... разве после этого зороастризм не имеет отношения к монгольской религии?
. Большинство религий так или иначе имеют отношение друг к другу, поскольку культуры взаимодействуют между собой. Например, образ Фаравахара идет из Египта и Ассирии, но был воспринят Хахаманиши (Ахеменидами) и в новое время стал символом заратуштрийской религии. Христианство заимствовало многие обряды - например, причастие - из Зартошти Даэна. ?сламский обычай пятикратного намаза - заратуштрийская традиция. Об этом можно написать очень много, и более основательно, чем в Форуме.
Что касается непосредственно монголов - монголы восприняли кое-что и из митраизма, и из религии Заратуштры, об этом есть исследования. Но конечно же это совершенно другая традиция.
Цитата:
Например, вы тут сказали, что стервятники съедают мертвого. А у нас тоже так делали - несли человека на холмик и там оставляли.
Традиция Дохменашини не собственно заратуштрийская. Она существовала в до-заратуштровские времена, во времена Заратуштры и существует по сей день - в основном у парсийских Зартошти. Она существовала на большом протяжении - по всей Азии, иногда наравне с другими способами, и была избрана маздаяснийцами в свое время как наилучшая, поскольку является самой экологичной.
Цитата:
А еще я немного не понял - разве у зороастрийцев законы такие несправедливые? Ведь курица - это ведь жена петуха? А как тогда можно почитать мужа, а жену - не почитать? У нас если оскорбляли хана или ханшу - наказание одинаковое, если жену борджигина или самого борджигина - тоже одинаковое наказание и про всех так было.
. Законы очень справедливые. У Зартошти нет несправедливого деления между полами. Просто - курица не кукарекает . Но я особо отметил, что все птицы благие. Просто некоторые за свои функции больше почитаемы .
Насчет золотой курицы - ничего не могу сказать, о чем-то похожем в заратуштрийской традиции я не слышал. Хотя Сраоша, который связывается с Пародаршем, - участник Ристахеза (Воскресения), поэтому, может какой-то отголосок чего-то общего в этом и есть...
Спасибо, Либерти, за интерес к обсуждению! Доброго дня, Дара и все уважаемые участники Форума!
Вот так иногда одна тема может перетечь в другую, не менее интересную. Даже, скорее, более важную.
Как было обещано, статья "Женщина в Гатах и поздней Авесте" опубликована на сайте. Обсуждение в Форуме, конечно же, приветствуется.
Цитата:
Что касается отношения зороастризма к женщине, то это будет далеко не Франция, хотя у женщины в зороастризме в целом положение гораздо лучше, чем иногда бывает.
Ни одна из известных мне религий, кроме Заратуштри Даэна, не наделяет женщину равными правами с мужчиной - и в духовном плане, и в материальной жизни. Женщина в гатический период могла быть даже священнослужителем, и это не воспринималось как нечто из ряда вон выходящее, а было вполне естественным. В других религиях представить себе подобное достаточно сложно.
Единственное, в чем можно усмотреть некоторое ущемление прав - это изоляция во время месячных, что не есть изначально заратуштрийская или даже арийская дозаратуштровская традиция, и подобное предписание имеется из всех текстов только в тексте сохранившейся сасанидской редакции Вендидада. Об этом более подробно написано в опубликованной статье.
Цитата:
Праведен тот, кто родил много сыновей, а про дочек ничего не сказано. ? тот, кто родил много девочек, награду от правителя не получит. Но это разве особенность зороастризма?
Это скорее особенность ислама. Для мусульманина рождение девочки - действительно горе, поскольку она могла лишиться жизни раньше срока, если ее муж умирал. У Зартошти же упоминание о "многих сыновьях" идет, по видимому, из древней эпохи, когда основой существования общества являлся класс воинов, воспроизводство которых, скажем прямо, было не последней задачей . Потому и рождение защитников народа считалось великим делом. Но нигде не отмечено, что рождение девочек считалось дурным, недостойным.
Возможно, конечно, что это уже "продукт" позднего усиления роли мужчины в обществе - хотелось бы услышать мнения об этом.
Цитата:
Кто участвует в праздничных церемониях? Мужчины. Женщины смотрят с крыш.
? Мы говорим о Зартошти Дин? Все принимают участие в джашн! ? женщинам всегда добро пожаловать для участия в празднике наравне с мужчинами в общем единстве в Аша на радость Мазде Ахуре!
Я все больше удивляюсь, как ваша религия похожа на монгольскую, конечно, очень древнюю - мы ее сами только по легендам помним. Я спрашивал о золотой курице. Ну там мог же быть и петух? Главное, что он - муж курицы, а в легенде там дана женская героиня. ? у нее два брата на конях из ветра и снега. Наверное, это как-то связано с силами природы? Они ей тоже помогают воевать против злых сил. А еще там есть такое очень интересное событие, когда золотая курица становится прекрасной девушкой, ее братья старики становятся могучими батырами, а все умершие оживают, и хан Бямба уже состарился. Ему в этом мире места нет, и он навсегда уходит, потому что его убить никто не может или не хочет. А все оживают, и в мире все зло исчезает, и все счастливы навеки.
Вот такая у нас есть легенда, которая напоминает мне то, что я здесь у вас прочитал и узнал. Может, вы сможете найти нужную параллель в этих образах?
То, что Вы говорите, Болот-Тэмур, вероятно, напрямую восходит к митраизму, или к незороастрийской Мазда Ясне. Как писал профессор-иранист В. ?. Абаев, "Субстратные явления могут обнаружиться много спустя после того, как субстратная этническая Среда давно исчезла или растворилась, а ее язык перестал бытовать на данной территории" (Абаев В. ?., М., 1965, стр. 4.
Необходимо помнить, что не только в древности, но даже и в раннем средневековье географическое понятие ?ран означало гораздо большую территорию, чем современное государство ?ран. В древности ?раном назывались земли, где, собственно, проживали ираноязычные племена вплоть до Сарматов, Саков-Массагетов и Хорезмийцев. Граница этого скорее этнического, а не государственного объединения с Тураном (под которым также подразумевались иранцы, но кочевники, а не земледельцы) проходила по реке Сырдарья, носящей в древности название Канг.
Подлинная "этническая" граница между индоариями и алтайцами-тюрками в эпоху Заратуштры (андроновская культура II тыс. до н.э.) проходила по реке ?ртыш на востоке и горным хребтом Алтая и Тянь-Шаня на юге. Это движение протоиндоариев во II тыс. до н.э. на Восток до Алтая (Alto - Altus - высокий, лат.) вынудило предков современных японцев и корейцев, которые таже являются алтайцами по происхождению, мигрировать к побережью Тихого океана.
О присутствии индоариев во II тыс. до н.э. на Алтае свидетельствует иранский пласт уже в так называемой тюркской мифологии. Что и говорит само за себя о том, что это явление древнее. В мифах алтайцев, записанных В. В. Радловым, верховный бог называется Хан-Курбустан, что является ничем иным, как переводом на тюркский язык имени верховного творца Ахура-Мазды в религии Заратуштры. Как пишет Х. Короглы: "Не только совпадение имен богов доказывает связь между двумя генетически разными народами, но и структура мифа" (алтайцев. - прим. автора) (см. статью Х. Короглы "Художественные каноны и видоизменения канона" в сб. "Фольклор". М., 1988, стр. 105).
О том, что индо-арии, пришедшие на Алтай во II тыс. до н.э., вышли именно с Южного Урала, говорит имя Деик, божества земных вод алтайцев. Какого-либо гидронима Деик на Алтае не обнаружено, иными словами, реки или озера с подобным именем - Деик на Алтае не существует, что и свидетельствует, в свою очередь, о том, что предки современных алтайцев заимствовали это имя - понятие у пришедших с Южного Урала с берегов Вахви-Даитьи-Деиха индо-ариев во II тыс. до н.э.
?нтересно отметить, что у монголов сохранилось произношение иранского имени верховного творца Ахура-Мазды, более близкое к оригиналу, как Хурмусда, а у бурятов - Хурмус. Древние, развитые контакты иранских народов Средней Азии с тюрко-монгольскими народами Центральной Азии и Сибири имели место еще до проникновения манихейства на Восток в 3 веке и возникновения Уйгурского манихейского царства в 8 веке, поскольку Согдийцы имели свои торговые фактории во всех местах проживания тюрко-монголов, с которыми вели постоянную и оживленную торговлю.
Текст "покаянной молитвы манихеев" - Хуастуанифт, который сохранился на уйгурском языке, датируемый VII в. н.э., написанный манихейско-сирийским алфавитом, перевод которого осуществил С. Малов, свидетельствует о том, что на протяжении более чем двух тысяч лет иранцы и алтайцы оказывали друг на друга мощное культурно-религиозное и просветительское воздействие.
Мазда Ясна.
Мазда Ясна, которая зародилась у древних индо-иранских племён, восходит к началу 2 тыс. до н.э. - и согласно Авесте, первым человеком получившим откровение (Мазда Ясну) от Всевышнего был Вивахвант - отец Йимы.
Йима - III Царь Парадата (Джамшид)
По "Авесте" Йима считается братом Тахма-Урупы ("Бундахишн" 31.3.), который стал III царем Парадата. Его царство длилось 700 лет и называлось "золотым веком". Йима по приказу Ахура-Мазды воздвиг Вар - ограду и спас людей от зимы, налетевшей с холодным ветром с севера. Возможно, в "Авесте" упоминается строительство предками башкортов - арийцами города Аркаима, в Арьянам-Вэджа.
По "Шах-Наме" Джамшид (Йима) разделил иранцев на 4 сословия: жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников и заставил бесов работать на людей, изготавливать кирпичи и делать дома.
Деление Джамшидом иранцев на 4 сословия опосредственно подтверждается структурой современного деления кордов-езидов на касты, по которому Глава общины - Шейх, ему подчиняется - Пир, ему подчиняются - мюриды (военные), затем идут кавалы (сборщики налогов) и замыкает иерархическую лестницу миряне - ремесленники, земледельцы, скотоводы. Браки между всеми кастами, кроме мирян, запрещены, и вследствии этого генеалогия той или иной касты остается "чистой" от инородного влияния и нередко возраст той или иной замкнутой касты исчисляется тысячью и более годами! Подобное кордскому, деление народа на 4 касты мы наблюдаем и в современной ?ндии, привнесенное арийцами с севера Урала в Хиндостан во II тыс. до н.э.
Первая каста - брахманы (жрецы). Вторая каста - кшатрии (воины). Третья каста - вайшья (ремесленники, земледельцы). Четвертая каста - шудры (туземные чернокожие дравидские племена, не ассимилированные светлокожими арийцами).
Браки между кастами в ?ндии, как и у кордов-езидов эндогамны, кроме касты шудр.
Как писал известный философ Сарвепалли Радхакришнан, кастовая система "оказалась спасением для страны", поскольку каста оказалась "единственным средством сохранить культуру расы, которой грозила серьезная опасность раствориться в суевериях массы туземного населения...", и каста есть ни что иное, как "... закрепление, словно железными обручами, существующих культурных и расовых особенностей... Только каста дала возможность различным расам жить вместе и существовать без взаимного кровопролития" (см. С. Радхакришнан. "?ндийская философия", М., 1956, стр. 91).
Кастовая система, таким образом, способствовала сохранению мира и социального порядка. Деление людей на касты, в нашем случае арийцев - иранцев, возводится "Авестой" к Йиме, и в "Шах-Наме" к Джамшиду, сыну Вивахванта - Вивасванта, известного и в "Риг-Веде". Впоследствии и по "Авесте", и по пехлевийскому "Ривайату", и по "Шах-Наме" Йима - Джамшид согрешил тем, что "соблазнился лживой мыслью" ("Яшт" 19.33.). Он возгордился, возомнил себя равным богу, вследствии чего Ахура-Мазда отвернулся от Йимы - Джамшида и божественная благодать - Хварна покинула его. В мир снова вошло злое начало, а престол ариев захватил трехглавый змей Ажи-Дахак.
По многочисленнейшим просьбам наших школьников и студентов, которым учителя массово задают писать рефераты на теме по Авесте, просим открыть тему "Птицы и их значение в Авесте". В теме "Заратуштрийская символика" братарш Джамшид написал несколько прекраснейших постингов о птицах, и можно надеяться на их собирание здесь и дополнение.
Ашэм Воху Вахиштэм Асти!
От Администратора Форума: тема уже существует, я объединил новые постинги с предыдущими. Прошу продолжать!
О птице Каршипт сказано в "Бундахишне": "... Каршипт - та, которую называют "čark". В пехлевийском тексте указано čark, Чунакова сопоставляет это c новоперс. čarγ и дает перевод "ястреб", хотя и сомневается в правильности перевода. Возможно, более подробное исследование пехл. čark может пролить на это свет.
Птица Хомай (Хумай, Хома) иногда отождествляется с авест. Саэной Мэрэга (пехл. Сен-Мурв), а иногда выступает как отдельный образ. ?ногда ее изображают в образе такого Тяни-Толкая - так на колоннах в Персеполисе. Но это скорее элемент декорации, показывающий ее бдительность (смотрит во все стороны). А вообще вот она:
Джамшид, это -- природное изображение или символическое?
Когда делали независимые герб и флаг Узбекистана, на обсуждение в газетах напечатали изображения птиц и львов.
Птицы действительно живут в Ариане. Львы -- являются символом, могли ли люди в Ариане видеть живого льва -- вопрос к зоологам, может быть, этот символ принесён из стран авраамитов.
В Авесте есть птицы: -- Saena Mэrэga -- Cен-мурв, Семург. -- Каршиптар- -- Паро-дарш 'первым видящий' (зарю) (-- и поющий об этом -- петух) -- и другие.
Мазда сказал о Каршиптаре на вопрос Заратуштры, кому Он дал Знание раньше: -- Это была птица Каршиптар. В Арийских текстах есть птица HU-MAYA- -- Добро-Магическая. В Cредней Азии она называется HUMAY. Её и выбрали на герб Узбекистана. Над нею изображена восьмиугольная звезда. Об этой звезде говорили (, говоря ), что это -- знак Анахиты. Кто может что сказать об этом?
Ахемениды имели орла, Сасаниды -- добавили льва.
Ашэм Воху Вахиштэм Асти!
QUOTE(Pyc_Ivan)
Rustam, а как птицы Каршиптар и HUMAY называются на русском? ?ли это мифологические образы?
Обе они, а, возможно, что и все птицы, имеют и мифологические абстрактные смыслы, и реальные зоологические.
Каршиптар- -- морфологически близко к Каптара-. Сейчас так в Ташкенте называют голубя -- Каптар, в винительном падеже -- Каптара.
В древнеиранском есть близкие формы, например, Капаута- 'голубой'. ГОЛУБой -- общекоренное с ГОЛУБь.
В форме КаршиПТАР- часть ПТАР- весьма хорошо соответствует русским словам ПТАХа, ПТАшка, ПТица, греческому ПТЕРО- 'птица'. Эти формы выводят из "индоевропейской" формы ПАТ- 'ПАДать', 'летать'.
В персидском есть Кабутар -- голубь.
Хумай -- так в сказках называют Птицу Счастья, Семурга. В природе так же называют некоторые виды соколов.
В древнерусских текстах есть волшебная птица Гамаюн, её имя происходит от ХУМАЙ.
Замечу, однако, что коренное значение авестийского корня vap- - "ткать", а не "вопить". ? персидский глагол bāftan (тадж. бофтан ), происходящий из среднеперс. vāftan, означает "ткать".
Поэтическая речь сравнивается с тканием. Отсюда гатические слова vafu- - буквально "ткань" - "поэтическая речь" и ufya- "превозносить", "произносить поэтические славословия" - буквально опять "ткать". -----------------------------
Прототипы большинства авестийских мифологических птиц - птицы хищные.
Саэна - значит "орел" или "сокол". (в Авесте упоминается гора - "Упаири-Саэна, покрытая снегами" - Надорлиная.) Его ведический родственник - шьена - птица, которая похитила растение сому с высочайшей горы для ?ндры и людей. Ведическое слово - родственник авестийского "meregho - птица" - mrga значит просто "животное, зверь". Напр. mrga hastin - "рукатый зверь" - слон. В персидском слово mоrq значит "курица" или реже птица вообще. ?значально Саэна мерега - архетипическая птица, царь птиц, которая разбрасывает взмахами крыльев семена с дерева Гокирн на землю. От скифо-сарматских представлений о такой птице происходит древнерусская птица Семарьглъ. В позднейшую эпоху персидский Сенмурв приобрел облик грифона - зверя-птицы. Не последнюю роль здесь сыграло отождествление начального компонента имени со среднеперс. sen - "женская грудь", т.о. Сенмурв стал как бы птицей, кормящей молоком. В новоперсидскую эпоху имя, ставшее звучать как Симург, перестало отождествляться с грудью, зато si - по-новоперсидски значит "тридцать". Это созвучие (Симург-тридцать птиц) блестяще обыграно суфийским поэтом Аттаром в поеме Мантик-ат-тайр - "Беседа птиц" (на персидском языке) -----------------------------
Каршиптар - скорее всего значит "раздирающая (плоть) птица". Ср. karshvar - "континент", "отрезок земли" - от глагола kar - "резать" (ср. тадж. корд - "нож")
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах