Одним из самых мистических и в то же время ключевых представлений индоевропейских народов является представление о Вселенском Законе. Несмотря на существенные различия в трактовке Закона у разных ветвей индоевропейской семьи, изначальные корневые RT-RD все же указывают на единый первоначальный реликт.
... все эти корни указывают на одно и то же явление или представление. Любопытно, что армянское ardar (с корневым ard) означает справедливый. Но учитывая, что тот же корень присутствует в названии судопроизводства (имеющего дело с законами), то опять же выходим на идею о Законе.
Это все на уровне наблюдений и языковых параллелей. А хотелось бы узнать побольше об авестийской Арте, в частности, именно об аспекте Закона.
Это интересно. Кстати, русское слово "правда" и новоперсидское слово "рад" (радмард - джентльмен) из той же серии.
?нтересно, есть ли в армянском суффикс "-ар"? А то такая мысль может возникать: "ардар" - это иранское заимствование в армянском, от среднеперсидского "арта" + средне/новоперсидский суффикс "-ар" - "обладатель истины/порядка", то есть справедливый. Сравни "Дадар" от "Дата", "давать" и суффикс "ар", то есть "дающий", "творец".
Персидский суффикс "-ар" идентичен своему германскому сородичу "-er".
Уважаемый Абдуссалам, cпасибо за ответ. Хороший вопрос.
В армянском есть "ар". Мало того, "ар" - образно говоря - самый армянский из всех корней. Но речь идет именно о корне, а не суффиксе. Этот корень присутствует в большом количестве важных слов как, например, АРев - солнце, АРу - самец, АРи - смелый, АРт - поле, АРмат - корень, АРа - имя Бога, именах АРмен, АРам, самом названии племени АРмен и т.п. Самое интересное: простонародное обращение мужчин друг к другу "ара" (ударение на первое "а") так произносится только в городе. Стоит вам побывать в ближайшем селе, и вы услышите то же слово, произносимое "арья". Является ли это отголоском чего-то очень древнего и очень знакомого? Я не знаю. Кстати, армянское "ар" приблизительно соответствует русскому "яр" (ср. АРев - ЯРило, вАР - ЯРкий, АРи - ЯРостный) - но это лишь предположение.
Теперь о заимствованиях. Это очень сложный вопрос. Помнится, однажды слушал лекцию одного армянского языковеда, который заявил, что довольно большая группа армянских слов являются заимствованиями из древнеперсидского. Среди таких, он назвал, например, "капуйт" - синий и "кармир" - красный. Хорошо, но если эти слова являются заимствованиями, то каковы соответствующие утерянные армянские слова? На этот вопрос он ответить не смог.
Насчет слов "ардар" (справедливый, праведный), "мард" (человек), "ашакерт" (ученик) и многих других у меня нет однозначного мнения. Ясно, что эти слова аналогичны иранским. Но означает ли это автоматически, что они заимствования, а не просто индоевропейские слова, сохранившиеся в самом армянском? ?наче, армянские слова lsel (слушать), her (волосы), armunk (рука), cow (корова), shun (собака), katu (кошка) и др. можно считать заимствованиями из соответствующих английских listen, hair, arm, cow, hound, cat... Но эти слова были в обращении задолго до формирования английского, и как же происходило заимствование? Думаю, речь идет об изначальных индоевропейских корнях.
Возвращаясь к вопросу о суффиксе. В армянском соответствием персидскому "ар" и немецкому "ер" будут "-ох" или "-ич": нкар (картина) - нкарич (художник), гир (письмо) - грох (писатель). Соответственно, в силе остаются оба предположения: либо ardar - это заимствование из иранского art + ar, либо ardar - это сам корень, как например order.
Действительно, в таких случаях трудно выяснить, это вторичное заимствование или первичная общность. В точно такой же ситуации находится отношение персидского языка и языка хинди. Персидский язык как гос. язык индийских государств позднего средневековья оставил очень сильный след в языке хинди и других индийских языках.
Относительно схожести с английским и русским языками, действительно, порой это очень занимательно. Ниже приведу тоже несколько примеров:
Аша- -- в ранней форме: ЭRЭТА-, с более долгой огласовкой -- ARЭТА-. В текстах употребляется слово в разных педежах: в именительном -- с окончанием -m среднего рода: Ашэм. Корень -- R-. Смысловое пространство этого корня -- развивающееся по разным контекстам, и очень большое. Один из смыслов -- 'движение'.
Сын Заратуштры имеет имя Астват-Эрэта- 'наделённый Воплощением Арты'.
Дорогие сёстры и братья, что вы считаете важным в Арте сейчас?
Я считаю, что сейчас нам важно интенсивно познавать Арту -- ?стину и проДвигаться в совершенствовании наших Мазда-Яснийских Амеша-Спентаических свойств.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах