Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Чт Сен 25, 2003 5:18 pm Заголовок сообщения:
Доброго дня, Jain и Drakonysh!
Если мир и пропитан злом - это не означает, что его природа есть природа зла. Создатель Ахура Мазда создал наш мир, нашу Вселенную, Гэуш Урван - Мать-Землю как благое творение. Существование зла не есть часть творения, оно противостоит творению и не является его сущностью. ?менно это выдвигает концепцию дуализма заратуштрийской религии. Вы знаете, безусловно, что заратуштрийцы считают Создателя совершенно благим и вне всякого зла. См., например, "Шканд-Гуманиг Визар" 8.111: "... если принять, что от Бога происходит и добро, и зло, то его нельзя было бы назвать всеблагим". Совершенный и Мудрый Создатель создает лишь благо, и Вселенная, созданная ?м, не является злой по сути своей. Также см. "Шканд-Гуманиг Визар" 8.117-123: "Можно возразить, что, тем не менее, такая исключительная сущность, как человек, совершает и добрые, и злые дела; но дело в том, что человек несовершенен ни в одном отношении. Будучи несовершенен в отношении добродетели, он дает начало злу; поскольку он несовершенен в отношении здоровья, он подвержен болезням; и по той же причине он умирает, ибо причиной смерти является столкновение двух противоположных начал в одной сущности, а там, где оба противоположных принципа сходятся в одной сущности, неизбежны болезнь и смерть".
Человек, творящий зло, не действует в соответствии со своим местом во Вселенной. Он противостоит сущности этой Вселенной и тем самым сущности своей как благого творения и сущности Создателя как носителя и источника Блага. ? ограничено во времени именно зло. Но, как сказано в заратуштрийских текстах, одним из деяний ахримана (то есть последствием неверного мышления) было то, что настоящее положение вещей часто бывает неясно человеку, и он может следовать ложной доктрине вследствие своего заблуждения.
Действительно, полное счастье Ушта для всего человечества достижимо лишь тогда, когда каждый поймет и примет закон Создателя, закон Добра и Праведности - Аша. Но каждый из нас может предпринять усилия для этого, идя по пути развития качеств Амеша Спента, которые показывают гармоничный путь развития, путь достижения гармонии для своей души и своего тела и в конечном счете для всего человечества.
Что касается понятия Саошьянт - написанное мной также будет в согласии с написанным Драконышем. В свое время я написал небольшое эссе по этой теме, но, поскольку этот вопрос возник, я процитирую написанное снова (с небольшими сокращениями):
"... Само авестийское слово "Саошьянт" означает "Спаситель", "Благодетель". В одном из наиболее древних и основополагающих зороастрийских источников, а именно - Гатах Ашо Заратуштры, это слово встречается 5 раз: Ясна 34.13, 45.11, 48.9, 48.12 и 53.2. Давайте рассмотрим подробнее эти фрагменты Гат.
В Ясна 34.13 Заратуштра говорит о том, что его Религия - путь, основанный на учении Саошьянтов. Таким образом, он не только приносит свое Откровение - он принимает также все благое, что люди дарили миру до него. Современная парсийская традиция называет Саошьянтами некоторых благих глав Маздаясны, а именно - Гайомарда, Хошанга, Техмураспа, Хаому, Джамшида, Феридуна, Кей Кавуса и Кей Хосрова. Это личности, которые особо отмечены в Маздаясни Заратуштри Даэна в силу своих заслуг перед человечеством и блага, которое они принесли миру.
В Ясна 45.11 Саошьянты охарактеризованы как мудрые люди, истинные помощники религии.
В Ясна 48.9 говорится о том, что они должны знать о законе последствий, то есть т.н. миждем.
В Ясна 48.12 Саошьянты снова охарактеризованы как мудрые, ведомые Воху Мана (Благим Разумом), дела которых вдохновляются Ашей (?стиной, Вечным Законом Мироздания) в согласии с учением Мазды, как побеждающие ненависть и дарящие любовь и мир.
Наконец, в Ясна 53.2 Заратуштра называет Саошьянтом себя (говоря о себе в третьем лице), поскольку он пророк и вдохновитель веры для Виштаспы, Фрашаоштры и всех первых его последователей.
Таким образом, из Гат ясно следуют следующие заключения:
1) Саошьянт не есть имя какого-то конкретного исторического или мифического лица. Это титул, характеристика человека как благодетеля.
2) Саошьянты, спасители человечества, существуют во все времена, и благодаря им мир продолжает свое существование.
Нигде в Гатах не упомянуты 3 Пророка, о которых идет речь в поздней пехлевийской литературе. Собственно, представление о 3 Саошьянтах, имена которых Хушедар, Хушедар-мах и Саошьянс (искаженное от Саошьянт) появляется после Заратуштры в развитие понятия о 3 тысячах лет эпохи разделения Визаршан. Согласно поздней традиции, в каждую тысячу лет этой эпохи (не календарную, а символическую тысячу лет, о чем особо упомянуто в "Мину-и Храт") должен придти один из Саошьянтов. Последний Саошьянт иногда отождествляется с Митрой.
Следует заметить, однако, что, как показывают Гаты, понятие Саошьянт шире, нежели обозначение 3 личностей человеческой истории в будущем. Фактически, Саошьянты, как упомянуто ранее - мудрые люди, укрепляющие и продвигающие вперед мир, в котором они живут. Это иллюстрирует Ясна 48.12, где слово употреблено в сочетании "Саошьянто Дахьюнам", что означает "благодетели земли/селения/области". То есть каждая земля держится благодаря своим Саошьянтам.
Пусть мы все будем Саошьянтами своей земли, вместе со всеми добрыми людьми ведя человечество к Великому Обновлению Мира - Фрашокерети!
Добавлено: Пт Сен 26, 2003 5:32 am Заголовок сообщения:
Здравствуйте!
?нтересно, что приведенная Джамшидом интерпретация понятия Саошьянт очень похожа на понятие Тиртханкара в джайнизме. Джайнская традиция говорит о существовании 24 тиртханкаров - просветленных правителях, несших в мир истинное знание, истинное видение и истинное понимание. Мне кажется, это еще один косвенный аргумент в пользу того, что и зороастризм, и джайнизм когда-то в древности имели либо общие корни, либо пересечения.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах