Добавлено: Пт Май 14, 2004 1:00 pm Заголовок сообщения:
Дервиш (фарси дарвиш - "нищий") - так в мусульманском ?ране называют представителей суфийских мистических учений, чаще всего странствующих. Своеобразное божие страннничество расцвело в ?ране после исламского завоевания. Но нельзя сказать, что феномен дервишизма не имеет никаких домусульманских корней.
Предок слова "дарвиш" - авестийское drigu- (от глагола dr- "драть") собственно "оборванец". В Гатах и Ясне это слово значит "бедняк", "несчастный". Мало того, что это слово присутствует в священной Ахуна Ваирье (yim drigubyo dadat vastarem - "который даст пастуха несчастным"), так называет себя сам Заратуштра, когда просит поддержки Ахура Мазды. Таким образом, Заратуштру можно назвать первым дервишем. Он к тому же так же странствовал и бедствовал. Но в зороастризме никогда не было почитания бедности. Заратуштровский дервишизм - явление недобровольное и вынужденное. Дригу - это тот, кто терпит бедствие.
В среднеперсидском языке есть уже непосредственный предок дервиша - driyosh (drigaush Р.п.>driyosh>darvish). Различаюся понятия дрийош-и тухиг - "пустой" - бездельник, беспутный и дрийош-и нек - праведник, подвергающийся притеснению или испытывающий нужду. Такому "дервишу" его состояние не ставится в вину, но для воплощения принципа Аши в обществе это состояние должно быть исправлено (для чего по молитве Ахуна Ваирья Ахура дает дервишам пастыря - защитника).
Суфийский же дервишизм - это очень своеобразная реакция персов на исламизацию. Неперсидский суфизм не идет ни в какое сравнение с суфизмом персоязычных регионов. Столь массовое распростанение дервишизма в исламском ?ране и обращение к мистицизму, одинаково чуждому и зороастризму и исламу, своеобразное отторжение классического ислама в условиях потери традиционных домусульманских ценностей и религиозного дискомфорта, заставившего персов становиться "бедняками".
Добавлено: Пт Май 28, 2004 4:41 pm Заголовок сообщения:
У иранских народов существовало мистическое отношениек дервишам - это либо колдуны, либо ученые. Считалось, что некоторые шахи, чтобы узнать насторения в народе переодевались в дервишей и посещали людные места - базары, караван-сараи и пр.
Добавлено: Вс Май 30, 2004 3:13 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
А вера-то какая была у этих "голодранцев"?
А самая обычная в то время и сейчас - дин-ул-ислам.
Дервиши - виртуозные мастера выдавать за правоверно-исламские воззрения, часто совершенно противоречащие исламу Мухаммада (хай Аллах благословить його та завiтае).
Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Пн Май 31, 2004 8:28 pm Заголовок сообщения:
QUOTE(Iskandar @ 30.05.2004, 19:13)
А самая обычная в то время и сейчас - дин-ул-ислам.
Эээ... ?скандар джан, ты, разумеется, имеешь в виду дервишизм поздний, а вот тот, который ты в начале упоминаешь - есть какие-то данные об этих дервишах? "Дригу", которые упоминаются в Ята Аху, по твоему мнению, могут относиться к группе с какой-то сложившейся культурой и (прото)религией, или это просто эпитет нуждающихся? Либо же особое было благоволение по какой-то причине именно к какой-то группе людей, (прото)дарвишей?..
Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд...
Вопрос и вправду непростой. Я как раз таки ни на какие выводы не претендую, я лишь выдвинул проблему.
Действительно дервиши в суфийском понимании этого слова в зороастийском ?ране не известны. Но сам факт такого глубчайшего внедрения потомка слова из авестийской молитвы в мусульманскую культуру не может ни о чем не говорить. "Дервиш" - слово, настолько укоренившееся в исламских странах, что можно говорить, что его арабский эквивалент faqir - не более, чем обратная калька.
Добавлено: Чт Июн 03, 2004 6:17 am Заголовок сообщения:
Приветствую участников!
Ничего не вижу в этом вопросе сложного. Он попадает под изучение социологии религии.
Поскольку насаждение ислама в ?ране носило силовой характер, то разумеется множество людей отказались от старой веры только внешне.
Если копнуть в суфизм поглубже, то станут очевидны его зороастрийские корни.
Суфизм является исламом только внешне (чтоб не вырезали), по сути же, учения Джалал-ад-Дина Руми и ?дрис Шаха противоречат Корану настолько очевидно, что я до сих пор удивляюсь, как они не подвергнулись масштабным гонениям.
Лариса, Вы безусловно правы, но я несколько о другом. Понятия дарвишей существовало задолго до ислама, в заратуштровские времена. Мантра "Ята Аху", возможно, упоминает их (?) как "дригу" - тех, в защиту которых будет послан Пастырь. Так вот кто именно были дарвиши древнего ?рана? ? какое место они занимали среди прочих культур и сообществ?..
Добавлено: Вс Июн 13, 2004 8:17 am Заголовок сообщения:
Многие суфийские идеи немусульманские и даже скрыто антимусульманские. Но это не значит, что они зороастрийские. Общий настрой на мистицизм и аскетизм чужд зороастризму. Сходно, однако, отношение к жизни, роднящее весельем и юмором жизнелюбивое учение Заратуштры и дервишей народных легенд.
Авеста свидетельствует о явлении в древнеиранском мире, типологически если не идентичном дервишизму, то очень на него похожем. Речь идет об т.н. атраванах С одной стороны - это наименование жреческого сословия вообще наравне с воинами-колесничими (ратаэштарами), пастухами-скотоводами (вастрьо-фшуянтами) и ремесленниками (хуити). ?х имя скорее всего (хотя некоторые ученые сомневаются) происходит от атар - "огонь" (так же как "ашаван" - праведник - от "Аша").
А конкретные авестийские сведения об атраванах таковы:
Атраваны ведут бродячий образ жизни - ходят по странам и распространяют Ашу (Праведность) и Маздаяснийскую Веру. Атраваны довольствуются малым. За небольшое вознаграждение они совешают обряды для домохозяев. Атраваны - люди праведные и святые, необидчивые и незлобные.
Чем не зороастрийские "дервиши"? Но "дригу" они никода не называются.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах