Добавлено: Сб Май 15, 2004 7:03 pm Заголовок сообщения:
Доброго дня!
Дорогой ?скандар, не совсем понимаю, что вы хотели сказать - что учение Заратуштры, провозглашенное среди примитивных народов, не несет никаких примитивных элементов, или что эти элементы в нем тоже благи?
Цитата:
Неверно и в корне примитивно сопоставление Ахура Мазды с ведическим Варуной
Прошу прощения за грубость, а это кто на грабли наступил? :ermm:
Добавлено: Сб Май 15, 2004 7:50 pm Заголовок сообщения:
Дуруд!
Цитата:
Дорогой ?скандар, не совсем понимаю, что вы хотели сказать - что учение Заратуштры, провозглашенное среди примитивных народов, не несет никаких примитивных элементов, или что эти элементы в нем тоже благи?
Не очень понял вопроса, но отвечу. Я в принципе противник привязки божественного откровения с конкретной историчесой ситуацией. ?стинное откровение ценно вне временных и пространственных рамок. Поэтому ссылка на "первобытность" как залог "некорректности" "трактовки действий Бога" для меня неприемлима. В контраргумент оправдания нелицеприятных деяний библейского Яхве я поставил учение Заратуштры, возросшее среди народа, не шибко отличающегося по развитию от кочевых евреев, в котором однако чувствуется кардинально иной уровень понимания Бога, соответствующий, и то насилу, уровню позднейшего пророка ?саи, но никак не Бытию с Левитом и Второзаконием. Оправдывать такой феномен - это уже в мою задачу не входит.
2 ?ван:
Чем больше абсурда и спекуляций в измышлениях очередного "гения" от тюркистики, тем труднее этот бред опровергать. Попробуй сам опровергнуть мысли пациента психиатрической, поймешь, что я имею в виду. В принципе, я могу разбить на корню и с ходу все "гениальные" догадки этого очередного "баева". Но ей-богу в ломак. "Баева" все равно в его пантюркизме (Turk power for ever!) не переубедишь... А ты, скажи честно, поверил хоть слову этого "баева"? Если да, то я готов представить специально для тебя опровержения всех этих бредней. А вообще этим заниматься, себя жалко. Пожалейте бедного ?скандара, он же не железный...
Добавлено: Вс Май 16, 2004 6:35 am Заголовок сообщения:
Нет, конечно не поверил. Я еле удержался от смеха . Проблема в том, что люди, которые начинают знакомиться с материалами о Заратуштре и его учении, обычно формируют свои убеждения на основе первых прочитаных материалов. Не дай Бог им в начале пути "нарваться" на вот такие перлы.
Отдельная песня о художественной литературе. Набрёл на сайте rusf.ru на произведение некоего Джонса Коули. Фэнтези на историческую тему в интерьерах Зороастризма. Про Атлантов что-то. Читать страшно - Зурван родил Ахура Мазду и ахри мана равного ему по силам, Ахура Мазда - это "Сила", но не тупая, а умная, еще и Ницше приплёл в послесловии.
Недооценивать вред художественной литературы так же не следует. Чаще всего образ исторических эпох формируется именно литературой (у непрофессионального большинства).
Добавлено: Ср Май 19, 2004 6:02 am Заголовок сообщения:
Кстати, о "художественной" литературе. Я тут тоже недавно перчитал роман некоего А. Лавинцева (псевдоним дореволюционного беллетриста А. Красницкого) "Царица-полячка". Там этот мой любимый 13-й пункт данного поста, что называется, в полный рост: среди персонажей есть некая старая персиянка Ася, "жрица" (sic), гадалка и "заклинательница духа огня" (sic!!!).
Добавлено: Чт Май 20, 2004 6:49 pm Заголовок сообщения:
Цитата:
возросшее среди народа, не шибко отличающегося по развитию от кочевых евреев, в котором однако чувствуется кардинально иной уровень понимания Бога, соответствующий, и то насилу, уровню позднейшего пророка ?саи
Прошу прощения, но в моем понимании учение Заратуштры достаточно долго развивалось силами не народа, а нескольких просвещенных лиц. Кстати говоря, а что с чем мы сравниваем? Вряд ли корректно будет сравнивать Гаты и Ветхий Завет...
Iskandar и все. Предлагаю все же начать потихоньку просвещать народ относительно нашей Веры.
Есть такой проект как wikipedia - открытая энциклопедия, в которой авторы со всего мира пишут статьи.
Вот что сказано в статье о Зороастризме.
Цитата:
Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1-2 тысячелетия до н. э. в Средней Азии (преимущественно в ?ране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра. Cвященный канон - "Авеста". Основные принципы зороастризма: противопоставление двух "вечных начал" - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Сб Фев 12, 2005 11:59 am Заголовок сообщения:
Мифы о Благой Вере: часть 1
Очень часто неверные представления о сущности того или иного понятия/явления/истории/слова становятся общепринятыми. В литературе, даже в серьезных научных исследованиях, подсознательная склонность авторов видеть нечто нелогичное, варварское в древних традициях то и дело дает о себе знать. В этой серии мы постараемся немного разобраться с такими укоренившимися взглядами, и что на самом деле присутствует как часть зратуштрийской традиции.
Миф первый. Существует ошибочное мнение, что зороастрийцы одобряют кровнородственные браки - между братьями и сёстрами и даже между родителями и детьми. На среднеперсидском языке для этого использовался термин "хваэтвадата". Тем не менее, в заратуштрийской традиции не существует такого понятия, как брак с ближайшими родственниками. "Хваэтвадата" не есть обозначение кровнородственного брака, а эпитет, дословно означающий "самопожертвование". Не правда ли, "самопожертвование" и "брак с родственником" достаточно далеко отстоят друг от друга по значению?.. Дословно "хваэтвадата" применительно к браку означает брак, в котором каждый готов подчинить свои интересы интересам партнера, то есть каждый заботится больше о другом, чем о себе.
?стоки возникновения представления о браках с родственникаи кроются прежде всего в законах наследования и видах брака во времена Сасанидов. Эти виды брака перечислены ниже:
Разберемся, что собой представлял каждый вид брака.
1. Падешах зан: юноша и девушка женятся с разрешения своих родителей. Это - наиболее совершенный брак.
2. Чакер зан: если муж умирает, и вдова выходит замуж за другого, она называлась "чакер зан". Она имела все права в жизни, как и "падешах зан". После ее смерти живой муж должен исполнять все церемонии только до ее "сирузэ" (одного месяца). После этого остальную часть соответствующих церемоний после "сирузэ" должны были совершать родственники ее первого покойного мужа. Это было так, поскольку иранцы верили, что "падешах зан" будет "принадлежать" своему первому мужу после смерти. Эта традиция могла создавать искаженную картину у некоторых несведущих людей, что зороастрийцы могли брать одновременно большее количество жен, чем одну.
3. Айук (= один) зан: если у человека нет сына, но есть одна или больше дочерей, то когда эта единственная дочь или самая младшая из них выходит замуж, она называется "айук зан". Первый сын этой женщины мог быть "усыновлен" своим дедом по материнской линии, т. е. принять фамилию деда. Главной причиной этому было сохранение рода деда. То, что отец получал "ребенка от своей дочери" означало только то, что семья называла деда и внука одинаково!
4. Стар или сатор зан ("ребенок", от пехл. "астар" - "бездетный", ср. перс. "сетарван"): если человек зрелого возраста умер до женитьбы, то его родственники могли оплатить все свадебные расходы для другой пары, которая женится, с условием, что они должны дать имя покойного одному из своих будущих сыновей. Сын этой пары мог быть наследником покойного. Этот вид брака известен как "стар зан". Это был хороший путь помощи некоторым неимущим молодым парам, чтобы начать хорошую жизнь, плюс их сын мог также унаследовать некоторые деньги. ?ногда, если покойный имел сестру, родственники могли помочь сестре с браком под названием "стар зан". Тогда если бы эта сестра родила сына, ее сын мог бы быть усыновлен покойным братом, который был бы подобен отцу для него. Эта традиция также могла создать впечатление, что брат и сестра имеют общего ребенка.
5. Ход-рэй (упрямый) зан: когда пара женилась без одобрения своих родителей, это называлась термином "ход-рэй зан". Можно было жениться без одобрения родителей, но по закону отступники теряли права родительского наследства.
Таким образом, понятия "ребенок дочери от отца", "сестры от брата" нельзя понимать буквально. Сасанидские шахи зачастую женились не только не на родственниках, но даже на иностранках! ? нет никаких данных о вырождении, что неминуемо по законам генетики случилось бы при практике в течение долгого времени близкородственных браков.
В истории зафиксирован всего один известный достоверный пример женитьбы заратуштрийского Шаха на родной сестре - Камбис. Однако у греков отмечено, что он "взял сестру себе в жены не по заратуштрийскому обычаю". Это было обычной практикой в Египте для фараонов, и Камбису необходимо было сделать так, чтобы его власть была признана в Египте.
Продолжая разбор сложившихся неверных представлений о заратуштрийской религии, сегодня я остановлюсь на следующем, достаточно прочто закрепившемся, но неверном представлении. ?так, миф второй. Большинство людей, что-либо слышавших о заратуштрийской религии, считают ее религией языческой и политеистической, в то время как сами заратуштрийцы почитают одного Бога и Создателя - Ахура Мазду. Откуда же возникло такое представление и почему оно так сильно закрепилось?
Прежде всего, исследователей сбивает с толку глубокая древность учения Заратуштры. Если принять за основу датировку Откровения Заратуштры как 1737 г. до н.э., то заратуштрийской религии почти 4000 лет, и действительно, очень сложно представить, что монотеизм мог возникнуть столь давно. Тем не менее, это факт. Заратуштра был пророком первой мировой монотеистической религии. Отражение этого мы видим прежде всего в Гатах - его Божественных Гимнах, обращенных к Создателю Ахура Мазде:
Никого иного, кроме Тебя, не признаю я, о мой Владыка! Потому желаю я, чтобы лишь Ты один был защитой моей и помощником через Ашу (Праведность)! (Ясна 34.7).
Гаты обращены к Ахура Мазде как Единому Всевышнему Создателю, и добросовестным исследователям это прекрасно известно. Несколько сложнее обстоит дело с более поздними частями Авесты. Как правило, в переводах ученых фигурирует слово "боги", что и сбивает с толку читающих данные переводы. Если же обратиться к оригиналу текстов - мы увидим там слово "Язата", что в дословном переводе означает "Достойные Почитания". Это и духовные проявления и творения Ахура Мазды, и достойные люди - например, Заратуштра также именуется в Авесте титулом "Достойный Почитания". Поэтому перевод "боги" крайне некорректен. Для слова "Бог" есть авестийское слово "Бага", которое, однако, никогда не используется в данных случаях. Более корректными вариантами переводов следует признать "ангелы" и "архангелы", хотя это христианские термины - тем не менее, по сути они ближе к истинному пониманию.
До прихода пророка Заратуштры среди иранских народов действительно бытовал политеизм. У природных явлений, нравственных качеств и прочего, как считалось, есть свой духовный покровитель, духовное воплощение этого явления/качества. Приход Заратуштры и возникновение заратуштрийской религии привело общество к осознанию сотворения всего мира Единой Первопричиной, Владыкой Мудрости и Жизни - Ахура Маздой. Тем не менее, от осознания Первоисточника никуда не делись ни понятия о Честности, Верности Слову, Справедливости и прочем, ни ветер, ни огонь, ни солнце, ни звезды, ни иные части Творения. Заратуштрийцы почитают все Творение, и отдельные его части под именами "Достойные Почитания", "Язата" - но не как богов, а как творение Бога. В этом и заключается разница во внешнем представлении исследователей и внутреннем понимании верующих, носителей традиции. ?ногда почтение к Творению может казаться формой язычества, но при рассмотрении сути становится ясно, что это принципиально иная форма религии.
Отдельно следует сказать о дуализме, присущем заратуштрийской религии. В Гатах Заратуштра говорит о двух принципах, находящихся в противостоянии и представляющих выбор, который необходимо сделать каждому человеку - Спента Майнью (Святой, Благодетельный Дух) и ангро майнью (злой дух). Это этический дуализм, который не имеет опять-таки ничего общего с политеизмом. Спента Майнью - одна из эманаций Ахура Мазды, его качество и духовное созидающее проявление, и злой дух как альтернатива выбора не равен Создателю Ахура Мазде ни по сути, ни по статусу, ни по вечности, ни по разуму, ни по чем еще - как болезнь может спорить со здоровьем, но не может быть равна человеку. Это также не учитывают некоторые исследователи, считающие Ормазда (Ахура Мазду) и ахримана (ангро майнью) "добрым богом" и "злым богом" - в то время как слово "Бог" никогда не используется по отношению к злому духу.
Дуализм как таковой вообще не относится ни к монотеизму, ни к политеизму. Это станет очевидным любому, кто заглянет в толковый словарь и найдет определение этих терминов. Монотеизм - это почитание Единого Бога. Политеизм - почитание многих богов. Дуализм же противопоставляется не монотеизму, а монизму - это другие категории, которые имеют отношение к определению действующих первоначальных принципов. Точное определение типа заратуштрийской религии - это дуалистический монотеизм.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах