Добавлено: Пн Май 12, 2003 7:48 pm Заголовок сообщения:
Пишу вот сейчас "Энциклопедию конопли". Во всяком хламе приходится рыться и разную чушь проверять. Вот, например, как вам такая телега из английской книжки:
"В Зенд-Авесте ("Вендидад") бхангу называют "добрым наркотиком" и пересказывают историю двух смертных, которые отлетели на небеса, когда выпили чашу бханга и им открылись высшие тайны".
Конечно, можно просто посмеяться, а можно и задуматься: ведь дыма без огня не бывает (простите за невольный каламбур). ?нтересно было бы прочесть, что на сей счет реально в Вендидаде написано, но не знаю, где найти его целиком, да еще и на более-менее понятном языке (русском, украинском, немецком, польском или английском). В принципе, Вендидад здесь даже и не обязателен, подошел бы любой другой аутентичный текст, который внятно трактует отношение зороастрийцев к бханге. В общем, буду признателен за любую помощь по данному вопросу.
Дмитрий Гайдук, \[EMAIL=hajduk1964@mail.ru\]hajduk1964@mail.ru\[/EMAIL\]
Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Ср Май 14, 2003 5:22 pm Заголовок сообщения:
Доброго дня!
Постараюсь ответить на интересующий Вас вопрос. Если начинать с самого начала, то фраза, приведенная Вами, говорит исключительно о том, что писавший ее человек "что-то где-то" слышал, не более того.
В Вендидаде единственное из веществ, которое мог иметь в виду автор, отождествляя с бхангом - это Хаома (Haoma), которая, однако, бхангом не является. Это ритуальный опьяняющий напиток, церемония приготовления которого уходит корнями в индо-европейскую общность и является до-заратуштрийской по времени возникновения. Хаома характеризуется в Авесте как целительный напиток, "прогоняющий смерть", напиток жизни. Он приготовляется из эфедры и является по своему воздействию лекарством, помимо всего прочего. Возможно, первоначально ритуал Ясны (главной заратуштрийской литургии) содержал приготовление Хаомы из некоего другого растения, поэтому версию использования бханга как изначального до-заратуштрийского ритуала нельзя сбрасывать со счетов, но установить это не представляется возможным. Мы не можем быть полностью уверены относительно того, какое растение служило для целей приготовления Хаомы более 4000 лет назад...
Тем не менее, версия относительно бханга кажется мне весьма маловероятной, поскольку бханг довольно сильный интоксикант, а Хаома из эфедры достаточно мягка по своему опьяняющему воздействию. О Хаоме сказано в Хом-Яште, что все иные опьяняющие вещества вызывают гнев и разжигают кровь, но опьянение Хаомы вызывает спокойствие и дает легкость.
Относительно "историй", якобы приведенных в Вендидаде - автор явно путает текст Авесты с одним из заратуштрийских текстов - "Арда Вираз Намаг". Он есть в русском переводе на нашем сайте:
Арда Вираз, чтобы его душа могла отправиться в мир иной и после того вернуться обратно, запомнив увиденное, принимает тот же напиток, что в свое время был дан Шаху Виштаспе, чтобы тот утвердился в вере, увидев небеса в их великолепии.
Колесников переводит это понятие как манг, Вахман переводит как черную белену, Чунакова - как белену, поясняя, что это на самом деле смесь - напиток из Хаомы и белены.
Что касается заратуштрийской традиции - наркотик как таковой она не использует. Даже Хаому многие не признают, считая до-заратуштрийским культом, чуждым заратуштрийской религии, но ортодоксальная традиция продолжает проводить древнейшую литургию Ясны, в ходе которой приготовляется Хаома. Хаому из эфедры можно пить стаканами без заметных эффектов опьянения, не говоря о наркотическом эффекте. Следует также добавить, что Заратуштра в своих божественных гимнах, Гатах, отвергает чрезмерное опьянение и одурманивание какими бы то ни было средствами (Ясна 48.10).
Надеюсь, это поможет в дальнейшем исследовании вопроса. Если я должен что-то добавить или пояснить - пожалуйста, напишите.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах