Bahman
Зарегистрирован: 19.11.2003 Сообщения: 996
|
Добавлено: Ср Июл 06, 2005 6:03 am Заголовок сообщения: |
|
|
Молитва Аирьема-ишьо:
Во имя Творца Ормазда.
Пятьдесят четвертая глава Ясны содержит одну из значительнейших авестийских молитв, называемую "Аирьема-ишьо".
â airyêmâ ishyô rafedhrâi jañtû nerebyascâ nâiribyascâ zarathushtrahê vanghêush rafedhrâi mananghô ýâ daênâ vairîm hanât mîzhdem ashahyâ ýâsâ ashîm ýãm ishyãm ahurô masatâ mazdå
airyêmâ - Аирьяман: гостеприимство, дружелюбие, взаимопомощь, народный дух, единение ishyô - желанный, дорогой, любимый â rafedhrâi - на поддержку jañtû - пусть придет nerebyascâ - и мужам nâiribyascâ - и женам zarathushtrahê - Заратуштры rafedhrâi - на поддержку vanghêush mananghô - Благого Помысла ýâ - которым daênâ - Вера hanât - завоюет vairîm - избранное mîzhdem - вознаграждение ashahyâ - Аши, Правды/Праведности ýâsâ - я молю ashîm - о Награде ýãm - которую ishyãm - желанную ahurô mazdå - Ахура Мазда masatâ - возвеличит, увеличит
Пусть Аирьяман желанный придет на поддержку мужей и жен Заратуштры - поддержку от Благого Помысла, которым Вера завоюет избранное вознаграждение Праведности. Я молю о Награде, которую, желанную, Ахура Мазда взрастит.
Этой молитвой призывается поддержать последователей Заратуштры Аирьяман - своеобразный общественный дух дружелюбия и взаимопомощи. Airyâman- (именит. пад. airyêmâ) буквально означает "арийство" и происходит от слова airya- - "соплеменник, арий". Слово "арий" принадлежит к разряду архаичных этнонимов, которые не столько выделяют его носителей среди других народов (это не главное в его семантике), сколько определяют отношения его носителей внутри народа. Гатическое слово, которое употребляет Заратуштра, airyamna- означает просто "народ" - народ ариев.
Аирьяман же - это дух арийства, это то, что сплачивает членов народа, членов общества. Это породнение через браки между семьями - Аирьяман покровительствует свадьбам. Это дружелюбие и святое гостеприимство. Это готовность каждого придти на помощь соплеменнику. Это то, что в русской традиции называется "помочь, толока" - добровольная безвозмездная работа всем селом ради односелчанина, например. Помощь в постройке дома. Это сознание народного единства. Аирьяман - олицетворение соплеменника, друга, гостя. Кроме того, Аирьяман - целитель. Согласно 22-й главе Вендидада Ахура Мазда поручает Аирьяману - молитве Аирьема-ишьо - изгнать болезни.
В молитве Аирьяман имеет эпитет ishyа- "желанный", "дорогой", "любимый", "приятный". Аирьяман - это гостеприимство и приязнь к дорогим, любимым людям - к друзьям и соплеменникам. Аирьяман - это друг, всегда желанный.
Заратуштра в этой молитве призывает Аирьямана прийти на помощь к своим людям. Мужи и жены Заратуштры - это члены его общины, общины заратуштрийцев, почитателей Ахура Мазды. Гостеприимство и дружелюбие по замыслу пророка должно воцариться среди его последователей. ?менно в Аирьямане община Заратуштры может стать сильной.
Поддержка Аирьямана исходит от Благого Помысла - первого творения Ахура Мазды, от Благого Помысла, в котором утверждаются заратуштрийцы, следуя заветам своего пророка. Благой Помысел, исходя от каждого заратуштрийца, делает отношения в обществе гармоничными, и является источником мира, согласия, единства - Аирьямана.
С помощью Благого Помысла, творящего согласия в обществе, Благая Вера каждого заратуштрийца завоевывает вознаграждение - mîzhdem - все те блага, которые человек обретает в мирном гармоничном дружном обществе. Это истинное вознаграждение, обретаемое Праведностью. Оно vairîm - т.е. избранное. Это означает, что его избрал каждый заратуштриец, делая выбор между Праведностью-Ашей и ложью/кривдой-друдж.
"Миждэм" - это благо, даруемое благодаря Аирьяману в земной жизни. Не менее значительна и эсхатологическая важность Аирьямана.
Далее пророк молит Ахура Мазду о Награде - ashi-. Это слово происходит от слова asha- "Праведность". "Аши" - это то, что каждый человек обретет при Воскрешении мертвых, при окончательном изгнании и уничтожении зла сообразно со своей "Ашей", т.е. Праведностью, сообразно с Праведностью его земной жизни в обществе. Об этом говорится в Гатах Пророка. Награда взращивается, постоянно увеличивается Ахура Маздой в Его высшей Обители, свободной от скверны и зла. Она воистину желанна всеми людьми. Но заслужат ее лишь праведные, миролюбивые, дружелюбные люди, утвердившиеся в Благом Помысле и Аирьямане.
Пехлевийская книга Бундахишн рассказывает об этом так. При свершении Воскресения мертвых в конце времен, при Преображении мира (Фрашгарде) Огонь (Атар) и Аирьяман расплавят весь металл земли, который, согласно пророчеству Пророка Заратуштры, потечет по земле. ? каждый воскресший вступит в этот всеочищающий поток, чтобы очиститься от скверны. Здесь опять проявится людское единство в Аирьямане - духе праведной, дружелюбной жизни в обществе. Праведным людям, которые жили в Аирьямане общины Заратуштры, этот поток покажется приятным, как теплое молоко. Но грешникам, злонравным, недружелюбным, яростным и агрессивным он будет доставлять боль, ибо этот поток выжжет все злое и оскверненное, что люди накопили за свою жизнь. Все оскверненное грехом сгорит в потоке расплавленного Аирьяманом металла. Полностью сгорят те, чьи души насквозь осквернены. Души же праведных обретут в этом потоке свою "Аши" - Награду, высшее воздаяние жизни с Богом, жизни без страдания, горестей и несчастий. Без смерти, болезней, увядания. Воздаяния Бессмертия.
Окончено в радости. |
|