У меня как у человека, стоящего на пути к истине, возник большой интерес к Зороастризму. Мне нравится эта религия тем, что она логична, проста, возвышенна, исповедует активную жизненную позицию и не унижает человека перед Богом. Я думаю над тем, чтобы стать одним из Вас, но пока у меня есть вопросы, на которые хотел бы получить ответ от носителей традиции. Я задавал уже эти вопросы администратору в личной переписке, но, думаю, не лишне их продублировать здесь, чтобы те, кто придет после меня, не задавали их повторно. На некоторые из своих вопросов я уже нашел ответ на форуме, в частности о служителях культа.
1) Относительность содержания, вкладываемого в понятия добра и зла разными культурами. Я понимаю, что человек должен сам делать выбор, совершая тот или иной поступок, но здесь встает вопрос культурной среды, живя в которой, человек может просто не считать злом то, что считается злом в религии Мазды, или в другом обществе. Я признаю саму категорию добра, но вопрос толкования, т.е. вопрос оценки того, что есть добро, он разрешается человеком самостоятельно?
2) Конфликт Добра и Добра. Как сказал любимый мной философ Бердяев, "?стинный трагизм этого мира не в конфликте добра и зла (они априори враги и просто должны сражаться против друг друга - прим. мое), а в конфликте Добра и Добра". ?меется ввиду, что у нас есть набор положительных ценностей, и часто случается так, что соблюсти одну из них можно только в ущерб другой. Посвятить себя служению отечеству в ущерб любви и семье, поставить учение и науку выше ценности дружбы и любви. Потратить время и средства на помощь нуждающимся или на рост благосостояния собственной семьи. В этом случае совершение доброго поступка неизменно влечет за собой дурные последствия. Почитая одну ценность, мы отвергаем другую, тоже добрую ценность.
3) Оценка последствий. Правильно ли я понял, что Зороастризм судит о добре и зле по результатам? Т.е. ему не важны мотивы поступка?
4) Оценка перспективы. Как мы можем правильно оценить поступок и ситуацию? Мы не всеведущи, как Боги. Спасая мальчика из проруби, можно спасти будущего Чикатило. Будет ли это добрым поступком? Ведь это умножит страдание и зло в мире.
5) Про грех много раз уже на форуме говорилось, в принципе, я понял позицию, вопрос вот в чем: совершив зло, должен ли последователь Зороастризма исправить его последствия с целью восстановления Добра в мире, или достаточно будет совершить добрые дела, не связанные с этим событием? Понимаю, что смахивает на протестантизм несколько - калькуляция добра и зла в килограммах. Но все же хотелось бы узнать об этом от носителя традиции.
6) Зороастризм в России. Понятно, что священные тексты надо читать в оригинале, т.е. на языке, на котором они написаны. У меня вопрос по языку богослужения. Допустимо ли совершение ритуала на родном языке прозелита или вновь обращенного? В какую сторону будет развиваться религиозная система Зороастрийцев в России в этом отношении?
7) Я понял, что понятия монастыря не существовало, что же было культурными центрами Зороастризма? Были ли Духовные школы, как семинария в православии или медресе в мусульманстве? Будут ли такие школы создаваться в будущем в России?
Где можно подробнее узнать о варне (не знаю как правильно на авестийском) воинов? Ее нравственном кодексе, в чем его особенности, в отличие от других варн, и от аналогичной ведической системы? Существовали ли учебные заведения для этой касты и орденские организации?
9) ?меет ли зороастризм регистрацию в России как официальная религиозная организация?
10) Организация сообщества. Как строится организационая структура зороастрийской общины? Как поместная церковная, общинная протестанская, сектанская или еще как?
11) Современный погребальный ритуал. В какой форме он присутствует у современных Зороастрийцев? В частности в России и СНГ? Допускается ли несоблюдение ритуала?
12) При каких условиях ребенок считается родившимся в семье зороастрийцев? Я имею в виду вот что. Традиционно ребенок проходит ритуал посвящения в 15 лет. Если ребенок родился физически до того, как родители стали зороастрийцами, будет ли он считаться рожденным зороастрийцами или нет? Ведь к моменту прохождения им ритуала родители будут зороастрийцами. Этот вопрос у меня возник в силу требования Мобедов быть рожденными в семье Зороастрийцев.
По-настоящему на все Ваши вопросы ответить должны, конечно, более сведующие участники беседы, чем Ваш скромный слуга. Тем не менее, я позволю себе, если Вы не против, некоторые замечаеия и возникшие мысли, поскольку мне понравилась уже сама постановка Ваших вопросов, близкая мне по духу стремления осмысливать все нравящиеся мне на интуитивном уровне идеи.
1) На самом деле коренные и фундаментальные принципы различения добра и зла архетипичны и пронизывают все человеческие традиции. Что такое ласка, а что такое подлость - поймет любой человек. Первейшая основа этого различения всегда было следование/неследование традиции и устоявшимся нормам, т.е. Аше в широком смысле. В этом отношении и традиция канибальства в бедных белковой пищей районах джунглей Африки, Амазонии или Новой Гвинеи тоже имеет свою обоснованость и нормальность. Другое дело - необходимо всегда совершенствовать свое понимание (различение - vizarishn) Аши (т.е. справедливости). Как сказал пророк: "Друг с другом соревнуйтесь в Аше" (Ясна 53:5).
2) Конфликт хорошего с хорошим - очень верное замечание, но вопрос поставлен несколько некорректно. Ведь благую ценность имеют не отдельные проявления позитивной сферы, а степень их упорядоченности и гармоничности - т.е. Аши. Само по себе доброе явление не обладает ценностью, ею обладает их система, мера негэнтропии (упорядоченности) этой системы, т.е. опять же Аша. "Аша - наилучшее благо". Конфликт же перечисленных Вами ценностей - это именно недостаток гармоничности (Аши) в современном обществе. В древности при более простых и традиционных общественнных механизмах они вступали в противоречия намного реже.
3) "Там он голос воздымает - ложно говорящий или правдиво, / ведающий или неведающий, согласно со своим сердцем и помыслом" (Я 31:12). "Кто делает (свой) помысел лучше или хуже, о Мазда / тот веру деянием и словом / устремляет на свои хотения, желания и предпочтения..." (Я 48:4) Наши поступки зависят от природы нашего сердца и помыслов ("мотивов").
4) Ходжа Наср ад-Дин так однажды спас по неведению злобного мучителя-ростовщика. Но осознав свой поступок, он поклялся исправить ошибку и исправил таки. Я считаю, нужно не рассуждать много о перспективах доброго поступка, а творить его, если он исходит из добрых побуждений сердца. На самом деле так мы совершим намного меньше ошибок, чем если будем каждый раз колебаться.
5) Очень сложный вопрос. Лучше поступать и по первому и по второму варианту одновременно и во всяком случае лучше не ориентироваться на христианскую традицию причастий, епитимий и индульгенций.
6) Авестийский для Вас слишком сложный? В зороастрийской традиции существует только большее уважение к авестийским текстам, но культа одного языка, как в случае с арабским или санскритом, не сложилось. В отличие от того же санскрита, традиция творчества на уже мертвом культовом языке заглохла очень давно. Многие молитвы сочинялись уже на среднеперсидском. Так что теоретически с включением в молитвы русских частей проблем возникнуть не должно.
7) Школы, конечно, были (хербедистаны) и есть. ?звестнейшая из послемусульманских - в Туркабаде под Йездом.
А что по этому поводу думают непосредственные члены российской зороастрийской общины? Я также хотел бы услышать их мнение.
Доруд бар шома! Доброго дня всем участникам Форума!
?скандар, Ваши сообщения и мнения всегда приветствуются, благо в них видна образованность и приверженность заратуштрийской религии. Продолжайте Ваше доброе дело участия в гашем Форуме!
?ван, спасибо за присоединение к Форуму. Вопросы и ответы на них находятся полностью в духе заратуштрийской традиции, по такому принципу записаны множество заратуштрийских текстов. Постараюсь ответить в меру своих возможностей на вопросы, заданные Вами.
Цитата:
1) Относительность содержания, вкладываемого в понятия добра и зла разными культурами. Я понимаю, что человек должен сам делать выбор, совершая тот или иной поступок, но здесь встает вопрос культурной среды, живя в которой, человек может просто не считать злом то, что считается злом в религии Мазды, или в другом обществе. Я признаю саму категорию добра, но вопрос толкования, т.е. вопрос оценки того, что есть добро, он разрешается человеком самостоятельно?
У каждого из нас есть несколько помощников, которые помогают определить, что есть добро. Первый помощник - наш разум, способность мыслить и оценивать последствия того или иного поступка. Человек может не знать изначально, к чему приведет то или иное действие, но он способен наблюдать и делать выводы самостоятельно. Если он видит, что совершенное действие причиняет несчастье ему и/или другим людям - сложно именовать его добрым деянием. Но беда была бы нам, коли бы мы учились каждый только из своего опыта. Здесь нам на помощь приходит второй помощник - знания, наша мудрость - "услышанная ушами" и "врожденная". "Врожденная" - те знания, которым мы не учимся, но которыми обладаем от рождения. "Услышанная ушами" - то, что мы познаем из опыта человечества. Хотя полученный опыт, согласно учению Заратуштры, мы должны пропустить через себя, через свою оценку, чтобы понять истинность этого опыта и его актуальность, используя свой разум. Наконец, третий помощник - это Сраоша, голос нашей совести, та искра божественной мысли, которая есть в каждом из нас. Он помогает нам давать оценку явления - принадлежит ли оно к добру или ко злу.
Цитата:
2) Конфликт Добра и Добра. Как сказал любимый мной философ Бердяев, "?стинный трагизм этого мира не в конфликте добра и зла (они априори враги и просто должны сражаться против друг друга - прим. мое), а в конфликте Добра и Добра". ?меется ввиду, что у нас есть набор положительных ценностей, и часто случается так, что соблюсти одну из них можно только в ущерб другой. Посвятить себя служению отечеству в ущерб любви и семье, поставить учение и науку выше ценности дружбы и любви. Потратить время и средства на помощь нуждающимся или на рост благосостояния собственной семьи. В этом случае совершение доброго поступка неизменно влечет за собой дурные последствия. Почитая одну ценность, мы отвергаем другую, тоже добрую ценность.
Как верно заметил ?скандар, проблема кроется именно в недостатке гармоничности. Заратуштрийская религия - религия золотой середины, и многие люди являют пример того, как можно приносить пользу и семье, и всему обществу. Как дружба и любовь могут мешать науке? Они могут только вдохновлять и поддерживать! Если же человек выбирает, например, полностью посвятить себя науке, не имея семьи - ну что же, это его выбор, возможно, это ему принесет радость и пользу другим, но он должен осознавать последствия своего выбора и нести персональную ответственность за него, как создание Мазды, наделенное разумом.
Цитата:
3) Оценка последствий. Правильно ли я понял, что Зороастризм судит о добре и зле по результатам? Т.е. ему не важны мотивы поступка?
Мотивы важны. Важно триединство мысли, слова и дела. Но, как поясняют нам заратуштрийские тексты, из всех трех лишь дело материально, так что в материальном мире мы можем судить о добре и зле по результату, по делам. Мы не знаем мыслей, а слова могут быть ложны и вводить в заблуждения. Дела же явно свидетельствуют сами за себя. В духовном же мире оценены и мысли, и слова, и деяния.
Цитата:
4) Оценка перспективы. Как мы можем правильно оценить поступок и ситуацию? Мы не всеведущи, как Боги. Спасая мальчика из проруби, можно спасти будущего Чикатило. Будет ли это добрым поступком? Ведь это умножит страдание и зло в мире.
Мы не всеведущи, как Бог, но мы обладаем разумом, знаниями и внутренним слышанием - Сраоша. Что касается спасения мальчика из проруби - мы спасаем жизнь, которую человеку даровал Мазда (Мазда назван в Гатах и Авесте Создателем Жизни, Ахурой). Этот спасенный человек может выбрать путь истины (рах-е Аша), а может выбрать путь зла. Но это будет его выбор, именно его, а не какой-то предопределенности. Этот вопрос - больше проблема для тех религий, которые несут в себе фатализм, предопределенность, в том числе и поступков человека. Но тогда и спасение/неспасение мальчика из проруби для них - лишь следствие этой предопределенности. Заратуштрийская же религия учит нас тому, что действия человека являются следствием его выбора, и потому спасение мальчика, который может стать вторым Чикатило - поступок добрый, он дает шанс человеку жить и творить добро для счастья людей мира. А если спасенный все выбирает дорогу лжи - ответственность лежит на нем, а не на спасшем его.
Цитата:
5) Про грех много раз уже на форуме говорилось, в принципе, я понял позицию, вопрос вот в чем: совершив зло, должен ли последователь Зороастризма исправить его последствия с целью восстановления Добра в мире, или достаточно будет совершить добрые дела, не связанные с этим событием? Понимаю, что смахивает на протестантизм несколько - калькуляция добра и зла в килограммах. Но все же хотелось бы узнать об этом от носителя традиции.
Согласен с ?скандаром. Человек должен стремиться к тому, чтобы зла в мире было меньше, и уж тем более стремиться исправить последствия своих же дурных поступков. Это и будет истинным "искуплением греха", патет, восстановлением Аши.
Цитата:
6) Зороастризм в России. Понятно, что священные тексты надо читать в оригинале, т.е. на языке, на котором они написаны. У меня вопрос по языку богослужения. Допустимо ли совершение ритуала на родном языке прозелита или вновь обращенного? В какую сторону будет развиваться религиозная система Зороастрийцев в России в этом отношении?
Авестийский язык - очень глубокий и образный язык, и его базовые (хотя бы) знания рекомендуются каждому бехдин (верующему). Но, с другой стороны, религия, включая ритуал, должна быть доступна всем, поэтому ничего нет дурного в использовании и родного языка. Я, как правило, для себя читаю тексты на авестийском, в литургии же читаю вначале авестийский текст, а затем русский, для понимания всеми. Помимо этого, для желающих поясняются необходимые слова. Я думаю, что разумное сочетание авестийского и русского в данном случае лучший вариант - для знания источника и одновременно для понимания сути.
Цитата:
7) Я понял, что понятия монастыря не существовало, что же было культурными центрами Зороастризма? Были ли Духовные школы, как семинария в православии или медресе в мусульманстве? Будут ли такие школы создаваться в будущем в России?
Да, школы действительно были, есть и будут. Что касается России - это уже зависит от самих верующих здесь. Если будет в этом потребность - конечно, такие структуры будут создаваться. Но это дело пока не сегодняшнего дня, а как минимум завтрашнего.
Цитата:
Где можно подробнее узнать о варне (не знаю как правильно на авестийском) воинов? Ее нравственном кодексе, в чем его особенности, в отличие от других варн, и от аналогичной ведической системы? Существовали ли учебные заведения для этой касты и орденские организации?
Вот про воинов я вам не расскажу :"> Тут у нас есть специалисты по хшатриям - они лучше осветят этот вопрос.
Цитата:
9) ?меет ли зороастризм регистрацию в России как официальная религиозная организация?
Заратуштрийские организации в России пока не зарегистированы, в связи с малой численностью заратуштрийцев, сложностью процедур и прочим. Насколько я знаю, официальную регистрацию имели зурванитская община в Петербурге, но зурванизм - несколько иное течение.
Цитата:
10) Организация сообщества. Как строится организационая структура зороастрийской общины? Как поместная церковная, общинная протестанская, сектанская или еще как?
Чтобы я еще вот знал, как у них она строится... :rolleyes: Понятие "община" вообще не совсем корректно. Это "анджоман" - сообщество, содружество людей, объединенных общей верой и общей деятельностью. "Община" подразумевает, как правило, какую-то общую жизнь, а заратуштрийская религия - религия свободного человека, живущего своей жизнью, но работающего вместе с другими единоверцами ради Аши. Есть главы анджоманов, которые избираются из числа наиболее мудрых и уважаемых членов анджомана, есть другие должности. Больше не знаю, что написать - если конкретизируете вопрос, возможно, смогу что-то добавить.
Цитата:
11) Современный погребальный ритуал. В какой форме он присутствует у современных Зороастрийцев? В частности в России и СНГ? Допускается ли несоблюдение ритуала?
В ?ндии по сей день парсы используют дахмы ("башни молчания"). В ?ране - захоронение в земле, но в процементированных гробах. В странах Запада - электрическую кремацию. Короче говоря, используется наиболее экологичный метод из всех доступных в том регионе, в котором живет человек. Я думаю, что в наших условиях наиболее приемлемой является кремация, хотя дахмы мне нравятся больше - но не думаю, что власти разрешат .
Цитата:
12) При каких условиях ребенок считается родившимся в семье зороастрийцев? Я имею в виду вот что. Традиционно ребенок проходит ритуал посвящения в 15 лет. Если ребенок родился физически до того, как родители стали зороастрийцами, будет ли он считаться рожденным зороастрийцами или нет? Ведь к моменту прохождения им ритуала родители будут зороастрийцами. Этот вопрос у меня возник в силу требования Мобедов быть рожденными в семье Зороастрийцев.
?ван... О проблемах обращения мы говорим много и практически везде, но... Вы знаете, конечно, что часть Мобедов по тем или иным соображениям (традиционным для многих парсов в силу истории и для иранцев в силу политического фактора, давления ислама) не признает возможности принятия в религию человека, рожденного родителями-незаратуштрийцами. Соответственно, они не признают факт Сэдрэ-Пуши (принятия в религию) для родителей также в данном случае. Но не принимайте это близко к сердцу. Все больше Мобедов говорят о том, что заратуштрийская религия предназначена для всех, и царство ислама тоже не вечно. Надеюсь, что лет через 50 такой вопрос даже возникать не будет.
Спасибо за ответы на мои вопросы. Хотел бы уточнить некоторые детали.
Цитата:
В древности при более простых и традиционных общественнных механизмах они вступали в противоречия намного реже.
Да, об этом я тоже думал. Но мы, к сожалению, живем в обществе современном и рано или поздно нам придется сталкиваться с этой проблемой. В связи с этим встает вопрос о традиционной иерархии ценностей Зороастризма. Есть ли она, или каждый последователь Веры в каждом конкретном случае должен решать вопрос оценки самостоятельно, руководствуясь принципом Аша?
Цитата:
во всяком случае лучше не ориентироваться на христианскую традицию причастий, епитимий и индульгенций.
Про епитимию, индульгенцию ясно. Я имею в виду вот что: в статье на этом сайте есть классификация видов покаяния. Обязательно ли деятельное покаяние или искреннее раскаяние в душе считается достаточным?
Цитата:
Авестийский для Вас слишком сложный? В зороастрийской традиции существует только большее уважение к авестийским текстам, но культа одного языка, как в случае с арабским или санскритом, не сложилось. В отличие от того же санскрита, традиция творчества на уже мертвом культовом языке заглохла очень давно. Многие молитвы сочинялись уже на среднеперсидском. Так что теоретически с включением в молитвы русских частей проблем возникнуть не должно.
Здесь встает вопрос о канонических текстах. В христианстве функцию признания текста берет на себя собор, как эта проблема решается в Зороастризме? Я имею ввиду Зороастрийскую литургию и обряд. Если они будут проводиться на русском, будет ли это признаваться сообществом как правильное исполнение обряда? То же с молитвой. Как в католицизме и православии, в первом случае служба до сих пор на латыни, а в православии хоть и на родном языке, но на древней его форме.
Цитата:
Школы, конечно, были (хербедистаны) и есть. ?звестнейшая из послемусульманских - в Туркабаде под Йездом.
Это в ?ране? Туда принимают только членов общины или допускаются и новые последователи?
P.S. Пока редактировал ответ, не увидел Вашего ответа, Jamshid. Спасибо, буду думать. Вопросы об оценке и о покаянии снимаются с повестки дня.
Зди друва, Рус-и-?Ван ча виспе! Здравствуйте, Рус-?ван и все!
Цитата:
1) Относительность содержания, вкладываемого в понятия добра и зла разными культурами. Я понимаю, что человек должен сам делать выбор, совершая тот или иной поступок, но здесь встает вопрос культурной среды, живя в которой, человек может просто не считать злом то, что считается злом в религии Мазды, или в другом обществе. Я признаю саму категорию добра, но вопрос толкования, т.е. вопрос оценки того, что есть добро, он разрешается человеком самостоятельно?
Да, самостоятельно:
Ясна 30.2:
Слушайте же лучшее, уясните чистым помыслом выбор проницательно -- женщины, мужчины -- все самостоятельно перед Воздаянием: перед ним определитесь!
Я предлагаю ещё к этому: Добро должно быть таким, что приводит к увеличению Гармонии и Целостности Жизни во всех аспектах, в количестве и качестве.
Цитата:
2) Конфликт Добра и Добра. Как сказал любимый мной философ Бердяев, "?стинный трагизм этого мира не в конфликте добра и зла (они априори враги и просто должны сражаться против друг друга - прим. мое), а в конфликте Добра и Добра". ?меется ввиду, что у нас есть набор положительных ценностей, и часто случается так, что соблюсти одну из них можно только в ущерб другой. Посвятить себя служению отечеству в ущерб любви и семье, поставить учение и науку выше ценности дружбы и любви. Потратить время и средства на помощь нуждающимся или на рост благосостояния собственной семьи. В этом случае совершение доброго поступка неизменно влечет за собой дурные последствия. Почитая одну ценность, мы отвергаем другую, тоже добрую ценность.
Предлагаю выбирать то, что принесёт больше добра -- больше увеличит Жизнь.
Цитата:
6) Зороастризм в России. Понятно, что священные тексты надо читать в оригинале, т.е. на языке, на котором они написаны. У меня вопрос по языку богослужения. Допустимо ли совершение ритуала на родном языке прозелита или вновь обращенного? В какую сторону будет развиваться религиозная система Зороастрийцев в России в этом отношении?
Русский язык ближе всего -- к Авестийскому. Языки других текстов гораздо дальше от русского. Многие Авестийские слова и целые фразы имеют звучание, почти совпадающее с русским. Можно разговаривать на Авестийском языке, почти так же, как на русском. Многие дети в нашей школе разговаривают так.
Цитата:
Где можно подробнее узнать о варне (не знаю как правильно на авестийском) воинов? Ее нравственном кодексе, в чем его особенности, в отличие от других варн, и от аналогичной ведической системы? Существовали ли учебные заведения для этой касты и орденские организации?
Варна на Авестийском называется Пиштра. Смысл обоих Арийских слов -- Цвет. ?ндийские слова и весь ведийский язык произошли от Арийского -- нашего древнего северного языка. Пиштра происходит от корня Пис-, общекоренного с русскими словами расПисаная (картина), Писаная (красавица) и т. п. Пис- означает -- украшать. Но слово Варна имеет ещё очень много других значений (общекоренное с русскими Верно, Ворона, Выбранное и многими другими) и поэтому может пониматься в других смыслах. Здесь гораздо точнее говорить -- Пиштра.
Воины называются -- Ратайштары -- от слов РАТА -- Колесница (общекоренное со словами вРАщать, ротор и др.), Ста -- Стоять и -ар- -- Деятель. Cледовательно -- Стоящий-на-колеснице. По-индийски, как Вы знаете, звучит кшатрия. Но кшатрия -- тоже весьма многозначное слово, происходящее от Кшатра- -- в Авестийском -- Хшатра- -- 'Сияние', 'Энергия', 'Сила' -- понятия очень широкие. ?ми можно обозначить и мудрецов, сияющих Знанием, и производителей материальных благ, энергично производящих. Ратайштар -- гораздо более точное слово. О Пиштре Ратайштаров, что Вы спрашиваете, есть много текстов, я ещё сообщу.
Цитата:
9) ?меет ли зороастризм регистрацию в России как официальная религиозная организация?
Да. Я пришлю скоро документ об этом. Но эта зарегистрированная организация, насколько мне известно, на самом деле не заратуштрийская, а павлоглобовская, и Джамшид сказал о ней.
Цитата:
10) Организация сообщества. Как строится организационая структура зороастрийской общины? Как поместная церковная, общинная протестанская, сектанская или еще как?
Я считаю, что организовать надо так, чтобы распространение Заратуштрийской Даэны и жизнь Заратуштрийцев шли максимально эффективно и успешно.
Желаем Вам и всем радости, здоровья, счастья и успехов!
Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Чт Янв 22, 2004 10:35 am Заголовок сообщения:
Ответ на вопрос, присланный участником Форума мне на e-mail:
Цитата:
Уважаемый Джамшид! ?з Вашего ответа на форуме впервые узнал о практике кремации у заратуштрийцев на Западе. Не есть ли это осквернение огня?
Вопрос резонный и важный. В ?ране под давлением ислама использование дахм было прекращено, и в настоящее время заратуштрийцы там вместо Дахм используют "арамгах" ("место упокоения") - кладбища, с использованием гробов, выложенных изнутри цементом - для изоляции мертвой материи от благой земли. Что касается стран Запада - более распространенным методом становится кремация. Как известно, практика погребального обряда у заратуштрийцев всегда направлена на то, чтобы как можно меньше причинить вреда окружающей среде. Существует не так много видов погребальных обрядов - это выставление, захоронение в воде, захоронение в земле (ингумация) и кремация. Выставление (на Дахме) во многих странах невозможно в силу особенностей менталитета местных жителей, законодательства, отсутствия собственно дахм и т.д. Захоронение в воде также недопустимо, поскольку все воды сообщаются между собой, и продукты разложения оскверняют в этом случае Живущий Мир. Захоронение в земле в процементированных гробах возможно, как это делается в ?ране, но требует места и значительных средств. В этом случае наиболее приемлемым видом погребального обряда оказывается современный тип кремации, который не использует огонь как таковой, а использует электричество. Во многих странах Запада это расценивается как наиболее приемлемый вид погребального обряда, который позволяет не нарушать принципы Авесты и в то же время не вступать в конфликт с обычаями общества, в котором существует заратуштрийская диаспора.
Спасибо за ответы. С нетерпением жду материалы о пиштре ратайштаров. Благодаря Вам узнал много нового о родстве русского с индоевропейскими языками. Лингвистика меня всегда поражла своими открытиями, в частности, примерами родства санскрита и русского.
Цитата:
Можно разговаривать на Авестийском языке, почти так же, как на русском. Многие дети в нашей школе разговаривают так.
Что за школа? Не расскажете подробнее? Может быть, литературу для начинающих посоветуете, статьи об исследовании авестийского и его связях с индоевропейскими языками, адаптированные для широкого круга?
По организации, я задавал вопрос о каноническом тексте. Насколько я понял, русского перевода, который может быть применен для богослужения, нет. Занимается ли кто-то его созданием, и кто будет решать вопрос о его приемлимости для отправления культа?
Есть ли в России другие сообщества, кроме П. Глобы? Насколько я понял, не все согласны с его трактовкой традиции. Является ли он сам зороастрийцем, где и кем был посвящен, если так?
Уважаемый Jamshid!
Цитата:
Понятие "община" вообще не совсем корректно.
Ясно, просто неправильно подобрал слово, имелось в виду Зороастрийское сообщество, а не комунна.
Цитата:
Больше не знаю, что написать - если конкретизируете вопрос, возможно, смогу что-то добавить.
Если крестят ребенка в Православие - идут в местный приход, вокруг него же (прихода) концентрируется религиозная жизнь верующих, священник - пастырь и наставник. Он читает проповеди, работает с паствой, отправляет службу. Есть что-то подобное у современного Зороастризма в СНГ, или каждый справляется сам, в меру своего понимания и знания?
Вопрос по служителям Веры. Накладывает ли процедура возведения в сан какие-либо ограничения или обязанности на Мобеда или только дает право на совершение тех или иных ритуалов?
Добавлено: Пт Янв 23, 2004 4:55 am Заголовок сообщения:
Дорогой Ivan! *) Можно задавать много вопросов, которые кажутся важными, но... главное - принимая Благую Веру, свободно и осознанно принять 100% ответственности за свою жизнь, свободно и осознанно следовать принципам Воху Мана и Аша в любой момент времени, в любой жизненной ситуации. Доказывать приверженность Благой Вере не просто словами, а каждой своей мыслью, словом и делом. *)) Что для этого надо? Лишь свято верить, что это возможно и полностью осознавать, что других вариантов просто нет. *)))
Добавлено: Пт Янв 23, 2004 9:30 am Заголовок сообщения:
Здравствуйте!
Так как я о Зороастризме знаю немного, то я бы попросил кого-нибудь мне разъяснить, о каком это очищении с помощью коровей мочи говорится везде. На этом форуме иногда Зороастризм "сравнивается" с ?сламом или Христианством, почему никто не скажет про ?удаизм (там очень много схожего)? ? какая из этих религий старше?
Приветствую, ...der Pate! (Это что-то по-немецки? Не знаю, нужен ли при обращении артикль).
Чистота в зороастризме - понятие религиозное. В гатах это Yaosh - состояние святости и отсутствия соприкосновения с греховным или оскверненным. Отсюда "очищение" - yaozhdathra - "установление чистоты". Грех (в который включается не только соприкосновение с ритуально нечистым, напр. с останками, но, конечно, и духовное осквернение дурными делами) делает верующего нечистым, оскверненным (авест. irimant-, ср.-перс. reman), лишая его права участвовать в полноценной религиозно-общественной жизни. Для возвращения человека в состояние yaosh проводится яождатра - обряд очищения, называемый barashnum-i noh shab - очищение девяти ночей. При совершении этого обряда в качестве жидкости, смывающей с тела человека скверну, используется не вода (которую нельзя осквернять соприкосновением с ритуально нечистым телом), а ГОМЕЗ - от авестийского gaomaeza - "бычья моча", который по представлениям зороастрийцев является средством, изгоняющим Насу - демона осквернения. Подробнее об этом обряде Вы сможете прочитать у Мейтарчиян в "Погребальных обрядах зороастрийцев" или в девятой главе Вендидада.
Сравнение иудаизма и зороастризма - действительно очень интересный вопрос. Оценивая черты сходства двух религий, необходимо помнить о том, что до вавилонского плена религия евреев мало чем выделялась из общего круга религий семитских народов. Допленный "монотеизм" - это на самом деле энотеизм - почитание одного, племенного бога при допустимомти существования иных богов у чужих народов. Все идеи, пересекавшиеся с зороастрийскими, появились у пророков уже в послепленную эпоху, когда евреи оказались под сильным влиянием персидской культуры.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах