Одной из актуальных проблем современной иранистики является воссоздание утраченных насков Авесты, от которой в "живом" виде до нас дошло едва ли 25%. По мнению ряда исследователей, наследие Авесты отражено в некоторых эпических преданиях и архаичных традициях иранских народов, где под влиянием различных внешних факторов оно могло интерпретироваться и принимать самые разные толкования. Одной из таких интерпретаций может являться малоизученная религия курдов-йезидов (дасини), придерживающаяся идеи двух начал - Добра и Зла, Света и Тьмы. Носителем Добра в религии йезидов является Езд (Йазата), Зла - Шайтан, также йезиды поклоняются восходящему солнцу и в дни праздников приносят в жертву белых бычков. Это лишь малая часть того, что разительно напоминает зороастризм. Священными книгами йезидов являются: Масхаф ар-Раши и Масхаф аль-Джальва, повествующие о сотворении мира, житии святых, различных обрядах. Может, в этих двух книгах отражены части исчезнувшей Авесты? ?нтересно, что по этому поводу думают специалисты?
Не знаю, что думают специалисты по йезидам, но что спрятано в тех тезкире, что хранят некоторые пиры Бадахшана? Думаю, порыться повнимательнее - и результат будет очень интересен.
Кстати, "фирменный знак" исмоилля - "дасти Фотима" (рука Фатимы) - может трактоваться как 4 стихии (огонь, вода, ветер, земля) и сам Хирмест (Ормазд). Такую трактовку предложил ваханец Курбонов. Думаю, ему, воспитанному в исмаилитских традициях, виднее.
?скать утраченные части Авесты среди курдов-йезидов проблематично. Там намешано очень много чего, и очень трудно отделить зерна от плевел. При всем уважении к нашим ученым, я не думаю, что современная иранистика в состоянии справиться с этой задачей. А привнесение в Зартошти Дин несвойственного ей, как сам понимаешь, ни к чему особо хорошему не приведет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах