Любая монотеистическая религия (в т.ч. и Маздаясна)
Ну кто-нибудь мне, наконец, связно объяснит, почему Маздаясна есть монотеизм? ?ли всё сводится к тому, что вам просто нравится так считать, а считал ли так Заратуштра, вам совершенно не важно?
Цитата:
Попытайтесь найти в Новом Завете его обоснование. Ничего, кроме поздневставленных деклоративных форм типа "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" не найдете.
Вынужден констатировать, что здесь вы заблуждаетесь. Формулировка "Бог, Слово и Дух Святой есть одно" - содержится уже в посланиях Павла.
Добавлено: Пн Ноя 24, 2003 7:55 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Тогда и индуизм есть монотеизм. ?бо всё есть проявления Атмана.
Вот именно, я и говорю, что четкой градации нет. А потому обсуждение, монотеизм ли Маздаясна, лишен смысла, как лишен смысла вопрос, монотеизм ли христианство, монотеизм ли иудаизм, монотеизм ли ислам. Любую религию можно понимать моно, а можно политеистично, кому как больше нравится. В Библии же тоже упомянуты ангелы, даже бравшие в жены земных женщин, от которых рождались исполины. В общем, никто Вам ничего вразумительно не объяснит, потому что нет предмета.
Добавлено: Пн Ноя 24, 2003 8:26 am Заголовок сообщения:
Да, и еще все зависит от того, как перевести текст. Скажем, если все библейские имена Бога (или богов?) переводить как Господь, то действительно может сложиться иллюзия, что это монотеизм. А если переводить дословно, как написано, то...
Добавлено: Вт Ноя 25, 2003 8:14 am Заголовок сообщения:
Ну, есть молитва и молиттва. По-русски все едино, а в том же Новом Завете ап. Павел перечисляет множество понятий для обращения к Божеству. Одно дело - публичный культ, и тут призывать можно кого угодно, лишь бы было оправдано с точки зрения данной общины. То же и всякие заклинания, заговоры и проч. занятия джадугаров и паирик. Причем здесь можно и без согласия общины обойтись, поскольку главное тут - получить какой либо профит хоть от кикиморы. ? совсем иное - молитва личная. Для человека постороннего и никогда не пробовавшего, что это такое, это - абсолютный субъективизм, и никакие книги при этом не помогут, если при этом нет опытного наставника. Вообще, я согласен с Платоном, сказавшим, что тот, кто изобрел письменность, оказал дурную услугу человечесству. Библейский апокриф Книга Еноха тут еще более конкртетна: это сделал злой дух Азазель. ? еще как раз-таки для всяких джадугаров и паирик письменный текст и формулы сущий клад, т.к. сами по себе обладают магической силой.
Добавлено: Вт Ноя 25, 2003 10:39 am Заголовок сообщения:
Цитата:
Ну, есть молитва и молиттва. По-русски все едино, а в том же Новом Завете ап. Павел перечисляет множество понятий для обращения к Божеству. Одно дело - публичный культ, и тут призывать можно кого угодно, лишь бы было оправдано с точки зрения данной общины. То же и всякие заклинания, заговоры и проч. занятия джадугаров и паирик. Причем здесь можно и без согласия общины обойтись, поскольку главное тут - получить какой либо профит хоть от кикиморы. ? совсем иное - молитва личная. Для человека постороннего и никогда не пробовавшего, что это такое, это - абсолютный субъективизм, и никакие книги при этом не помогут, если при этом нет опытного наставника. Вообще, я согласен с Платоном, сказавшим, что тот, кто изобрел письменность, оказал дурную услугу человечесству. Библейский апокриф Книга Еноха тут еще более конкртетна: это сделал злой дух Азазель. ? еще как раз-таки для всяких джадугаров и паирик письменный текст и формулы сущий клад, т.к. сами по себе обладают магической силой.
А какое отношение имеет все сказанное к монотеизму Маздаясны? Письмо - единственный способ сохранить традицию для адептов и для историков.
? все-таки мне кажется, что вместо любых разговоров, а особенно таких как этот, лучше возносить молитвы об исцелении Матери-Земли, человечества и Всего Сущего ').
Добавлено: Пт Ноя 28, 2003 9:01 am Заголовок сообщения:
Увы, для адептов письмо - лучший способ предать традицию, ибо в таком виде она открыта для непосвященных, каковыми слишком часто являются историки. Учение же о Едином вообще принадлежит к наиболее таинственным, ибо что касаемо до дефиниций, то тут как с рагу из зайца: прежде, чем его сделать, надо иметь самый продукт. В данном случае - опытное соприкосновение с Предметом поклонения. Но вот в том-то и загвоздка, что никакой наш опыт не в состоянии дать нам понятие о чем-то, что совершенно уникально по числу, роду, природе и т.д. и что существует, таким образом, независимо от нашей воли и представлений о нем. Для этого и существуют мистерии и посвящения в них, приготовляющие адептов.
Другое дело - проявления Единого вовне, составляющие некий зримый нами облик Единого, символом коего является судрэ. Тут утверждения новоевропейских умников, что человек сам творит своих богов, недалеки от истины. Ведь не греческий ум создал "Махарабхату", а "Эдду" - не китайский. Это, собственно, и есть исторический опыт каждого народа в области познания путей Премудрости.
Добавлено: Пн Дек 01, 2003 10:39 am Заголовок сообщения:
QUOTE(Svyatich @ 24.11.2003, 01:31)
Ну кто-нибудь мне, наконец, связно объяснит, почему Маздаясна есть монотеизм? ?ли всё сводится к тому, что вам просто нравится так считать, а считал ли так Заратуштра, вам совершенно не важно?
Попытаюсь пояснить "связно". Думается, вообще следует несколько переформулировать вопрос зороастрийского монотеизма и политеизма. Следует, по моему мнению, понять, как возвышенное гатическое учение Заратуштры об Ахура Мазде переродилось в довольно заурядный национально ограниченный языческий культ сасанидского ?рана, который после встряски арабским завоеванием оказался практически неспособным к саморазвитию, способным только законсервироваться внутри малочисленной общины.
Единственная сколько-нибудь последовательная монотеистическая религия человеческой истории - это ислам. Но даже там, если отбросить культы местных аулийя (святых), на вполне законных основаниях существуют ангелы, выполняющие разнообразные функции. Но, в отличие от многих других религий, молиться им нельзя.
Что же мы видим в Гатах, как непосредственных словах первого пророка Заратуштры? В Гатах отсутствует такое важное для монотеизма обозначение Бога как "Единый" (кораническое "ахад"). Зато очень часто в разных контекстах Ахура Мазда определяется как Первый (paouruyo) и как Творец (что созвучно с Кораном, datar, damish, thworeshtar). Все остальные теологические сущности явно ставятся Ему в подчиненное положение наподобие мусульманских мелеков-ангелов. В описании их Заратуштрой, в обращениях к ним за ними просматривается очень мало личностного начала, которое бы отделяло их от собственно атрибутов и эпитетов Мазды. Гаты не знают и такого понятия как Амеша Спента - Бессмертные Святые. ? самое главное, сколь и известное: проповедь Заратуштры направлена именно против дэвов - племенных богов, богов-героев и их воинственных почитателей.
Все остальные разделы Авесты отличаются от Гат коренным образом (несмотря на то, что часто их цитируют, но и эти цитаты воспринимаются как магичесие заклинания и просто вырваны из контекста).
Большинство разделов Ясны представляют собой настоящую классическую языческую литургию. Особенно выразителен т.н. Хом яшт. Все это возвращение старых верований, лишь поверхностно сдобренных монотеистической приправой. Выделить можно только Ясну Семиглавую (она хоть и имеет внешне языческие жреческие формы, все-таки пронизана почитанием Мазды и его благих творений как исходящих от него) и богословские, довольно мудреные объяснения главных маздаистских молитв (Y 19-21).
?деологическая основа Видэвдата - дуализм (что понятно, ведь в нем затрагиваются вопросы бытового противостояния вселенскому злу со стороны маздаяснийцев), который оставляет мало места языческим богам-язатам.
Настоящий апофеоз зороастрийского политеизма наблюдается в Яштах. Религия яштов - это практически неприкрытое язычество, включающее в себя культы таких божеств как Митра (агрессивный герой), Анахита (богиня-мать и богиня плотских прелестей) и многих других - все это классическое индоевропейское и даже шире язычество.
Т.о. понятно, что со времен появления зороастрийской Ясны зороастризм - фактически языческая религия. Несмотря на пламенную проповедь принципиально новой религиозной системы, Заратуштре не удалось сломить языческую инерцию иранцев. Тем не менее, он остался в глазах своих последователей, пошедших на компромисс со всем тем, с чем пророк боролся, весьма почитаемой и авторитетной личностью. Восприятие личности Заратуштры в ?ране очень напоминает отношение на Украине к великому украинскому философу Г. С. Сковороде. Философские и теологические возвышенные мысли его оказались совершенно недоступными простому люду. Но зная его как подвижника, человека святой души, народ весьма почтительно относится к его памяти, часто наделяя его в рассказах сверхъестественными магическими чертами.
Возвращаясь же к зороастризму, небезинтересно поставить перед теми, кто называет себя его современными последователями, вопрос: как они относятся к внегатической Авесте, по сути противоречащей Гатам?
Добавлено: Пн Дек 01, 2003 10:45 am Заголовок сообщения:
QUOTE(Svyatich @ 24.11.2003, 01:31)
Вынужден констатировать что здесь вы заблуждаетесь. Формулировка "Бог, Слово и Дух Святой есть одно" - содержится уже в посланиях Павла.
Кстати, о христианстве. Я имел в виду прежде всего не теологические измышления апологета, теоретика и практика Павла, а живые свидетельства о жизни ?исуса и слова самого пайгамбара ?сы, т.е. ?нджиль (Евангелие).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах