В Ташкенте археологи раскопали и исследуют много заратуштрийских храмов. Один из них - "Юнус-Абадский" храм. Название - по району расположения. Предлагаю этимологию: от авестийского "yuvanas-patis" - "Юный Господь" (в Гатах Мазда назван "Вечно Юный"). Позднее население ассоциировало это название с ближневосточным именем Yunus.
Территория храмового комплекса, огороженная сейчас металлическим забором с воротами, имеет размеры приблизительно 1,5 х 1,0 км. В центре комплекса - храмовое сооружение, частично засыпанное сейчас холмом, размеры - около 150 х 100 м. По краям комплекса - засыпанные холмами - вероятно, дома священников и служителей храма.
Главное здание - квадратное, около 40 х 40 м, сейчас сохранилось на высоту около 21 м [М.?.Филанович. Ташкент. Зарождение и развитие города и городской культуры. 1983. С. 100], высота вместе с нижней частью основания - около 32 м [UzAirWays]. Постройки датируют с конца 4-го - начала 5-го в. н.э. [Филанович, с. 143].
Главное здание очень красиво. В его составе имеются два главных помещения: одно для неугасимого огня, второе - для общественных собраний; также имеются:
- кухня для хранения Мьязды (Myazda) - Святой Пищи, приготовленной Маздой Ахурой, и для приготовления Драуны - освященной Пищи, приготовленной людьми из сырья Мазды; - помещение для хранения дров; - жилище Заотара.
Главные помещения окружены сложным комплексом коридоров, имеющих свои подразделения и функции [Филанович, с. 109]. Аналогичные устройства имеют древние ташкентские храмы "Чиланзарское Актепе" - с середины 4-го в. н.э., "Минг-Урюк" - около середины 1-го в. до н.э., и другие.
В средние века заратуштрийцы, мигрировавшие из Парфии (Санджана) и из других стран Арианы (Заратуштрийского Мира), которые подверглись арабской агрессии, в ?ндию, построили там храмы такого же устройства. Заратуштрийские храмы в ?ндии называют по-гуджаратски "Агиари" (от древнеиндийского Агни, родственного авестийскому Агни - в авестийском имени Дашт-Агни, и русскому Огни). Помещение для Огня по-персидски - Адуриан. Помещение для общественных собраний - Дар-е Мехр - соответствует авестийскому Mit'ra-Dvara - "Дворец Митры". Здесь Митра несет огненную функцию и функцию объединения людей.
Здание Юнус-Абадского храма имеет очень толстые стены - толщиной 2,5 и 2,7 м. [Филанович, с. 107]. Стены Чиланзарского храма имеют толщину 4,5 м [Филанович, с. 117].
Юнусобод? Просто "град ?оны", совершенно мусульманское название, см. аль-К'уран за ссылками на малого пророка Юнуса.
Актеппаи Чиланзор? "Белый холм сорока ансаров", т.е. "помощников" (арабский термин, означающий сподвижников Пророка Мухаммада - мединцев). В таджикской шаманской мифологии контаминируются с духами "чильтан" - "сорок человек". Т.ч. и здесь вполне незороастрийский мотив в названии.
Мин(г)-Урюк? "Тысяча абрикосов" - вполне по-тюркски. Если только не было культа урюка в Дини Зардушт .
Т.е. все названия позднейшие и к зороастризму имеют отношение никакое. Хотя оташкода могут быть реальными. Правда, при рассмотрении названий типа "кофаркала" в Горном Бадахшане оказалось, что никаких построек нет, а только место, куда горцы относили мертвых.
А вот равнинный культ Джумарт-кассаба и общий культ Амударьи и Вахша - это теплее. Зороастризм стоит искать там, где он может быть, и ни в коем случае не приписывать ему того, чего в нем нет. ?наче мы просто дискредитируем себя.
Кстати, Ригведа как стадиально, так и в языковом отношении древнее Авесты. Хотелось бы, чтобы было наоборот - но это означает нашу приверженность лжи .
Это не "просто мусульманское" название. О "мусульманском ?оне" я и написал - "население позднее связало с ближневосточным (т.е. мусульманским) Юнусом". Абад - это не мусульманское название, оно происходит от среднеперсидского "apati" - "благоустроенное место".
"Cilaan-zaar" - это чисто персидские слова: "Заросли чилана" (общеизвестно давно), здесь арабских слов нет.
Минг-Урюк - поздняя тюркизация и не аргумент.
О соотношении возрастов Авесты и Ригведы у меня выполнен большой лингвистический анализ, одобренный многими специалистами. С удовольствием приведу его вам. Я доложил его на международной конференции в Германии.
Это не "просто мусульманское" название. О "мусульманском ?оне" я и написал - "население позднее связало с ближневосточным (т.е. мусульманским) Юнусом.
Вряд ли. ?скусственность связки названия с авестийским языком очевидна. Мусульманские названия все же преобладают (99,9% в "идеологических топонимах").
Цитата:
Абад - это не мусульманское название, оно происходит от среднеперсидского "apati" - "благоустроенное место".
Естественно. Глупо утверждать. Тогда и Файзабад (столица Бадахшана) - тоже персидское слово? Сочетание в одном слове персидского суффикса и арабского значащего элемента широко распространено: ?сламабад, Аллахабад, Джалалабад, Хайдарабад и т.д. и т.п.
Цитата:
"Cilaan-zaar" - это чисто персидские слова: "Заросли чилана" (общеизвестно давно), здесь арабских слов нет.
Ансар - это не арабское слово? Тогда я не отличаю белого от черного. "Чильтан" и "чильанзар" - синонимы в современном таджикском языке. ?ногда их называют "чильтан", иногда - "чильанзар", когда хотят подчеркнуть, что они связаны с исламом.
Цитата:
Минг-Урюк - поздняя тюркизация и не аргумент.
Тюркизация чего? Какое первоначальное название? ?, к тому же, названия типа Мин-Булак и т.д. - появляются в Средней Азии очень рано, с проникновением тюрок.
Цитата:
О соотношении возрастов Авесты и Ригведы у меня выполнен большой лингвистический анализ, одобренный многими специалистами. С удовольствием приведу его вам. Я доложил его на международной конференции в Германии.
Да, Вы сделали обзор. Но, к сожалению, данные языка показывают существенное расхождение между языком Ригведы и Авесты, не в пользу Авесты.
Зардушти глубоко фиолетово, когда создали Авесту и Ригведу - важнее императив, выраженный в учении Пайгамбара. К тому же генетический анализ верований, зафиксированный в этих сводах, говорит только об одном - образы Авесты восходят к образам Ригведы (что не означает их тождественности).
Если говорить о преимущественной древности Авесты, то следует сказать, что по содержанию ряд Яштов может быть очень древним, даже древнее сохранившихся гимнов Ригведы. Однако их отношение именно к учению Заратуштры, мягко говоря, сомнительно.
Поэтому мне важнее Священная триада, чем попытка померяться древностью с Ригведой. Все эти "мерки" не ведут к объективности, ибо общеизвестно - можно доказать, что белый баран - это черная овца, было бы желание. Зардушти не должны соперничать в сомнительном, а такую попытку вывести преимущественную древность Авесты иначе расценить нельзя.
Тем не менее, диалог по актуальным вопросам (древность Авесты - непринципиальна, неактуальна и не приоритетна для жизни Зардушти) вести можно и нужно. Только не мешать в кучу татар, осетин и Зардушти . К объективному и взвешенному диалогу без утверждений типа: "А я доказал, что Зардушт родился в нашем кишлаке в Дарвазе" я всегда рад присоединиться .
Конечно, я понимаю, что Вы пошутили. Спасибо за Ваш интерес к лингвистике и истории. Если Вы писали серьезно, я приведу лингвистическую информацию (по моей профессиональной лингвистической обязанности), и также для всех наших слушателей Зартошти.
Поздняя арабизация и тюркизация топонимов в Ариане не может подвергнуть сомнению изначальный арийский и заратуштрийский характер памятников. Примеры - арабское кааба в арабизированном названии "Кааба-и Зардушт" Ахеменидского памятника, что не может опровергнуть арийство Ахеменидов.
Вы предлагаете современную таджикскую и узбекскую орфографию: Чилон-зор. Это еще более наглядно для неспециалистов доказывает, что в этих словах нет абсолютно ничего общего с арабским словом "ансар". Название Чилон-зор находится в системном ряду с ташкентскими арийскими топонимами Себ-зор, Бодом-зор и многими другими.
То, что тюрки в позднейшие времена тюркизировали топоним, переведя его на свой язык - Минг-Урюк, не опровергает первоначального арийства этой культуры.
Если Вы серьезно о "приверженности ко лжи" в связи с отношениями между Авестой и Ригведой - это некорректно. Надеюсь, что после рассмотрения моих доказательств Вы (как и международное научное сообщество, которое уже признало их) согласитесь с истиной.
Прежде всего, существуют лингвистические доказательства. По признакам фонетики, консонанты: Авеста имеет протоарийское распределение между звуками *g и *gw, Ригведа уже не различает эти звуки - *gh и *gwh, ks' и k's'. Здесь k' - палатализованный.
На тему "-зор": тогда переводим очень просто: Себизор - "место, изобилующее яблоками". ? подкину еще "лолазор", "кухсор", "чашмазор".
Тогда давайте Ваш перевод "чильан- (мн.ч. от "чиль"?) + -зор/сор (суффикс места)". Будем смотреть его перевод и соотношение с шаманскими духами "чиль ансар" или "чиль тан" (есть еще его женская ипостась - "чиль духтарон"). Только так можно будет установить истину.
Про "Кабаи Зардушт" - естественно, что название имеет арабское слово для обозначения постройки. Ни о чем, кроме как о том, что к моменту наименования постройки таким именем, древняя традиция была сильно подавлена и даже забыта, не говорит.
Насколько я помню, я не говорил о том, что оташкода - поддельные или незороастрийские. А вот про наименования их - говорил. Хотя наличие храма огня еще не означает автоматического зороастризма. Надо учесть еще массу прочих факторов.
Про Ригведу и Авесту - мне как-то ближе выводы наших "старых гвардейцев" типа Елизаренковой . Тем более, что генетический анализ верований подтверждает ее правоту. Потому и меряться с Ригведой древностью не собираюсь, да и Вас не призываю. Это будет действительно отмывание черной овцы .
Да и про арийство Ахеменидов - тоже довольно спорно: какова была доля персов по отношению к эламскому населению Персии? Т.е. этнический состав древних персов - отнюдь не чистые арии, что нашло свое отражение в рельефах с Ападаны Хшаяршаха.
Ценность Дини Зардушт не возрастет от того, что мы найдем славянских зооастрийцев (и с таким я сталкивался - типа староверы унаследовали зороастризм на Урале. Непонятно, правда, от кого - но приятно), индейских зороастрийцев (чем Огненная Земля не "зороастрийский" топоним?), шумерских зороастрийцев (а что они своих покойников в кувшин по косточкам складывали?) и т.д. Ценность Дини Зардушт не в искусственных привязках, а в искренней и чистой вере, в торжестве Добра и Справедливости.
В общем, свое мнение высказал и на этом умолкаю. ?наче будет бесполезно: кто хочет приходить с Большой Медведицы - тот с нее и придет. Кто хочет видеть ариев от Атлантики до Тихого океана - тот их увидит. А кто хочет просто следовать Благой мысли, Благому Слову и Благому Делу - тот им будет следовать.
Дорогой Алексей! Пожалуйста, конкретно докажите "искусственность связки". Дайте определение, что такое "неидеологический" топоним. В упомянутом академическом журнале я дал лингвистический анализ топонимики. Слов, общекоренных с авестийскими, во много раз больше, чем неиранских.
Юнус-Абад - во второй части - не арабское слово. Сложные слова с одним арабским компонентом и другим иранским не являются чисто арабскими. В этом мы с Вами согласны. Абад - это не суффикс, а полнозначное слово.
Чилон-зор - это персидские слова, здесь нет никакого арабского "ансар". Минг-Урюк - это тюркизация предшествующего названия. Это следует из того, что тюркский - точнее, тюркизированный - язык появился здесь поздно и в топонимике мало представлен.
По соотношению языков Авесты и Ригведы написаны десятки тысяч страниц - на настоящем профессиональном уровне, и не только мною. Приведите "данные не в пользу Авесты". Я буду продолжать приводить данные рукописей Авесты и Ригведы, и Вы сделаете выводы.
Намеки на императив некорректны по признаку доказательной честности. Прошу конкретно доказать Ваши утверждения насчет заранее заданных императивов. Я предоставлю по доступу к ?нтернету доказательства, что образы Авесты являются предшествующими ригведийским.
Aвестийская "Armati-" - это "Ar-Mati-" - "относящаяся к Ar- Мысль". "Ar-" - корень слова "Arta-". Следовательно, "Артовская Мысль". В Ригведе соответствующий образ - "Aramati", образ лесной "богини" (кавычки означают, при полном уважении к образу, что было бы хорошо дать корректное определение слову "богиня"). Делайте вывод сами, что первичнее - авестийский образ, содержащий смыслы "Ar-" (в Ригведе - в слове "rta-" и общекоренных) и "Mati-" или ригведийский образ "лесной богини".
"Эти мерки не ведут к объективности" - докажите. О белых и черных баранах, овцах и "сомнительности" - также прошу доказать. Древность Авесты актуальна и принципиальна, так как:
1. она (древность) относится к первичному идеалу, являющемуся источником для процесса познания, 2. ее (Авесты) первичность делает ее основой и поддержкой для цельности нашей сознательной интеллектуальной духовной жизни.
Те, кто по ошибкам или вследствие некритического восприятия гипотез о вторичности Авесты соглашаются с ними без доказательств, утрачивают причины исследовать истину в Авесте - и последовать ей. Они переходят в число последователей других учений. ?сследователи уже доказали неувязки в логике в разных учениях, отклоняющихся от строгой истинной логики. Маздаясна не соглашается отходить от логики. В других учениях такие отходы продемонстрированы и, если Вы хотите, можно еще раз показать это.
У татар, осетин и Зартошти, и у многих других народов и цивилизаций действительно есть некоторые общие свойства, в т.ч. Заратуштрийские, и есть различия. Я не собираюсь доказывать, что Заратуштра родился в Ташкенте. Просто здесь есть очень много элементов заратуштрийской цивилизации.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах