Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Абан.

10.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Daena-din-daiwa spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Daena-din-daiwa

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Вт Окт 05, 2004 6:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приветствую всех.

Рассмотрим этимологию некоторых основополагающих понятий.

Общеарийское daina- "вера", скорее всего, происходит от основы dai- "свет", "сияние" из и.-е. dei, -di- "сиять", "светить", с которым были связаны обозначения неба, дня и древнего божества- daiua. Т.е. daina первоначально означало "свет", "день", "небесный свет", "Свет истины" < отсюда индоевроп. deino-dino - "день", авестийск. daena - "вера", "религия", "духовное Я". Многие склонны считать созвучие с арабским "дин" совершенно случайным, но на мой взгляд, вполне возможно и заимствование из арийских (кстати, кем всё-таки были гиксосы? Семитами или ариями?)

Несомненно, что лат. deus, гр. Zeus, связаны с арийск. Daiua- "божество". О первоначальной семантике "божество", а не "демон" в иранском мире свидетельствуют устоявшиеся авест. формулы- "deva-justa"- "приверженец Бога", противопоставление "daeva-masya" - "Бог-человек" и т.д.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Окт 05, 2004 9:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд!

Слово *daina не носит общеарийского(индоиранского) характера. В индийских языках оно не известно. Это общеиранское новообразование (кстати, Таму, в современном осетинском оно сохранилось? В скифском такое слово известно).

Это слово не имеет ничего общего по происхождению с корнем di - "светить". В индоевропейском, собственно, не *di, а t'i - c глотализованным Т, которое переходит в Д в индо-иранских, славянских, италийских, греческом и др. А, например, в германских сохраняется Т (бог Tyr). Сюда же славянское "день" (*dьnь < *dini < *di-n).

Daena происходит от другого корня, который представлен в санскритском dhi - "прозревать", "видеть внутренним зрением". Здесь Д изначально придыхательное. Собственно daena - это "в?дение". В Гатах это значение предстает наиболее ясно.

Арабское "дин" - вера - это заимствование из среднеперсидского den еще периода Сасанидского ?рана.

Цитата:
О первоначальной семантике "божество", а не "демон" в иранском мире свидетельствуют устоявшиеся авест. формулы - "deva-justa" - "приверженец Бога"

:huh: Откуда ты взял эту формулу?

Цитата:
противопоставление "daeva-masya" - "Бог-человек" и т.д.

В Авесте "дэв - смертный" не противопоставление, а, наоборот, спайка. Причем чаще всего она употребляется в негативных контекстах и очень редко в (и то не вполне) нейтральных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 10:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый ?скандар,

?зложенные мной этимологии взяты, в основном, из Этимологического Словаря иранских языков, т. 2, изд. 2004, под ред. Расторгуевой и Эйдельмана. Этот словарь рассматривает все общеиранские основы, привлекая материалы уже изданных трудов по каждому языку.

Предложеная Вами трактовка о происхождении daena из dai-dhai - видеть, смотреть, размышлять, там тоже рассмотрена, как предложенная Бартоломэ, но по какой-то причине авторами воспринимается как малоубедительная. Может быть, потому что производные от этого корня имеют форму с -t-: dita, dhita, dista и т.д.?

С уважением.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 1:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Таму-лиман!

Так на индийской почве и суффиксы другие. Чего тут не обычного? Ведь глагол этот есть и в авестийском, и в персидском (didan - видеть).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие друзья и все!

В Авесте есть множество индоевропейских слов, очень близких европейским, но далёких или отсутствующих в индийском. Концепция "единого" "индоиранского" языка противоречит многим фактам языка -- я написал об этом и ещё напишу, и скоро вы увидите это за рубежом.

О соответствиях согласных -- ещё сообщу.

DAINA- очень возможно, индоевропейское, сохранившееся в балтийском: литовс. Daina, лтш. Doina.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 2:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вообще-то в балтийских языках это слово значит "песня". А еще оно есть и в румынском (daina - дэинэ - т.ж. "песня"). Только происходит оно там не из латыни, а из очевидно местного фракийско-дакийского палеобалканского субстрата.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Вообще-то в балтийских языках это слово значит "песня". А еще оно есть и в румынском (daina - дэинэ - т.ж. "песня"). Только происходит оно там не из латыни, а из очевидно местного фракийско-дакийского палеобалканского субстрата.

Да, и об изменениях смыслов слов написано в капитальных трудах настоящих корифеев индоевропеистики -- Соссюра, Мейе и многих других (а не Гамкрелидзе с его ошибками в его двухтомнике об индоевропейцах, на который он надписал фамилию настоящего учёного крупнейшего калибра В. В. ?ванова).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Чт Окт 07, 2004 1:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар, помнишь, ты писал, что любишь разоблачать ляпсусы? Если откроешь ветку "Маразмы гамклесовой книги", я дам тебе множество фактов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пт Окт 08, 2004 8:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приветствую всех.

У кого какие мнения по поводу происхождения слов "багатар" и "гайдар" (хайдар)? Являются ли они иранскими и можно ли их ставить в один ряд с такими словами, как алдар, хазнедар, мадудар (кстати, к вопросу о мёде-мадудар-виночерпий), сардар и т.д.?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Окт 10, 2004 4:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Daēnā происходит от авестийского корня "di" или "dai" (санскр. "dhyai"), что означает "смотреть, видеть, воспринимать, созерцать, обдумывать, размышлять" с суффиксом "nā". Daēnā означает "совесть, умение распознавать, озарение" и, конечно же, "религия", базирующаяся на полноте знаний и осознанности. ?ндуистский термин "dhyanā" является родственным, но несколько отличным понятием по своему содержанию: dhyanā помогает человеку сконцентрироваться для достижения индивидуальных мыслительных способностей, daēnā - объединяет всех тех, кто мыслит и совершает свой выбор, в сообщество - Добрую Религию, Daēnā Vanguhi, религию Доброй Совести, основанную Заратуштрой.

?з книги Джала Дастура Керседжи Паври "Зороастрийская доктрина загробной жизни", М., 2004, с. 36-37:

Цитата:
"Понятие "дэна", или "совести", а также роль, которую оно играет после смерти, является одним из фундаментальных аспектов учения Заратустры, определяющим основную линию его эсхатологии.

Термин "дэна" ученые интерпретировали по-разному, и поэтому это необходимо прокомментировать. Я склонен полагать, что в этом слове присутствуют два отдельных понятия. Во-первых, во многих местах в Гатах и в Младшей Авесте это понятие используется в смысле "религия" [См. (1) daēnā Барт. СДПЯ. 662-665 на слово "дэна" дает два отдельных определения, как если это было два разных слова с разной этимологией. Однако последнее маловероятно, даже учитывая и то, что до сих пор не было предложено ни одного приемлемого объяснения этимологии этого слова. См. Persson, Beitr. Zur idg. Wortforschung, c. 717-718; тж. Autran Sumérien et Indo-Europeén, c. 153; Oliphant, ЖАОО. 32. 412-413].

Но нас здесь интересует другое, более субъективное значение - то самое, которое Бартоломе толкует  как внутренняя сущность, духовное "я", индивидуальность (inneres Wesen, geistiges Ich, Individualität) [См. (2) daēnā Барт. СДПЯ. Это значение Бартоломе объясняет более полно: "теолого-философское понятие, совокупность психических и религиозных характеристик человека, его психическая и религиозная индивидуальность. После смерти продолжает жить как отдельная сущность (см. тж. fravašay), чтобы в конечном итоге сопровождать заново восставшего (или его душу) в рай или в ад после того, как предстанет ему (или душе) в виде прекрасной или уродливой женщины - как отражение его внутренней сущности"].

Некоторые ученые, разделяя точку зрения Бартоломе, понимают это слово как "я" или "я сам" [Например, Рейтценштейн, "Таинство избавления по-ирански", с. 31-32, 39, 48 переводит "дэна" как "я" ("личность", "я сам"; Маултон, РЗ, с. xii, 162, 171, 179, 263-265, 278, 310, 353, 368 как "я сам", однако на ст. 265, 268 и 432 - как "религия". Мелье в Trois Conférences sur les Gāthā, ст. 57-58 предлагает компромиссный вариант перевода - "personalité religiouse" (личность религиозная). См. тж. Везендонк "Древний человек и душа", с. 198-200)].

Мне, тем не менее, кажется, что такое толкование не передает читателю полного смысла этого слова. Я полагаю, что под этим Заратустра подразумевал (как это было ему свойственно, учитывая его весьма возвышенный склад мышления) "совесть" или "личностную религию" - по крайней мере, к такому выводу пришел Джексон несколько лет назад, и я с ним согласен [Библейский мир, 8, 154, Чикаго, 1896 (перепечатано Э. Г. Снитом в "Религия и будущая жизнь", с. 127). Дарместетер в СКВ также переводил "дэну" как "совесть" (том 23, с. 315 и т.д.), однако впоследствии в ЗА заменил его на "религия" (том 2, с. 652 и т.д.). В этом последнем значении термин использовали Сёдерблом в La Vie Future, c. 8 и т.д. и Беклен в "Эсхатологии парсов" с. 19 и далее)].

Такого же мнения придерживается и Гельднер, понимая слово "дэна" как "религия" или "религиозное сознание" [См. Theologische Literaturzeitung, 1922 № 6, с. 125, где Гельднер анализирует "Таинство избавления" Рейтценштейна. Рассматривая термин "дэна", Гельднер приходит к следующему выводу: "Дэна" - это всегда "религия". Религия как совокупность всех аспектов веры, как "дэна поклонения Мазде". ?ли же как религия отдельного человека, его религиозная совесть. Тогда эта аллегория - когда после смерти человека душе является "дэна" (совесть) в виде прекрасной девушки - становится понятной. В более поздних интерпретациях девушка будет олицетворять составленную на небе ведомость добрых дел, которые совершил тот или иной человек. Впрочем, это не противоречит той роли, которую отвел Заратустра "дэне" у моста Чинват)].

Я же в целом полагаю, что понятие проникновения в собственную сущность с точки зрения религии (что и подразумевает термин "дэна" лучше всего переводить как "совесть". ? я предпочитаю переводить это именно так, а не как "я" или "я сам".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта