Недавно прочитал весьма и весьма интересную книгу А. Асова "Атланты. Арии. Славяне" (данный автор известен своими изданиями "Книги Велеса"). В ней вполне однозначно сообщалось, что славяне, ранее почитавшие Ахура Мазду, постепенно заменили его на Асилу Велеса. Кроме того, автор рассказывает также о белорусских божествах "асилках", которых он отождествляет с ахурами!
Найдя материал о Велесе, особого сходства его с Ахура Маздой не заметил...
Мой вопрос состоит вот в чем: можно ли действительно говорить, что Велес - это славянская интерпретация Мазды? Если "да", то кого можно отождествить с Заратуштрой?
А зачем вообще отождествлять? По-моему, гораздо важнее того, что было - то, что есть сейчас *). Как говорится, только вспоминая былые благие деяния, не сделаешь Мир лучше...
Гм, если уж проводить такие параллели, то я бы скорее отождествила Ахура Мазду со Сварогом или Родом, скорее даже с первым, нежели со вторым. Велес иными племенами почитался даже как тёмное начало (см. М. Семёнова "Мы - славяне"), то есть он олицетворял подземный мир и всё, с ним связанное. А Александр Асов, хоть и популярен, и пишет интересно, всё же относится к разряду околонаучной литературы. Но это интересная тема для обсуждения.
Асов - это Асов. Это ненаучно . Никаких свидетельств о почитании именно Ахура Мазды славянами нет, поскольку само имя Ахура Мазда сложилось в принципиально ином регионе. Можно, конечно, все мешать в одну кучу - и иранцев, и славян, но это методологически неверно.
О чем на самом деле можно говорить, ?МХО, так это о том, что славяне также частично наследники общей арийской индоиранской культуры до-заратуштрийского периода и частично периода поздней иранской государственности. Это нужно помнить, рассматривая такие вопросы, иначе можно "навернуть" таких предположений и гипотез, что "ой" .
Образ Сварога ближе, ?МХО, скорее к образу Хошанга (Хушанга, Хушенга) - благого арийского царя, который открыл для людей огонь. Сварога все же не считали, как мне известно, равным Ахура Мазде. Род (Белобог, Святовит), видимо, более соответствует этим представлениям, коль скоро именно ему противостоял Чернобог.
Хотя все это требует отдельного глубокого изучения, разумеется. Но Велес, по-моему, совершенно не в ту степь. Да и Велесова книга сама по себе вызывает массу сомнений в ее аутентичности, по мнению некоторых специалистов.
Сочинение Асова все больше, к великому сожалению, становится коммерческим мероприятием. Судите сами - нет ровным счетом ничего, связывающего Велеса и Ахура Мазду.
Уж если и говорить о Велесе, то как прото-зерванском Ангхо-Манью.
В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не заметить идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.
Велес, Волос, Власе, Власий - "скотий бог", вероятно, бог богатства (через скот, основное богатство кочевых племен) и бог дикой природы, "скотий", т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес уподоблен Пану, само воплощение Природы: Mater Verborum - "Veles: Велесъ - Pan, ymago hircina". Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах.
Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:
В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир".
В лето 6479 (971): "... да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога".
Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину.
"Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская летопись"), "бог скотов" ("О идолах Владимировых").
Он же бог наук и мудрости. В "Слове о Полку ?гореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...". Встречается его имя и в "Веде славян" в изд. Верковича (см. например IV, 5.5-13).
Боже ле Власе ле Жива ма Юда учила Да си пее Ясна Книга, да си пее и да пише. Учила ма, Боже, научила. ? ты, Боже, да ма учишь Да си праве кушер-та. Да ми дадешь триста вола, Триста вола, триста крави
Упомянут также в средневековых поучениях против язычества 14-17 веков, например, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам":
Язычники - "это те, которые богами называли солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. ? в этих злых богов верили люди".
Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотноу богоу и попутникоу и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи". В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу".
Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги, имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.
Велес - посмертный судья, водчий и пастырь мертвых, бог волшебства, магии и сокровенного, хозяин Перекрестков Мироздания, бог Нави. Ближайшие аналоги в других ветвях Традиции - Гермес, Меркурий, Вотан, Один... При православии образ Велеса слился с образом св. Николая, коего на Руси почитали превыше всего.
Возможно, он и есть Чернобог славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Велес отождествлен Б. А. Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира. У словен приильменских, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного. Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи, подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку ?гореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. ?постась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона.
Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно ?. ?. Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
?так:
1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников. 3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог. 4. Посмертный судья и прижизненный испытатель. 5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. 6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов. 7. Податель богатств. 8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому. 9. Бог удачи.
День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса.
Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями. Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, хорошо ставить кумир или класть требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.
Черный ворон или филин, кот, полоз или уж - все это предвестники взгляда Велеса во время обряда. На капищах Велеса зачастую висели грамоты с письменами, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной.
Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд.
?зображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Глаза кумира оттеняются, делаются темными и глубокими. Под кривой палкой, что в руке Черного бога на черной горе мы разумеем кочергу - ею, этим фаллическим символом, перемешиваются кости-угли мертвой материи в материнском лоне-печи, для нового рождения. Кстати, жезл Гермеса весьма напоминает такую кочергу.
Кумиры Велесу ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам, так, в Киеве кумир Велеса стоял отдельно от всего пантеона Владимира на торговой площади.
Его, Велесовы, дни празднуют особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря (в ипостаси Мороза), 2 и 6 января, в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Ярилы, Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивают клок на убраном поле "на бородку".
Ахура Мазда (авест.) "Ахура Мазда светлый"; по утверждению Диогена Лаэртского "Маг Зороастр... называет одно божество Горомаздом, другое - Ариманием и указывает, что из всего чувственного первый более всего подобен свету, а второй - мраку и неведению, середину же между обоими занимает Митра. Поэтому персы называют Митру посредником";
Свентовит - бог Света, что явствует уже из самого его имени (Световит, Святовит, Святич, Световик...). Четырехликость кумира указывает на доступность ему всех сторон Белого Света. По непризнанной Велесовой Книге он - "бог Яви и Прави". Левая рука Арконского кумира "уподоблялась луку", согласно Саксону Грамматику ("Деяния данов"), он же сообщает, что среди боевых значков бога - орел, и ему посвящены белоснежные кони.
2. Высшие боги, участвующие в Творении.
Ахура Мазда - "Кто укрепил землю внизу и облака. Чтоб они не упали?"; "Кто сделал путь для солнца и для звёзд?";
Свентовит назван Гельмолдом в "Славянской хронике" "богом богов" (Deus deorum). По официально не признанной Велесовой Книге Он "Землю с Солнцем носил, звезды держал, Свет укреплял". В новгородской традиции мифологема Свентовита нашла отражение в сказке о князе Светиде и сыне его Святогоре-богатыре, славянском Атланте, восходящей к рукописному сборнику князя Алексея Васильевича Ухорского-Хворостинина, созданному в 1465 году, а тот, в свою очередь, - к сборнику князя ростовского Константина Всеволодовича "Дела ростовских князей" (1212-1219).
3. Просветители, что добывают и дарят людям и иным богам знания.
Ахура Мазда - "мудрый бог", дословно: "Шестое имя - Разум, седьмое - я разумный, восьмое - я ученье, девятое - учёный".
Свентовит - предсказатель, святилище Арконы знаменито тем, что жрецы предсказывают будущее (гадая по поступи коня и рогу), и в общем не случайно князь Светид конец Света искал, на дно Океана опускался, к Красну Солнышку летал. Все это он проделывал из любви к знанию.
4. Боги-исцелители и уничтожители чудовищ. Податели благ.
Ахура Мазда - "Целитель";
Свентовит: "Нас он от Нави уберегает - мы восхваляем Его". Арконский кумир "в правой руке... держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которой кумир опирался на бок, уподоблялась луку".
5. Законотворцы, утвердители ?стины.
Ахура Мазда говорит с Заратустрой, и это его пророк; "Кто первый виновник и отец закона?"
Свентовит: Арконскому кумиру, согласно Саксону Грамматику, "давала дань вся Славянская земля". О ругах или руянах у Гельмольда в "Славянской Хронике", которым и принадлежал храм Свентовита, сообщается как о племени, что пользуется наибольшим уважением у прочих славян, жреца там чтили превыше князя, а без решения ругов, близких к богам, ничего не предпринималось в общественных делах согласно уже Адаму Бременскому.
Спасибо за "экскурс" по Велесу и Святовиту. Я предполагал, что кто-то из людей, знающих об этом больше, выскажется, и не ошибся. Мне в этой теме делать особо нечего, кроме высказанного предположения, поэтому еще раз благодарю.
Не знаю, какими специалистами это доказано, но, скажем, на Украине уроки славянской истории преподают по Книге Велеса...
Дариуш, историю у нас когда-то и по "идеологически правильным" учебникам преподавали. Может, это просто было надо кому-то - такую книгу создать, за утратой древних источников (только гипотеза)?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах