Добавлено: Чт Янв 13, 2005 9:13 am Заголовок сообщения:
?з творений Ормазда в материальном мире первое - небо, второе - вода, третье - земля, четвертое - растения, пятое - скот, шестое - человек. (Бундахишн, 1).
Как видно, Огня в перечне материальных творений Ормазда нет. Это не случайно. Огонь как материальное творение занимает совершенно особое положение. Огонь в Авесте часто называется Атар, сын Ахура Мазды. Огонь - это непосредственное порождение Ахура Мазды. Это энергия, происходящая от Бесконечных Сияний Ахура Мазды, с помощью которой Творец творит все остальные создания. Огонь как энергия содержится во всех перечисленных выше творениях Бога, и земное пламя - это лишь одно из частных его проявлений. Огонь дает силу и подвижность, рост и развитие всего сущего, он пронизывает собой все сущее.
В 17-й главе Бундахишна описываются разные виды огня. ?х пять:
Безезасаванг - из авест. "Высокоблагостный", "Высокоспасительный" - "огонь, что возгорелся перед Господом Ормаздом", т.е. это первичный Огонь, исходная творческая энергия.
Вохуфриян - из авест. "Благодружественный" - "огонь, что в телах людей и животных". Это Огонь, служащий энергией жизненной силы в телах людей и животных, Огонь, который можно почувствовать в тепле тела. Корень vohu помимо значения "благой", еще служит в Авесте названием крови. Поэтому это Огонь, содержащийся в крови.
Урвазишт - из авест. "Радостнейший, Несущий наибольшую радость, Счастливейший, Дружественнейший" - "огонь, что в растениях". Это Огонь, дающий энергию роста растениям (urvara).
Вазишт - из авест. "Самый действенный, Самый эффективный, Полезнейший" - огонь, что в облаке и который в битве противостоит Аспенджаргаку". Аспенджаргак - атмосферный демон, а огонь Вазишт - это молния (электричество).
Спаништ - из авест. "Святейший" - "огонь, что используют на земле (т.е. обычное пламя), как и огонь Вахрам". Огонь Вахрам (из авест. "Победоносный") - священная разновидность огня Спаништ, горящая на алтарях в зороастрийских храмах.
Эти огни классифицируются по способности к поглощению:
?з этих пяти огней один поглощает и воду, и пищу, как тот, что в телах людей. Один поглощает воду и не поглощает пищу, как тот, что в растениях, которые живут и растут благодаря воде. Один поглощает пищу и не поглощает воду, как тот, что используют на земле, как и огонь Вахрам. Один не поглощает ни воду, ни пищу, как огонь Вазишт. Огонь Березасаванг - тот, что в земле, горах и других предметах. (Бундахишн 17).
Добавлено: Чт Янв 13, 2005 10:54 am Заголовок сообщения:
Вот это поведал нам Затспрам в своей работе. Я думаю, он свою классификацию разъяснил подробно.
2. ? "Милостивый огонь" происходит непосредственно на небесах (гарозман); его проявление находится в огне, который горит на земле, и все его виды благоприятны. 3. "Хорошо Распространенный" - тот, что находится в людях и животных, и обладает свойством усваивать продукты, он находится в теле и блеске глаз. 4. Аурвизишт - тот, который находится в растениях, в их семенах, и его свойство - проникать в грунт, нагревать воду и создавать прелесть и аромат растений, их цветы, и с его помощью созревают плоды. 5. ? Вазишт - тот, который движется в туче, и его свойство - это разрушение окружающего мрака и темноты и создание атмосферного покрова, способствующего рассеиванию града, умеренному нагреванию воды, которая хранится в тучах, и создание дождливой погоды. 6. "Наиполезнейший" представляет собой небесную славу, чьё жилище находится в огне Вархарана, и где он прибывает как хозяин дома в доме, чья мощь благоприятствует возрастанию яркости огня, пылающего в чистом месте, для прославления Бога (яздана), и заслуге добрых дел. 7. Его свойство - борьба с духовным фанатизмом, охрана от ведьм, которые колдовством приносят вред всем живущим, водам и растениям, прячут предметы, источающие зловоние, наносят ущерб местам, где возжигают огонь, совершают колдовские обряды, особенно ночью; он является помощником Сроша справедливого.
Садэ - праздник (джашн) Огня как земного творения, праздник, посвященный физическому проявлению Огня. Вспомни легенду о Хушанге, о том, как человечество научилось возжигать Огонь, и историю этого праздника:
В Садэ Огонь - "центральное действующее лицо" праздника. В Ноурузе же его присутствие более символично, и здесь он связан с Первотворением. Как Огонь есть Седьмое Творение, которое не выделяется отдельно, но присутствует во всех, и все они сотворены через него, так и здесь, в праздник Ноуруз Огонь не является "центральным действующим лицом", но символически присутствует в связи 6 Гаханбаров. Ноуруз - начало года, рождение года, символически - начало творения. Тут просто взаимосвязь с Огнем более абстрактна, неявна. Можешь еще рассмотреть покровительство Бессмертных Святых, Амеша Спента, Благим Творениям -> Гаханбарам, с ними связанным. Это покажет еще одну взаимосвязь (с каким праздником связан Аша Вахишта).
QUOTE(Iskandar @ 13.01.2005, 13:13)
Корень vohu помимо значения "благой", еще служит в Авесте названием крови.
Коль к слову пришлось, можно немного об этом более развернуто?
Что касается тех огней, которые упомянуты, то первый, который не потребляет ничего, расположен во всех творениях. Другой находится в телах людей и животных, и он потребляет все (еду). Третий находится в растительности, он потребляет только воду и не потребляет ничего другого. Четвертый - тот, который около нас, за исключением воды, он потребляет все. (То есть который мы используем в этом мире). Пятый огонь находится в молнии, шестой - огонь, который находится в камнях, и седьмой - огонь Нерйосанга, который находится в благородных людях.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах