Ну ты же знаешь, что культуры влияют друг на друга. Заимствования видны и у ессеев, и у манихеев. Конечно, у манихеев больше доминирует не иранский дуализм, а иудео-гностическая составляющая, но тем не менее, какие-то концепции, далее переосмысленные (читай: искаженные) были взяты из заратуштрийской религии. Об этом есть исследования - например, у Гео Виденгрена в его книге о Мани.
Вот на этом и надо акцентировать внимание! Что это не зороастризм корявый - ересь, а какие-то полоумные ребята недопонявшие понасочиняли всяких ерундовин.
Добавлено: Пт Фев 04, 2005 6:46 am Заголовок сообщения:
QUOTE(Jamshid @ 11.01.2003, 13:03)
Зурван - Время, один из параметров существования Дадара Ахура Мазды и созданного им мира. Вечное, бесконечное время Зурван Акарана - время существования Вселенной, время существования Создателя и духовного мира. Конечное время, созданное Ахура Маздой как ловушка для сил зла, время существования мира до его Обновления - Зурван Дарегохвадата.
Некоторые размышления:
Сегодня, по дороге на работу, размышлял о сущности этих двух типов времени. Ну если с Зурван Дарегохвадата все понятно - это просто наша текущая история, то вот с Зурван Акарана возник вопрос, можем ли мы хоть отдаленно представить себе что это может быть?
Поначалу никаких аналогий не находилось. Потом я представил себе, что было бы, если Зурван Дарегохвадата длилось бы вечно. Один мой знакомый называл это дурной бесконечностью. Ясно, что Зурван Акарана должен представлять собой нечто совершенно иное.
В современной физике ставить вопрос о том, что было до рождения Вселенной бесссмысленно, т.к. уравнения показывают, что наши привычные пространство и время (Зурван Дарегохвадата) появились вместе с Большим Взрывом.
? все же мне кажется, что аналогию я нашел. В редкие мгновения жизни мы испытываем огромный прилив внутренней радости. Мир словно озаряется светом, но длится все это недолго. Очень быстро все поглощается обыденностью, и мы снова погружаемся в "дурную бесконечность".
? тут я нашел подходящее словосочетание: вечное (или предвечное) мгновение. Мне показалось, что это словосочетание очень близко отражает суть Зурван Акарана, когда вечность не означает "дурную бесконечность" обыденности, а представляет собой вечный свет счастья и радости.
Зарегистрирован: 25.12.2002 Сообщения: 1448 Откуда: Минск, Беларусь
Добавлено: Пт Фев 04, 2005 11:17 am Заголовок сообщения:
Очень интересные мысли. Когда-то я разговаривал с одним просвещенным христианином, мы обсуждали вопрос времени. Он сказал: "Вы приписываете Богу свойство времени, а мы говорим, что Он - вне времени". По тщательном обсуждении оказалось, что их "Вне времени" и наше "В бесконечном времени" собственно, одно и то же. Вот так иногда из-за формулировок люди не понимают друг друга и начинают враждовать друг с другом...
Бесконечное время тем и отличается, что это не ужасно долго длящееся время линейное, в котором есть прошлое, настоящее и будущее, и в котором мы постоянно находимся в этом мире. От такого бесконечного времени веяло бы только безысходностью. Вот как в фильме "Горец", где главный герой безумно устал быть бессмертным... Зурван Акарана, Безграничное Время - Время, не втиснутое в линейность земного теперешнего бытия. Здесь нет понятия прошлого, будущего, вечности. Здесь существует то, что будет существовать вечно - добро, свет, истина. Представляя себе будущее воскрешение мира, избавление от зла, обретение "вечного света радости и счастья", мы чуть-чуть приоткрываем для себя понимание того, что это есть на самом деле, хотя полностью это пока недоступно нашим ощущениям и пониманию... Но это точно уж не "дурная бесконечность" .
Добавлено: Пт Фев 04, 2005 11:42 am Заголовок сообщения:
Если рассмотреть все религии мира, то становится видным, что все века люди в процессе религиозного действа стремились к достижению двух вещей:
- всепространственности, - вневременности.
В терминах Благой Веры - Хордад и Амордад (Целостность и Бессмертие).
К этому вопросу и относится замечание Джайна. Непонятно только, почему он, отвергающий ритуально-сверхрациональную часть веры и ратующий за тотальную рационализацию и секуляризацию, описывает это самое "восторженное состояние души".
О природе времени я тоже размышлял и думаю смогу ответить на вопрос Jain'a.
Зурван Акарана - это царство Духа, полностью актуализированное Бытие.
Зурван Дарегохвадата - материальное время жёскто детерминировано. Оно линейно и однонаправлено. Реальность в этом времени - лишь миг истинного бытия между бездной небытия прошлого и небытия будущего.
Так вот Зурван Акарана - будет мигом, ставшим вечностью, т.е. одновременно будет существовать и прошлое и будущее и настоящее. ?менно в этом смысл воскресения. Оживёт прошлое.
Если мирское время - это вектор, то время Божественное - это пространство, в котором можно свободно перемещаться.
Так вот Зурван Акарана - будет мигом, ставшим вечностью, т.е. "одновременно будет существовать и прошлое и будущее и настоящее. ?менно в этом смысл воскресения. Оживёт прошлое
Совершенно правильно.
А религиозное сознание ориентированно именно на воссоздание подобия этого Безграничного Времени, когда оживает архетипическое прошлое (в заратуштрийских терминах paouruya anghush - Первый Мир; а вовсе не на конкретные блага как таковые, как видится близорукой атеистичной тейлоровщине и фрезеровщине) в процессе обряда.
Для религиозного человека жизнь=сакральное, т.е. каждое дейстиве наделено священным смыслом, оно есть вечный ритуал, а профанное всячески избегается. Благодаря этому религиозный человек достигает и Хордад и Амордад, что секуляризованным "рационализаторам" недоступно.
"Рационализаторы" никогда не смогут почувствовать Зурван Акарана.
Добавлено: Сб Фев 05, 2005 6:31 am Заголовок сообщения:
В этом, кстати, и ошибка зурванизма. Зурван - это Дарегохвадата. А в рамках времени этого мира возможна только линейная парадигма - причина и следстве. В этом смысле они, конечно, были правы. Причину и следствие порождает Дарегохвадата.
Добавлено: Пн Фев 07, 2005 5:42 am Заголовок сообщения:
QUOTE(Iskandar @ 04.02.2005, 18:04)
А религиозное сознание ориентированно именно на воссоздание подобия этого Безграничного Времени, когда оживает архетипическое прошлое (в заратуштрийских терминах paouruya anghush - Первый Мир...
Отлично сказано и прекрасная тема! *) ?нтересно, что исходя из опыта многих практических школ, Первый Мир, то есть Бесконечный Свет, пронизывает собой все Творение и составляет его духовную "тонкую" основу.
Есть некоторые практические техники, которые позволяют, находясь в Творении, в моменте здесь и сейчас, привести себя в гармонию с Бесконечным Светом и полно ощутить его ').
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах