Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Многие потенциальные Маздаяснийцы -- Заратуштрийцы часто задают вопросы:
Что такое -- Даэна? Что такое религия? Как Даэна относится к религии? Что общего у Даэны с религией? В чём различия между Даэной и религией?
Они спрашивают об отношениях между Даэной и вообще религией и между Даэной и конкретными религиями:
Эддической Друидической Славянской Ригведийской авраамизмом поздним индуизмом (напр. кришнаитами и др.).
Маздаяснийская Заратуштрийская Даэна встречается нам в Гатах Ашо -- Артавана -- Заратуштры, в Мантре Фраваране -- Выборе, Объявлении и Провозглашении Веры, в Арти-Яште 17-16 и других текстах.
Сама Святая Авеста называется Вахви-Дайна.
ДАЭНА -- долгая огласовка от более краткой ДАЙНА. DAENA -- от DAINA. Здесь корень -- DAI-, более краткая огласовка -- DI- 'Видеть Внутренним Зрением', 'Знать Высшее Знание'. -NA- -- суффикс абстракции -- высшего понимания. Следовательно, ДАЭНА -- ВЫСШЕЕ ВНУТРЕННЕЕ ЗНАН?Е, Убеждённость. Она может быть интуитивной, вдохновенной, вдохновлённой. Она может быть независимой от внешних воздействий.
Арти-Яшт 17 (Обращение к Арти): Строфа 16.
Отец твой величайший ? лучший из божеств - То сам Ахура-Мазда, ? мать Армайти-Спэнта, А братья - Сраош праведный, Могучий Рашн и Митра, Чьи пастбища просторны, Чьих мириад очей ? тысячи ушей, ? Даэна - сестра.
Дорогие друзья и все, пожалуйста, скажите, что вы думаете о вопросах, заданных здесь в начале.
Термин "религия" имеет свою собственную семантику. В древности -- этот термин существовал у римлян -- он обозначал "упряжка" -- от латинского religare 'запрягать вьючный скот в повозку' [Латинский словарь]. Затем этот термин стал появляться в контекстах 'быть связанным с определёнными законами римских культов'. После нашествия христианства на Рим и разрушения античной религии и культуры этот термин стал употребляться христианами, и ему придали христианскую семантику. Представители других направлений абраамизма не употребляют этого термина из-за его христианской семантики. Евреи имеют термин Торах 'закон', 'завет' (Моисея), магометане -- заимствованное от нас слово Дин. ?ндуисты имеют слово "астика" 'относящиеся к существованию' (имеют в виду условное принятие существования для них авторитета Риг-Веды и остальных Вед), и происходящие от них неиндуисты соответственно -- "настика" 'не принимающие существование для себя авторитета Вед' (Наш Джайн тоже ? ). При этом религии, происходящие от древнеиндийской (астика и настика), говорят о дхарме, придавая этому слову синонимичность со словом рита -- общекоренным с нашим Арта Вахишта (Арта- -- Среднего Рода). ?ндуисты называют себя санатана дхармика, сокращённо санатани 'Вечный Закон' -- это уже приближается к нашему Арта- Вахишта-, которое выше времени.
Следовательно, "религия" -- сейчас -- термин христианский, и другие не желают употреблять его для описания своих учений и направлений. Это -- справедливо, по причине больших сущностных различий между направлениями (выборами, совершаемыми добровольно или недобровольно, мудро или немудро, проницательно или непроницательно).
Особенно большими являются различия между Мазда-Яснийской Заратуштрийской Даэной, с одной стороны, и абраамистскими "выборами" -- с другой. Семантика нашего слова Даэна весьма и весьма далека от семантики христианского термина "религия". Даэна -- 'Высшее Знание' на основе Божественной Мудрости Животворящей Мазды Ахуры. А х-анская "религия" -- "выбор", провозглашаемый по новому завету -- как выражается новый завет, "немудрости". Приобретение разнообразных духовных знаний в абрмизме тж чрезвычайно не приветствуется, в результате "выбор" производится обскурантистским и часто -- насильственным образом.
Современный термин "религия" -- христианский и означает 'согласие с догматами, противоречащими фактам и логике'. Это определение -- внутренняя сущность х-анства, оно часто повторяется в новом завете: "не размышлять, не рассуждать", "вы -- рабы элохима".
По этим причинам за много столетий до нас слово "религия" философы снабжали пояснением: "Опиум для народа". Как следует из контекста, под этим сначала имелось в виду только христианство. Мыслящие свободно и логически интеллектуалы в странах различных абрмистских и индуистских направлений отзывались о немудрых "выборах" примерно также. Фактов -- цитат из их трактатов -- очень много. Затем европейские философы заметили некоторые общие элементы между абраамистскими направлениями и соответственно распространили оба выражения "религия -- опиум для народа" на весь абраамизм. Много столетий философы называли абрмизм "хитростью трёх великих обманщиков" (по числу этих направлений) -- вы проходили эти факты в школе, если не пали жертвами новых концепций, маскирующих факты. К этому философы имели мощнейшие логические аргументы, некоторые из которых применяют Мартан Фаррух (не здешний московский, а автор "Шканд Виманик Вичар") и ?скандар (не тот, а здешний). Суть их такова: основы х-анства -- нелогичны, следовательно, неистинны, но "немудрые" люди (выражение нового завета), "нищие духом" (выражение нового завета) выбирают их себе для иллюзорного утешения. Х-нство (и обрмизм) в одних дозах усыпляет людей, а в других -- делает людей агрессивными. ? употребление обрмизма ведёт к привыканию и рабской зависимости (об этом -- тема Мамая). Употребление опиума -- точно такое же: неистинность -- противоположность реальной настоящей Жизни, его выбирают немудрые, нищие духом, он в одних дозах -- усыпляет, в других -- делает агрессивными, ведёт к привыканию и рабской зависимости. У обоих -- опиума и обрмизма -- результат -- разрушение интеллекта личности и общины, приход к кризису духовному, интеллектуальному, материальному и телесному, личному и общественному, сиюминутному и долговременному. Мазда-Яснийская Даэна же является Мудрой, интеллектуальной, Логичной, Знающей, Доброй, Целостной, и, следовательно, не является опиумом для народа, а ?стинной Духовной, ?нтеллектуальной, Логической, Доброй этической, Целостной Пищей.
Все развитые государства современности осознают это и отделяют себя от обрмизма. Даже США, использующие тактику обрмистов, не желают ставить своё развитие под разрушающий пресс обрмизма и отделили церковь от государства и школу -- от церкви. Государство и общество подчиняется церкви -- исторически -- формам обрмизма, индуизма -- только в самых отсталых странах: обрмтских и Непале. По мере повышения уровня интеллектуального и духовного развития каждый человек, каждое государство и каждое общество сбрасывает с себя рабские цепи этих немудрых "выборов".
Нам же неуравновешенные обрмисты сливают свои отходы своей немудрой деятельности в виде замеченных всеми вами, как вы сказали, проповедников х-анства (почти все они -- протестантские).
Рустам дуст! А я таки и здесь вступлюсь за слово "религия". Такие христианские деятели как Лактанций и Тертулиан - апологеты христианства - действительно выводят religio из ligare "связывать". Однако их ли мы должны слушать? А вот что говорит Цицерон, персона, я думаю, поавторитетнее:
Qui autem omnia quae ad cultum deorum pertinerent diligenter retractarent et tanquam relegerent, sunt dicti religiosi ex relegendo ut elegantes ex elegendo, ex diligendo diligentes
"Те же, кто добросовестно и многократно переработали и словно заново собрали (relegerent) все, что связано с почитанием богов, именуются religiosi от relegere, так же как elegantes от elegere (изысканные от перебирать), diligentes от diligere(усердные от ценить)"
Против христианских соображений, выводящих religio из ligare "связывать": 1) От ligare никогда не существовало абстрактного существительного *ligio. Абстрактно существительное от religare звучит как religatio ("религация") 2)Абстрактные существительные на -io образуются от глаголов 3-го, а не 1-го спряжения 3) Цитата: religentem esse oportet, religiosus nefas - "Нужно быть religens, а не religiosus. Слово religens - причастие от глагола religere, а не religare. Как говорит дедушка Э.Бенвенист: "Вновь начинать прежде сделанный выбор, пересматривать решение, которое из него следует, - таков собственный смысл religio. Он указывает на внутреннюю расположенность, а не на объективные свойства различных вещей или совокупность обрядовой практики. Римская religio изначально по своей сути субъективна".
Конечно, по силе religo не сравнить с нашей daena. Но и ничего особенно гадкого в этом слове нет.
Добавлено: Ср Окт 27, 2004 11:06 am Заголовок сообщения:
religiosi от relegere, так же как elegantes от elegere (изысканные от перебирать), diligentes от diligere(усердные от ценить)" Дорогой Iskandar, но ведь в eleganes и diligentes корневые основы остались прежними, а откуда -i- в religiosi если оно из relEgere?
Таму-лиман! А тебя так же смущает однокоренные глаголу relegere образования, такие как intelligo - "я собираю отбирая, удерживаю в мыслях, понимаю" с действительным причастием intelligens, от которого русский "интелигент" против страдательного причастия intellektus, от которого русское "интелект"?
Добавлено: Чт Окт 28, 2004 7:27 am Заголовок сообщения:
Iskandar, приятно, что в наше смутное время кто-то ещё разбирается в латыни Сам себя к знатокам не отношу, поэтому прошу объяснить мне "Слово religens - причастие от глагола religere, а не religare." или всё-таки " от relegere" Я, если честно, запутался
Iskandar Дата 25.10.2004, 15:05 Рустам дуст! А я таки и здесь вступлюсь за слово "религия". Такие христианские деятели как Лактанций и Тертулиан - апологеты христианства - действительно выводят religio из ligare "связывать". Однако их ли мы должны слушать? А вот что говорит Цицерон, персона, я думаю, поавторитетнее:
Qui autem omnia quae ad cultum deorum pertinerent diligenter retractarent et tanquam relegerent, sunt dicti religiosi ex relegendo ut elegantes ex elegendo, ex diligendo diligentes
"Те же, кто добросовестно и многократно переработали и словно заново собрали (relegerent) все, что связано с почитанием богов, именуются religiosi от relegere, так же как elegantes от elegere (изысканные от перебирать), diligentes от diligere(усердные от ценить)"
Против христианских соображений, выводящих religio из ligare "связывать": 1) От ligare никогда не существовало абстрактного существительного *ligio. Абстрактно существительное от religare звучит как religatio ("религация") 2)Абстрактные существительные на -io образуются от глаголов 3-го, а не 1-го спряжения 3) Цитата: religentem esse oportet, religiosus nefas - "Нужно быть religens, а не religiosus. Слово religens - причастие от глагола religere, а не religare. Как говорит дедушка Э.Бенвенист: "Вновь начинать прежде сделанный выбор, пересматривать решение, которое из него следует, - таков собственный смысл religio. Он указывает на внутреннюю расположенность, а не на объективные свойства различных вещей или совокупность обрядовой практики. Римская religio изначально по своей сути субъективна".
Конечно, по силе religo не сравнить с нашей daena. Но и ничего особенно гадкого в этом слове нет.
Я сказал о другом:
1) что в древности слово "религия" относилось к древнеримской религии; 2) что "После нашествия христианства на Рим и разрушения античной религии и культуры этот термин стал употребляться христианами, и ему придали христианскую семантику. "; 3) что "Представители других направлений абраамизма не употребляют этого термина из-за его христианской семантики."; 4) что "Следовательно, "религия" -- сейчас -- термин христианский, и другие не желают употреблять его для описания своих учений и направлений. Это -- справедливо, по причине больших сущностных различий между направлениями (выборами, совершаемыми добровольно или недобровольно, мудро или немудро, проницательно или непроницательно)." 5) что "Современный термин "религия" -- христианский и означает 'согласие с догматами, противоречащими фактам и логике'. Это определение -- внутренняя сущность х-анства, оно часто повторяется в новом завете: "не размышлять, не рассуждать", "вы -- рабы элохима".". Мы получили слово "религия" от христианства (при том, что христианство взяло его от римлян). 6) что по этой причине здравомыслящие люди очень негативно относятся к слову "религия", как заметил ?скандар: "Нерелигиозность населения". 7) что "Особенно большими являются различия между Мазда-Яснийской Заратуштрийской Даэной, с одной стороны, и абраамистскими "выборами" -- с другой. Семантика нашего слова Даэна весьма и весьма далека от семантики христианского термина "религия". Даэна -- 'Высшее Знание' на основе Божественной Мудрости Животворящей Мазды Ахуры. А х-анская "религия" -- "выбор", провозглашаемый по новому завету -- как выражается новый завет, "немудрости". Приобретение разнообразных духовных знаний в абрмизме тж чрезвычайно не приветствуется, в результате "выбор" производится обскурантистским и часто -- насильственным образом." что религия, от которой нам предлагают пользоваться её терминами, сама по себе "в одних дозах усыпляет людей, а в других -- делает людей агрессивными. ? употребление обрмизма ведёт к привыканию и рабской зависимости (об этом -- тема Мамая). " Следствие этой религии -- "результат -- разрушение интеллекта личности и общины, приход к кризису духовному, интеллектуальному, материальному и телесному, личному и общественному, сиюминутному и долговременному. Мазда-Яснийская Даэна же является Мудрой, интеллектуальной, Логичной, Знающей, Доброй, Целостной, и, следовательно, не является опиумом для народа, а ?стинной Духовной, ?нтеллектуальной, Логической, Доброй этической, Целостной Пищей.
Все развитые государства современности осознают это и отделяют себя от обрмизма. Даже США, использующие тактику обрмистов, не желают ставить своё развитие под разрушающий пресс обрмизма и отделили церковь от государства и школу -- от церкви. Государство и общество подчиняется церкви -- исторически -- формам обрмизма, индуизма -- только в самых отсталых странах: обрмтских и Непале. По мере повышения уровня интеллектуального и духовного развития каждый человек, каждое государство и каждое общество сбрасывает с себя рабские цепи этих немудрых "выборов".
Нам же неуравновешенные обрмисты сливают свои отходы своей немудрой деятельности в виде замеченных всеми вами, как вы сказали, проповедников х-анства (почти все они -- протестантские)."
В развитии человеческой цивилизации есть закономерность: если одна культура переходит на термины другой культуры, она затем переходит на её идеи, идеологию, учение и отказывается от своих. Вы видите, что некоторые Заратуштрийцы перешли на индийские термины и индуизировались по индийской религии. Некоторые переходят на христианские термины, христианские парадигмы, христианские образцы, христианские идеи, и шаг за шагом постепенно христианизируются. Хотим ли мы этого?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах