В марте месяце, в преддверии заратуштрийского праздника Навруз на экраны кинотеатров вышел фильм Зака Снайдера «300 спартанцев» Кинолента снята по мотивам комикса Фрэнка Миллера. Действие картины разворачивается в воображаемом мире античной Греции. В основе сюжета лежит реальный подвиг спартанцев, защищавших Фермопильский проход во время наступления войска персидского царя Ксеркса.
Сюжет и детали фильма, по всей видимости, рассчитанного на двоечников-тинейджеров, настолько сильно отличаются от реальной истории, что можно говорить о достоверности не более чем имён и названий. В фильме нет ни одного перса, как нет и ни одного спартанца. Спартанцы представлены кровожадными, дикими, бессмысленными машинами для убийства, попавшими в ловушку благодаря глупости и кичливости истеричного царька Леонида. Персы... Манерный Ксеркс, одержимый идеей собственной божественности и наряженный исключительно в пирсинг, сделавший бы честь любому африканскому аборигену. Его войско, состоит из гоблинов, мутантов, бойцовых носорогов и горных троллей, кажется, позаимствованных у Питера Джексона.
Критиковать фильм в деталях с точки зрения реальной истории нет никакого смысла. С художественной точки зрения его ценность стремится к нулю. Но он интересен с культурологической точки зрения: как продукт массовой американской культуры, отражающей (а во многом и формирующей) представление среднестатистического жителя США о ближнем Востоке. По словам авторов, они не снимали исторический фильм, а творчески переосмысли подвиг спартанцев. Однако результат их творчества удивительно совпал с направлением внешней политики США, которые, по словам многих экспертов, близко подошли к возможности вооружённого вторжения в Иран.
Объяснить то обстоятельство, что столь агрессивный и не политкорректный фильм был снят и вышел на экраны в США, можно, разве что, необходимостью сформировать общественное мнение перед очередной войной на востоке. Задача, в условиях не затихающей гражданской войны в Ираке и постоянно падающего рейтинга президента Буша, непростая, требующая особых методов. Чего стоит пафосная речь, которой заканчивается фильм! Содержание её точно соотвествует шедевру военной пропаганды Ильи Эринбурга времён Великой Отечественной войны "Убей немца!". Конечно с поправкой на актуальную ныне персидскую национальсность.
«Этот фильм - пропаганда против культуры иранцев. Они (Запад) хотят исказить нашу историю и культуру, поставить ее под вопрос, оскорбить. Ни один народ этого не потерпит. Их действия являются враждебным поведением, психологической и культурной войной», - заявил официальный представитель правительства Ирана Голам-Хосейн Ильхам, которого цитируют СМИ.
Если обратиться к истории культуры 20 века, то выяснится, что приведённый пример отнюдь не является новшеством, скорее традицией. Западное массовое искусство обращается к подвигам спартанцев в периоды максимальной мобилизации «цивилизованного мира» для противостояния «восточной угрозе». Предыдущая киноверсия истории трёхсот спартанцев, снятая режиссёром Рудольфом Матэ, вышла на экраны Америки в 1962 году и совпала по времени с годом карибского кризиса. Кризиса, во время которого мир стоял на грани ядерной войны между США и СССР.
Ещё более ранним примером спекуляции на героических образах истории является гитлеровская Германия, провозгласившая себя наследником не только Рима, но и духа эллинизма. Образ бесстрашных героев, вставших на пути лавины «untermensch`ей», был очень любим нацистскими газетами и широко тиражировался в 1942-1943 годах. Шестую армию Паулюса, окружённую под Сталинградом, прямо называли спартанцами того времени, сражающимися с бесчисленными восточными ордами на берегах Волги во имя будущего единой Европы.
Возвращаясь к фильму, следует сказать, что «300 спартанцев» является вопиющей клеветой на античную персидскую и греческую цивилизации, оскорбляющей религиозные чувства заратуштрийцев. Спартанцы действительно были героями и великими воинами. Они знали, за что умирали, и их подвиг был подвигом, а не закономерным результатом чьёго-то раздутого самомнения и бездарного руководства. Персы были ариями, а не мутантами. Доблесть их спартанцы сравнивали толко со своей доблестью. Персидские цари того времени, в частности, сам Ксеркс - действительно великий полководец и создатель наиболее прогрессивной по тем временам империи, были великими защитниками и подвижниками Благой веры.
Заратуштрийцы, по понятным причинам, не являются восторженными сторонниками современного политического режима Исламской Республики Иран, однако это совершенно не значит, что они готовы терпеть ложь и оскорбление своей религии в угоду политическим интересам противников этого режима.