Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Волжская Булгария и Верхнее Прик spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Волжская Булгария и Верхнее Прик

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Этнография
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Вс Дек 26, 2004 5:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАР?Я ? ВЕРХНЕЕ ПР?КАМЬЕ в VIII –XIII веках н. э.

«В VIII в. на берега средней Волги и нижней Камы из Приазовья приходят племена барсил, савир, баранджар, эсегел. Все эти племена, в отличие от коренных обитателей, были тюркоязычными. Главную роль среди них играли племена булгар-билер, по имени которых все племена именовались булгарскими.
В IX в. у булгарских тюркских племен на средней Волге складывается раннефеодальная государственность, а к X в. булгары, часть древневенгерских племен, пришедших сюда во время движения на запад со своей исторической родины на берегах р. Белой, а также племена ломоватовцев и неволинцев из Прикамья сливаются в единую тюркоязычную булгарскую народность. На период X–XIII вв. приходится время расцвета Булгарского царства на Волге и Каме. В сферу политического и экономического влияния булгарской культуры в XI в. попадает обширная территория северо-востока Европы — земли от устья р. Оки на западе до Уральских гор на востоке и от земель Верхнего Прикамья на севере до р. Яик (Урал) и низовий Волги на юге. Многие финно-угорские народы Поволжья и Прикамья — предки марийцев, мордвы, удмуртов и коми-пермяков — оказались под воздействием булгарской экономики и культуры.
Земли, расположенные к северу от Булгара, были хорошо известны булгарским купцам и путешественникам, а через них арабским средневековым географам и историкам. Арабы сами неоднократно бывали в многочисленных булгарских городах и оставили замечательные описания не только булгар, но и многих народов, с которыми булгары поддерживали связи: русичей, финно-угров, предков башкир и так далее.
В начале X в. (922 г.) в Булгарии побывал ?бн-Фадлан, приближенный Багдадского халифа и глава его посольства. Халиф считался владыкой всего мусульманского мира, хотя подчинялись ему властители других мусульманских стран лишь формально. Булгары, еще находясь в Приазовье, в VII в. приняли ислам.
В книге Ахмета ?бн-Фадлана имеются одни из первых описаний народов Прикамья, в том числе народа вису (йосу), под именем которого существовали в X–XII вв. предки коми-пермяков. Название «йосу» в переводе с древнего коми-пермяцкого языка означает «люди, правильные люди». Самоназвание (этноним) такого типа имели практически все народы Земли на ранних стадиях своего формирования. У многих народов такие названия закрепились и используются и сейчас в качестве этнического имени: удмурт (лесной человек), мари (человек, мужчина), дойч — самоназвание немцев (человек, люди).
Впоследствии имя Вису было известно в сочинениях многих арабских авторов, а в XIII в. оно сменилось именем «страна и народ Чулманские». Чулман (Чолман) — древнее название р. Камы выше впадения в нее р. Белой (Ак-?тиль). Под этим именем Кама известна марийцам, которые еще в этнографическое время (XVIII–XIX вв.) связывали ее с обитанием здесь могучего племени вису, называя Каму рекой Чолман-Вис. В XII в. один из арабских путешественников Абу Хамид ал-Гарнати побывал не только в Булгарии, но и в северных землях народов ару (удмурты) и вису (пермяки).
В XIV в. имена Вису и Чулман сменились новым самоназванием — Гамаль (Гамалзон) — «люди, множество людей», и это имя было зафиксировано в «Житии Стефана Пермского», а оттуда попало в многие русские летописные своды XV– XVI вв.
Вису-чулман поддерживали активные связи с булгарами, основанные на торговле. ?з Вису в Булгар поступали шкуры бобров, соболей, куниц и других пушных животных. Торговля мехами приносила булгарам большую выгоду. Так, на базаре в Калькутте (?ндия) за шкурку соболя можно было выручить несколько десятков золотых динаров, а у вису такую шкурку можно было выменять за стеклянные или каменные бусы или за одну–две серебряные монеты — дирхемы.
Кроме мехов, вису вывозили в Булгарию соль, которая ценилась в период средневековья на вес золота, слитки меди и бронзы, из страны Мрака на берегу Ледовитого океана вису получали моржовую кость и использовали ее в дальнейшем обмене.
Начиная с XII в., страна Вису и страна Чулыман упоминаются в списке народов, платящих царю булгар харадж — особый вид налога, который собирался с немусульманского населения мусульманской страны. Таким образом, Верхнее Прикамье попало под политическое влияние булгар и долгое время являлось опорной территорией, за власть над которой боролись Булгария и русские княжества. ?тогом этой борьбы была война между Булгарией и Ростово-Суздальским княжеством в 1218 – 1222 гг.
Волжская Булгария в X–XIII вв. была сильным в экономическом и военном отношении государством. В отличие от Руси, она не испытала феодальной раздробленности.
На территории Булгарии было более 30 крупных городов и несколько десятков укрепленных городищ и феодальных замков. Возможно, что именно Булгария была известна скандинавам как Гардарика — страна городов. Крупные города, такие как Биляр, Сувар, Булгар, Джуке-Тау (Жукотин), застраиваются кирпичными, реже белокаменными и в массе деревянными наземными одно- и двухэтажными домами. Булгары впервые в Европе, начиная с X в., применяют кирпич (по предположению языковедов, это слово булгарского происхождения) для строительства жилых домов. Это им удалось благодаря удачному сочетанию строительства из кирпича с продуманной хитроумной системой подпольного и внутристенного отопления. Большинство деревянных домов в селах и городах отапливались «по-белому», печи имели дымовые трубы.
Наиболее крупным городом и столицей Волжской Булгарии в X – начале XIII вв. был город Биляр, построенный в начале X столетия в самом центре булгарских земель на р. Малый Черемшан, примерно на одинаковом расстоянии от Волги и Камы. В русских и европейских письменных источниках X–XIII вв. он именовался Великим Городом, второго такого имени русские источники не применяли ни к одному из городов как Руси, так и других стран, хотя в качестве эпитета слово «великий» применялось для обозначения наиболее значимых городов Руси (например, «Господин Великий Новгород»).
Площадь Биляра в домонгольское время составляла 573 га, численность его населения могла исчисляться цифрой до 100 тыс. человек. Второго такого города по величине и количеству населения в домонгольское время в Европе еще не было.
Биляр превосходил европейские города и по степени благоустройства. Там были мощеные улицы, водопровод и закрытая система канализации, общественные фонтаны и бассейны, несколько бань, караван-сараи — гостиницы для купцов. Внутри двойного периметра городских стен росли фруктовые сады. Город имел несколько каменных и деревянных мечетей, духовное училище — медресе. В центре города имелась каменно-кирпичная цитадель, такая же крепость находилась неподалеку от главных городских ворот.
Биляр и другие города Булгарии славились своими ремесленниками. Массовым ремесленным производством было изготовление гончарной керамики. Эта керамика изготовлялась из хорошо промешанной глины, состояла из различных вариантов горшков, корчаг, кувшинов, кринок, котлов, блюд, чаш, кружек, стаканов, светильников. Болгарская посуда своими формами, изящной обработкой поверхности выделялась из керамики других стран и народов. В качестве предмета торговли она встречена практически в каждом родановском или чепецком (удмуртском) поселении XII– XIII вв.
Особенно были известны булгарские ювелиры, бронзолитейщики и кузнецы-металлурги, в XIV в. открывшие секрет чугуна.
Булгарские ювелирные изделия — золотые и серебряные трехбусинные височные кольца, в том числе с фигуркой утки в центре; витые и створчатые серебряные, золотые и бронзовые браслеты со вставками из камней или черненым узором; гривны из витого серебряного прутка; калачевидные серьги с шатенами, зернью и сканью; изящные серебряные височные подвески с грушевидным окончанием; перстни; тисненые и литые поясные накладки и другие предметы — не только широко использовались в качестве украшений в Булгарии, но и были предметом вывоза, в том числе в пределы Прикамья.
Булгарские кузнецы изготавливали различное вооружение: кольчуги, боевые топоры, в том числе с серебряной инкрустацией (знаменитый топор Андрея Боголюбского), сабли, наконечники стрел, копий и пик. Многие из этих предметов были также предметом торга на Руси и в Верхнем Прикамье.
Ремесленники Верхнего Прикамья многому научились у булгар. В XII–XIII вв. ими была заимствована технология производства гончарной керамики. Были переняты секреты обработки железа, получения многослойных лезвий. Заимствована техника скани и зерни, которую булгары переняли еще в VII–VIII вв. у арабов, а у булгар в IX–X вв. ее перенимают древнерусские ювелиры. Заметна роль булгар в развитии сельского хозяйства родановцев, а также в ускорении процесса распада первобытных отношений у коренных народов Приуралья.
В X–XII вв. в Прикамье появляются булгарские города — торговые фактории, где булгары проживают вместе с родановцами. Одно из таких поселений известно как Рождественское городище в Карагайском районе Пермской области. На нем найдено большое количество булгарских вещей: наконечники стрел, замки, ключи, гирьки и весы, украшения. Булгарская керамика составляет до 70% всей керамики. В городище изучено 3 булгарских гончарных горна, подземный ход. На проживание в городище булгар указывает и мусульманское кладбище на восточной окраине древнего городка. Возможно, что это городище под именем городка Афкул, или ?быр, известно в булгаро-арабских письменных источниках.
Вообще, Волжская Булгария оставила яркий след в истории народов России. В 1223 г. булгары нанесли поражение монгольским войскам Субудэй-багатура, только что разбившим на р. Калке русско-половецкие войска. В 1229 и 1232 гг. булгарские войска, обладающие знанием тактики как степного, так и лесного боя, отбили нападения монгольских войск. ? лишь после курултая 1235 г., собрав огромное по тем масштабам войско, монголы рискнули вновь напасть на Булгарию. Это произошло в 1236 г. «Toe же осени. Придоша от восточные страны в болгарскую землю безбожники тартары и взяша славный Великий Город Болгарский, и избиша оружьем от старца до уного, и до сущаго младенца, и взяша товара множества, а город их пожгоша огнем и всю землю их плениша» — так сообщает о нашествии на Булгарию русская Лаврентьевская летопись. По сообщению ал-Джувайни, персидского ученого XIII в., и других источников, через Волжскую Булгарию прошла вся монгольская армия. Она хлынула через выжженную Булгарию и в 1237–1240 гг. завоевала ряд древнерусских княжеств и европейских государств. Однако в 1240 г. в Жукотине (Джуке-Тау) вспыхивает восстание. Монгольские гарнизоны в Булгарии были перебиты, и Батый вынужден был остановить завоевание Европы и вернуться в Булгарию, покорять строптивых булгар. Так ценой своей свободы булгары спасли Европу.
Впоследствии Булгария была экономическим ядром Золотой Орды, в XV в. на ее месте было основано одно из самых крупных татарских ханств — Казанское. Современное татарское население Поволжья и Прикамья связано с булгарами своим происхождением. Еще до XVIII–XIX вв. казанские татары сами себя именовали булгарами, осознавая эту связь. Казанские и пермские татары являются прямыми преемниками булгарской культуры, традиций и языка».

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Н.Б. Крыласова. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времён до начала XVIII века/Под ред. А.М. Белавина. Пермь, 1996. Стр. 76–81.

OCR — Sever.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Этнография Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта