На сайте "Православная апологетика"
опубликована статья В. Ю. Питанова
"Зороастризм
или о чём не учил Заратустра". Статья содержит массу не соответствующих
действительности утверждений и просто оскорбительных для заратуштрийцев
высказываний в отношении одной из древнейших традиционных конфессий - Благой
Веры. Допуская неумышленный характер содержащихся в тексте несуразностей,
заратуштрийцами был подготовлен критический комментарий к указанной статье и
направлен её автору вместе с предложениями вариантов разрешения проблемы.
Однако попытки Русского Анджомана исправить ненормальное положение в духе
сотрудничества и миролюбия были отвергнуты, натолкнувшись на
агрессивно-высокомерную позицию автора, мягко говоря, далёкую от христианского
идеала. В связи с этим Русский Анджоман вынужден высказаться в защиту Веры в
разделе "Реакция".
Как следует из текста на главной странице сайта он посвящён
организациям, которые одни называют «тоталитарными сектами», другие -
«деструктивными культами», третьи - «нетрадиционными религиозными движениями»,
мы же будем называть их просто «сектами». Однако сам автор в учебнповике
"Сектоведение" признаёт: К сожалению, до сих пор не существует единого
определения такого понятия, как «секта» (1), правильнее будет сказать, что
существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что
каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной
мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам,
которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в
философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения,
его отношение к данной проблеме.
Вступительная часть статьи "Чему не учил Заратустра" содержит пояснение
причин, побудивших Виталия Юрьевича написать о зороастризме: В частности, к
написанию данной статьи нас подтолкнула книга, посвящённая жизни основателя
зороастризма, Заратустры, авторы которой в качестве компетентного источника
информации о зороастризме используют утверждения астролога Павла Глобы, что
приводит к смешению лжи о зороастризме с научно подтвержденными данными. Наша
статья не станет критикой этой книги, мы поговорим о самом зороастризме, однако
при этом мы будем опираться не на труды Павла Глобы, а на данные научных
источников. Научное знание несомненно имеет большое значение в
современном мире, но, как известно любому человеку с религиозным сознанием и
духовным опытом, не может адекватно отразить суть богооткровенной истины,
вычленяя лишь, внешние её формы. Для борьбы с ложью о зороастризме логично было
бы обратиться не только к пятидесятилетней давности книгам
востоковедов-материалистов, но и к живым носителям традиции. Ведь очевидно, что
изучение, например, христианства по источникам, изданным обществом «научного
атеизма» и «библейской критики» даст картину отнюдь не соответствующую
каноническим представлениям церкви о собственном вероучении. Подобного рода
"научная апологетика" производит впечатление равносильное тому, как если бы сев
за шахматную доску и расставив фигуры, человек вдруг начал играть не в шахматы,
а в «Чапаева».
Следует отметить, что автор нигде не утверждает, что традиционный
зороастризм является сектой, однако неоправданные негативные оценки автора и
сам факт размещения статьи на антисектанстком сайте ведут к ассоциации
зороастризма с сектами с чем Русский Анджоман мириться не намерен. В данном
случае имеет место борьба с ложью о зороастризме посредством ещё большей
неправды о Благой Вере. Создаётся впечатление, что автор вместо того, чтобы
заниматься прямой своей задачей, борьбой с псевдорелигиозной деятельностью
"астрологов" и "космоэнергетов", эксплуатирующих атрибуты зороастризма поставил
своей целью унизить признанную традиционную мировую религию.
В начале рассмотрим фактически неверные утверждения В.Ю. Питанова,
содержащиеся в тексте. Во-первых заратуштрийцы упоминаются в статье по
большей части в прошедшем времени. Зороастрийцы «были», «что-то делали»,
«кого-то почитали». Подобный подход логично вытекает из позиции автора,
беспочвенно считающего Благую Веру полностью выродившейся религией, атрибуты
которой используют различные New Age образования. Это высказывание, как видно,
является смысловой сутью всей статьи, его сердцевиной. Каких либо доказательств
своего утверждения Виталий Юрьевич не приводит. Всевозможные псевдорелигиозные
организации действительно используют символику и терминологию Благой Веры, но
подобная проблема существует и у христианских конфессий.
Что же можно сказать о вырожденности зороастризма? Обратимся к официальным
данным. Благая Вера является традиционной мировой религией. Это позиция
Anjoman-e Moghan Iran (Сообщество мобедов Ирана). По информации FEZANA
(Федерации зороастрийских ассоциаций северной Америки) общая численность
зороастрийцев в мире на 2000 г. составила 276,512 человек. Из них в Иране
проживают 157,000 (в прошлом государственной переписью зафиксировано: ок.
30-40,000 — в 1960-е гг., ок. 90,000 — в 1980-е гг., на 1996 г. — 134,000),
в Индии проживают 76,382 (данные государственной переписи 1991 г.), в США
проживают 18,000, Великобритании — 7,500, Канаде — 7,000, Европе — 4,000,
Пакистане — 2,510, Австралии — 2,100, Объединенных Арабских Эмиратах — 1,200,
Новой Зеландии — 250, Гонконге — 190, Сингапуре — 150, Южной Африке — 70, на
Бирме — 50, в Малайзии — 30, на Сейшеллах — 30, в Японии — 20, на Бермудах —
16, в Китае — 10 и Венесуэле — 4 человека. Источник – программа VII Всемирного
Зороастрийского Конгресса 2001 г. FEZANA Journal, Winter 2000 issue. Pg. 10. За
шесть лет, прошедших с момента конгресса, были созданы анджоманы в других
странах, в том числе в Российской Федерации, Таджикистане, Беларуси, Украине,
Узбекистане. Как видно из приведённых данных, число последователей Благой Веры
постоянно увеличивается, а география Благоверия расширяется. По экспертным
оценкам общее число лиц, идентифицирующих себя как заратуштрицы в мире
составляет от 2 до 3 млн. человек.
Благая Вера является общепризнанной в мировом сообществе традиционной
религией. Представители заратуштрийского духовенства участвуют в международном
и межконфессиональном диалоге. К примеру, летом 2006г. в городе Киото в Японии
состоялась VIII ассамблея всемирной конференции «Религии и мир», в которой
принимали участие представители как Русской Православной Церкви, так и Благой
Веры
(Интерфакс).
Заратуштрийцы представлены в органах государственной власти, в частности, в
парламенте республики Иран. Под эгидой ЮНЭСКО в 2001 году проводилось
празднование юбилея создания Авесты.
Религия Заратуштры увеличила численность своих последователей в стране
воинствующего Ислама за 40 лет в 4 раза, за 100 лет проделала путь от небольших
общин в Индии и Иране до представительства на всех континентах земного шара.
Благая Вера первой дала людям представление о добре и зле, о необходимости
нравственного выбора и усилия для воплощения этого выбора в жизнь. Краеугольным
камнем Благой Веры являются семейные ценности, ценность человеческой жизни,
уважение к созидательному труду, неприятие социальных пороков лжи и лицемерия.
Структурно заратуштрийская церковь обладает разработанным учением, иерархией
духовенства. Действуют религиозные учебные заведения.
Из приведённой выше информации о современном состоянии Благой Веры очевидно,
что заратуштрицы не были, а есть, не «почитали», а почитают, не выродились, а
бурно развиваются и восстанавливают былое величие.
Следующая большая ошибка, впрочем, довольно частая и для востоковедов,
употребление в статье слова «божества», которым якобы поклонялись
заратуштрийцы. Видимо, данный оборот призван подчеркнуть «языческую» суть
исповедуемого нами «многобожия» и объясняется стереотипами иудеохристианского
восприятия мира. Повторимся, это грубая ошибка или клевета. Ни один
заратуштриец не согласится с подобным термином в применении к Митре или
Тиштрии. Бог Един – эта истина впервые на Земле прозвучала из уст Заратуштры. В
отличие от позднейшего ислама и подобно христианству зороастризм не запрещает
почитания высочайших личностей – творений Бога. Те, кого Питанов вслед за
советскими востоковедами называет "божествами", суть язаты (Yazata).
Буквальное значение слова Yazata - достойный почитания. Язаты – это либо
эманации единого Бога Ахура Мазды, именуемые Амеша Спента, либо Его творения,
существующие в духовном мире (в христианстве им соответствуют ангелы и
архангелы) либо в мире материальном. К Язатам могут относиться не только
существа мира духовного, но и люди, так же, как это принято в православной
церкви в отношении святых. Термин Язата применяется, например, к самому пророку
Заратуштре, но никто никогда не называл и не считал его богом. Термином
аналогичным слову бог является термин Дадар – Творец. Это слово применяется
только к Ахуру Мазде.
Далее, в тексте упоминаются жертвоприношения, совершаемые
заратуштрийцами. Данный термин в связи с уже упоминаемыми «божествами» имеет
негативную коннотацию, вызывая ассоциации с кровавыми языческими культами и
внешне бессмысленными действиями по ублажению духов. У заратуштрийцев не
существует никаких ритуальных жертвоприношений, понимаемых как магические
действия - ни в языческом, ни в ветхозаветном смысле. Заратуштрийцы приносят
дары огню в виде сухих дров и жира, а также освящают хлеб и выжимают хаому,
которые по своему смыслу имеют значение аналогичное христианскому причастию
хлебом и вином. Зороастрийский термин myazda (или же draona) в реальности есть
всего лишь освящение даров для употребления верующими. На наш взгляд, более
правильно было бы использовать термин «освящение».
В статье говорится о том, что одной из причин по которым тексты Авесты
попали в Европу так поздно (в XVIII веке) является якобы закрытость образа
жизни заратуштрийцев. Данное утверждение не соответствует действительности. В
18 веке, веке просвещения и бурного развития науки, произошёл всплеск интереса
к языкознанию и исследованию ставших доступными, отдалённых территорий.
Анкетиль Дюпперон был принят заратуштрийцами достаточно радушно, долгое время
прожил в общине, изучая практику и учение Мазда Ясны. Ему сразу были
предоставлены тексты Авесты и помощь дастуров в их изучении. Заратуштрийская
Вера не является оккультным учением. Заратуштрийское сообщество не отличается
какой-то особенной закрытостью и уж тем более не является неким тайным
обществом. Мудрость нельзя скрывать – это один из главных принципов нашего
вероучения. Благой Вере не свойственен активный и агрессивный прозелитизм, но
на основании этого делать выводы о какой-то особенной закрытости совершенно
неправильно. Для тех, кто ищет знания и приходит к нему самостоятельно, Благая
Вера всегда открыта. Некоторые ограничения в распространении Благой Веры
сложились только в результате социальной практики существования во враждебной
среде исламского господства в Иране или проживания в изгнании.
В статье говорится о том, что: «до настоящего времени не все Гаты
расшифрованы». Данное высказывание, видимо, призвано подтвердить
вырождение заратуштрийской традиции. Это ошибка. Для носителей Традиции смысл
святых Гат был ясен всегда. На протяжении истории они неоднократно переводились
на среднеперсидский, фарси, гуджарати, санскрит, английский, немецкий и другие
языки. Сейчас существует более 30 английских переводов Гат, отличающихся лишь
стилистически и не меняющих сути откровения Пророка. Гаты постоянно
используются мобедами при служении Ясны – заратуштрийской литургии.
Предположение о том, что «По-видимому, после смерти Заратустры
монотеистические идеи из зороастризма исчезают, а сама религия становится чисто
языческой» не соответствует действительности. Если мы будем оценивать
религии по народным, бытовым проявлениям религиозности, мы можем зайти очень
далеко, в том числе и в отношении христианства. Мы уже говорили о значениях
слов Дадар и Язат. Следует лишь добавить то, что Заратуштра первым провозгласил
веру в единого личного всеблагого Бога. Эта вера всегда составляла основу основ
учения. Конечно же, заратуштрийское понимание единого Бога отличается от
монотеистических концепций авраамических традиций, но отличие это заключается в
понимании онтологии зла и в отношении добра к злу, нежели в сути добра.
Часто встречается распространённое заблуждение о якобы равенстве Ормазда и
Ахримана, как бога добра и бога зла. Данные представления возникли вследствие
поверхностного знакомства с традицией, а также вследствие влияния доминирующих
авраамических религиозных стереотипов. В Гатах не упоминается ариман, как
персонификация зла. Утверждение о том, что «Заратустра считал, Ахура Мазда и
ангро Манью являются близнецами братьями» не соответствует действительности. В
Авесте идёт речь о противостоянии Спента Мантью – эманации Ахура Мазды и Ангро
манью, являющегося диалектической парой понятию Спента Манью. Близнецами
именуются именно они, как два конца палки или два противоположных направления
одной дороги. Метафора близнецов не имеет в виду сходство природы и
происхождения Спента и ангро манью. В данном случае понимается абсолютная
противоположность, как зеркального отражения, абсолютная альтернатива. Ахура
Мазда исполнен Святого духа, но от этого он не становится «родственником» ангро
манью. Подобное ложное представление о "родстве" действительно существовало, но
не в рамках заратуштрийского учения, а в рамках зурванитской секты, возникшей в
поздние сасанидские времена. Опровержению этой ереси посвящена глава в
энциклопедии ортодоксальной заратуштрийской традиции, которая называется
Динкард («Деяния Веры»,
книга 9, фаргард 7:4-5).
Утверждение о якобы заимствовании идеи фраваши из индоиранских культов
создаёт ложное впечатление вторичности учения Заратуштры. В отличии от других
религий, Заратуштра был первым и единственным пророком, рождённым в семье
традиционных священнослужителей, сам прошёл соответствующее обучение и был
принят в сан. Он был абсолютно легитимным учителем веры, иранцем (арийцем) по
происхождению. Поэтому говорить о том, что он был каким-то революционером или
«реформатором» неверно. Заратуштра признавал и восхвалял первоучителей арийских
народов, бывших до него. Очевидно, что в данном случае речь может идти не о
заимствовании идеи фраваши, а об органической связи веры арийцев до и после
проповеди Заратуштры, так же как такая связь утверждается церковью в отношении
ветхозаветного учения и христианства. Утверждение о том, что Заратуштра отринул
учение о фраваши, не соответствует действительности. Этому нет подтверждений ни
в текстах, ни в живой традиции. Представления о фраваши являются неотъемлемой
частью маздаяснийского вероучения. Фраваши является божественной сутью любого
существа, ближе всего передаваемой значением слова «дух». Фраваши – это замысел
творца, божественный образ. Утверждение о том, что в Авесте Ахура Мазду
называют фраваши, неверно. В Авесте есть упоминание о том, что все благие
существа имеют Фраваши, в том числе и Ахура Мазда.
Диск с крыльями в соответствии с заратуштрийской традицией является не
символом «солярного божества», а символом божественной благодати – Фарра,
божественной отмеченности человека или творения.
Утверждение о том что «Своих богов зороастрийцы изображали в виде
статуй» с учётом уже сказанного о «божествах» можно трактовать как
указание на идолопоклонничество заратуштрийцев, что конечно же неверно.
Существует небольшое количество барельефов с изображением Ахура Мазды, Митры,
Анахиты, созданных в поздний период. Их можно признать скорее светским
искусством под влиянием эллинизма, но никак не устойчивой религиозной
практикой. Эти барельефы никогда не являлись объектами религиозного
поклонения.
Утверждение об использовании «наркотического ритуального напитка» является
ложным. Эфедрин – вещество содержащееся в хаоме является веществом из группы
алкалоидов, обладает схожим с адреналином стимулирующим действием. В отличии от
адреналина, действие эфедрина более мягкое, но более длительное. Как известно,
адреналин вырабатывается человеческим организмом в стрессовых ситуациях и
способствует концентрации внимания, памяти и мобилизации физических сил. Ни
адреналин, ни эфедрин не являются галлюциногенами. Таким образом, либо мы
должны признать, что каждый человек является наркоманом, т.к. у него имеется
возможность выделения адреналина, либо признать, что эфедрин – это допустимый
стимулятор наряду с кофеином. К наркотическим средствам относятся производные
эфедрина, в частности эфедрон, получаемый наркоманами кустарным способом из
препаратов, содержащих эфедрин в результате химической обработки. Эфедрон и
другие производные эфедрина запрещены к обороту на территории РФ. Как известно,
в христианском таинстве причастия используется вино, содержащее этанол, который
обладает наркотическим действием и служит для изготовления более тяжёлых
наркотиков - в частности, хлороформа и эфира. Однако на основании этого
здравомыслящий человек не будет утверждать, что христиане используют в своей
практике ритуальный наркотик.
Утверждение о том, что в Гатах Заратуштра отвергает культ Хаомы, ошибочно.
Как уже было сказано выше, Заратуштра являлся учителем веры, а не
революционером или ниспровергателем. В Гатах вообще нет упоминаний о
существующей в момент их первого исполнения религиозной практике. Гаты - это
возвышенные гимны, посвящённые Ахуру Мазде.
В тексте статьи говорится о крайней веронетерпимости, присущей Благой Вере.
Это чистой воды ложь и клевета. В качестве доказательства приводится запрет на
заключение брака с иноверцами и насаждение религии силой оружия. Брак с
иноверцем допускается заратуштрийской традицией, но не приветствуется. Это
обычная практика для любой религии. Как, например, отнесётся Православная
Церковь к тому, что православная девушка выйдет замуж за мусульманина?
Относительно насаждения веры силой: единственный исторический факт, который
можно истолковать подобным родом – это войны Персии на Кавказе. Однако автор не
учитывает то обстоятельство, что исторически эти земли входили в состав
Персидской империи. Большая часть аристократии Кавказа имела иранское
происхождение, и её отречение от Благой Веры в пользу христианства
воспринималось как вероотступничество и политический сепаратизм. Поэтому речь в
этом случае можно вести о возвращении в Благую Веру территорий и народов, ей
ранее принадлежавших, то есть о защите, а не о завоевании и агрессии. На фоне
богатой истории насаждения своей веры христианами, мусульманами или геноцида со
стороны ветхозавтных сынов Израиля в отношении завоеванного населения Палестины
Благая Вера выглядит самой мирной из перечисленных религий. И это действительно
так. Наша Вера запрещает насилие над человеком в вопросах веры, как прямое, так
и завуалированное, в виде манипулции сознанием, посредством обещаний,
запугивания или с помощью изощрённого богословия.
Если мы возьмём более глубокий исторический пример, то увидим веротерпимость
Благой Веры со всей очевидностью. Как известно, именно царь Куруш завоевал
Вавилон и дал свободу порабощённым им народам. Народам не только было позволено
вернуться к себе на родину, им была оказана помощь в восстановлении городов. В
это время из вавилонского плена были освобождены евреи, которые позже в книге
Исайи с благодарностью назвали царя Куроша не иначе как «Машиах» - Спаситель,
Мессия. Второй иерусалимский храм строился на деньги персидской казны. Евреи
служили в ахеменидской армии далеко за границами Палестины, например, в Египте,
где они имели свободу своего вероисповедания и даже получали поддержку в
конфликте с египетским жречеством. На территории Персии изначально существовали
христианские общины. Притеснение их началось только тогда, когда христианство
стало государственной религией одной из двух тогда существовавших мировых
держав – Рима, вечного противника Персии. Понятно, что христиане в составе
Персии представляли пятую колонну, до тех пор, пока большая часть общины
(несториане и монофизитсты), не порвала отношения с внешним источником влияния.
После этого отношение к христианам стало опять вполне благожелательным. Кроме
христиан, на территории Персии долгое время существовали буддийские общины, а
также множество разных малых религиозных групп.
В заключении, хотелось бы сказать следующее: Русский Анджоман уважает и
ценит роль Русской Православной Церкви в истории нашего народа и государства,
признаёт особую значимость деятельности Церкви в сфере духовного и
нравственного воспитания народа, решения социальных проблем общества. Мы верим,
что в секулярном мире, мире повсеместной пропаганды неверия и насаждения
нравственной слепоты традиционные конфессии, признающие всеблагого единого Бога
Творца являются союзниками, а не конкурентами. Не разделяя идей экуменизма, мы,
тем не менее считаем, что мирное сосуществование, взаимное уважение и
межконфессиональное сотрудничество между православными и заратуштрийцами в
России не только возможно, но и необходимо. На наш взгляд сотрудничество вполне
достижимо не только на уровне духовенства, но и на уровне мирян. Одной из сфер,
в которых такое сотрудничество востребовано особенно остро является
деятельность по борьбе с псевдорелигиозными организациями, тоталитарными
сектами, мошенниками от религии. Однако необходимым условием такой работы
является нравственная и интеллектуальная честность людей её осуществляющих.
Если же под внешне благообразным лозунгом спасения душ человеческих скрывается
всего лишь механизм чёрного пиара и клеветы, направленный против иноверцев,
уверенно можно сказать: последствия будут тяжкими не только для конфессии,
представителем которой являются лицемеры, но и для всех религиозных людей и
приверженцев традиционных ценностей. Именно такого сорта "апологеты" укрепляют
общество в мнении о том, что "религия - опиум для народа", причём религия
любая
Мы надеемся на то, что разум и стремление к Истине восторжествуют в вопросе
межконфессионального общения.