой взгляд, это уже патология!
На мой взгляд, это Сила.
Цитата:
Думаю, что те, кто направил самолеты на башни Торгового Центра в Нью-Йорке, не испытывали страха!
Верно. Но там другое. Эффект камикадзе (смертников).
Цитата:
Но вряд ли кто-либо назовет то, что они сделали, благим делом, служащим Добру.
Вся беда в том, Марина, что каждый понимает термины Добро и зло, к сожалению, по-своему. Сами подумайте, Марина, какой толк во всех философских книгах о природе Добра и зла, если главное в человеке всегда - это его вера. А верить можно во все, что угодно, хоть в дьявола. Только вера в дьявола (в зло, порожденное людьми) - губит человека, а вера Всевышнему (Творцу Вселенной) спасает человека.
Цитата:
?спытай они страх, леденящий и сковывающий душу, я уверена, что они не смогли бы сделать свое злое дело!
Они потому и не испытывали страха, т.к. по-настоящему верили. Но к сожалению, верили неправильно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах