В какой мере ницшевский Заратустра схож с пророком Заратуштрой? Я знаю, что они оба арийцы. Читал книгу самого Ницше, но не пойму. ? вообще, достойно ли почитания произведение Ницше среди зороастрийцев?
А Вы голливудский фильм "Чингис-хан" смотрели? В какой мере Чингис-хан в исполнении Омара Шарифа схож с настоящим Чингис-ханом? Соответственно, могут ли монголы чтить этот фильм, как свою святыню?
Меня неправильно поняли... (или может, я неправильно выразился). Я имел в виду чтить не как святыню, а просто разделять философию Ницше - не перечит ли она укладу жизни зороастрийцев. Ведь в зороастризме Заратуштра - пророк. А у Ницше Заратустра, можно сказать, атеист-богохульник.
Я приведу фрагмент моего интервью рассылке "Введение в религиоведение":
"- Каково влияние зороастризма на Западную культуру? Что Вы думаете по этому поводу? ?... как Вы относитесь к Ницше?
- Я предполагал, что вы зададите этот вопрос. Да, действительно, у многих имя Заратуштры ассоциируется прежде всего с книгой Ф. Ницше "Так говорил Заратустра". Но следует познакомиться и с автобиографией Ницше "Ecce Homo" и прочитать написанный им же комментарий к своей книге: "Никто не задал мне вопрос, а его следовало бы задать, что означает имя Заратустры именно в моих устах, в устах первого имморалиста: ибо как раз то, благодаря чему этот перс занимает столь исключительное положение в истории, прямо противоположно моим воззрениям. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей Заратустра первым создал это роковое заблуждение, мораль, следовательно, он должен быть первым, кто познал его. Не только потому, что его опыт шире и многообразнее, чем у любого другого мыслителя, гораздо важнее то, что Заратуштра правдивее их всех...".
Ницше не был зороастрийцем. Более того, его Заратустра тоже не был Пророком, принесшим людям Благую Веру! Зороастризму чужды понятие "сверхчеловека", анархический лозунг "Бог умер", и уж тем более отрицание нравственности и морали. Ницше - это зороастризм, вывернутый наизнанку. Точно так же, как были вывернуты наизнанку фашистами понятия "арья" и древнее солярное изображение свастики...
Зороастризм как самая древняя монотеистическая религия оказал влияние на религиозную доктрину многих религий, и тем самым опосредованно воздействует и на западную культуру также. Что касается непосредственного воздействия - здесь влияние зороастризма проследить достаточно сложно. Это связано в первую очередь с тем, что активного прозелитизма в зороастризме не существует, а сама Авеста, несмотря на свою многотысячелетнюю историю, попала к западным ученым лишь в середине XVIII века. Тем не менее, кто знает, какими были бы люди запада и люди востока, если бы не Заратуштра. Не тот, образ которого создал Ницше, а тот истинный Заратуштра, который родился около четырех тысяч лет назад".
Вот, не смогла пройти мимо литературной темы! Да, конечно, назвал Ф.Ницше своего несколько параноидального героя Заратустрой. Но только к настоящему пророку Заратустре он не имеет никакого отношения.
? вот тут очень хорошо просматривается воздействие именно талантливого литературного произведения. То есть когда выдуманный герой "замещает" собой реально существовавшего человека.
Ницше скорее можно отнести к Поэту, с большой буквы, правда, очень своеобразному, чем к философу, тем более к богослову! Если я не ошибаюсь, он был еще и музыкантом. Таким образом, и к "философствованиям" ницшеанского Заратустры нужно относиться примерно так же, как к монологам Чацкого, Базарова, Рахметова, Раскольникова и других литературных героев.
Каждому интересно составить свое суждение от противопоставления.
Вот некоторые места из произведения Ф.Ницше: "Так говорил Заратустра".
Цитата:
? заговорил Заратустра так к народу: - Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено. Что вы сделали для того, чтобы победить его?
Цитата:
Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор! ? тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
Цитата:
Человек познания должен не только любить своих врагов, но быть в состоянии ненавидеть и своих друзей. Плохо воздаешь учителю, если всегда остаешься только учеником. Почему не хотите вы вырвать лавров из моего венка?
Цитата:
Мужество - это лучший убийца: мужество убивает и сострадание. Сострадание же есть глубочайшая пропасть: насколько глубоко человек заглядывает в жизнь, настолько же глубоко заглядывает он и в страдание.
(по книге Ф.Ницше "Так говорил Заратустра", М., 1990). Ну и так далее, в том же духе.
Теперь - пророк Заратустра.
Ясна 43,7-9: ... я распознал Тебя, Мудрый господь, когда Дух Святой посетил меня с Благим Помыслом и спросил меня: "Кто ты? Чей ты?..." ? я ответил ему: "Я Заратуштра. ? до тех пор, пока я буду в силах, я буду истинным врагом Лжецу, но сильной поддержкой Праведному Человеку"... На его вопрос: "Кому ты желаешь служить"? я ответствовал: "Твоему Огню. ? во время почтительных подношений я буду думать о Правде (Аша) столько, сколько смогу...
?ли вот еще:
Ясна 51,4-5: О Мазда, в чем полнота совершенства? В чем прощение? В чем должно быть достижение праведности? В чем святая божественная мудрость? В чем высший разум? ? в чем твоя Божественная Сила? Об этом всем я вопрошаю тебя, дабы знать, как поддерживать жизнь благодаря праведности, как праведный защитник в действии, обретая глубокую мудрость через смирение! Он, как проповедник истины мудрому, должен быть способен явить себя несущим благословение!
Добавлено: Ср Дек 24, 2003 8:06 am Заголовок сообщения:
B) Насколько мне сдается, "Так говорил Заратустра" имеет отношение не к аутентичной, а к масонской традиции. ?менно в масонском языке зороастризм обозначал метафорически всякое запретное знание, в том числе и самое масонство. См. хотя бы вставную новеллу о брате и сестре зороастрийцах в "Персидских письмах" Монтескье. Это связано еще и с тем, что зороастризм, как, скажем, и друидизм, - религии, мыслящие скорее архетипами, философско-поэтическими интуициями, нежели отвлеченными догматами, в противоречие исламу, католичеству и протестантизму. Вместе с тем, именно масонские ложи были, пожалуй, первыми, кто пробудил на Западе интерес к древнеиранской религии.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах