Разрешите задать еще один вопрос: в каноне Малой Авесты первым идет Символ Веры - Ashem:
Цитата:
Аша есть лучшее благо! Это есть счастье! Счастье [да будет] тому, чья Аша - [лишь] ради лучшей Аши!
Какова русская транскрипция Ashem, что означают слова Ashem и Аша?
Вопрос вызван тем, что в древнееврейском Ha-Shem (?мя) является замещающим обозначением тетраграмматона YHWH. Вот и интересует меня - только созвучно или еще и однозначно?
С еврейским Ha-Shem (?мя) - иранское Аша никак не связано. Возможно, только созвучно еврейское Ha-Shem (?мя) с индо-иранским Арта (Аша) - по ностратическим связям, т.к. многие языки: семитские, индоевропейские, урало-алтайские, дравидские, кавказские и т.д. - произошли согласно Ностратической гипотезе от одного (ностратического) языка.
Аша - одно из первичных проявлений Создателя Ахура Мазды, воплощение Его Небесного Закона - Вечного Закона Мироздания, согласно которому происходит все в мире. Это слово имеет очень много значений, что делает трудным его перевод на русский язык. Оно включает в себя такие понятия как Закон, ?стина, Праведность, Чистота, Должный Порядок Вещей. Аша Вахишта - Высшая Праведность - качество Ахура Мазды, т.н. Амеша Спента (один из 6), которые должен развить в себе и человек.
Относительно связи с Ha-Shem... Я не лингвист, но я бы не стал так резко отрицать эту связь, как это делает Урал. Во-первых, эти культуры достаточно сильно взаимосвязаны, хотя знак тождества ставить нельзя. Во-вторых, у евреев это имя Бога, у зороастрийцев - имя Амеша Спента, эманации Бога. Могу бы пролить свет на этот вопрос Рустам, но мне кажется, у него последнее время проблемы с доступом к интернету. Рустам, если ты здесь - прокомментируй, пожалуйста!
Относительно связи с Ha-Shem... Я не лингвист, но я бы не стал так резко отрицать эту связь, как это делает Урал. Во-первых, эти культуры достаточно сильно взаимосвязаны, хотя знак тождества ставить нельзя. Во-вторых, у евреев это имя Бога, у зороастрийцев - имя Амеша Спента, эманации Бога.
Видимо, связь присутствует. Дело в том, что так произносится не ?мя Бога, а замещение сокровенного ?мени, звучит (Х)АШем (Это (Одно Единственное) ?мя), имена Бога связаны с Его атрибутами, напр. Сафаоф (Цеваот) - Господь Воинств, Адонай - Господь (-ин), YHWH (Аз Есмь) - Сущий, Который Был, Есть и Грядет (т.е. Сущий по определению), это именно то ?мя, Которым назвал Себя ?исус, почему первосвященник и разорвал на себе одежды. Судя по тому, что вкладывается зороастрийцами в понятие Аша, можно предположить, что определения родственные. Можно понимать так: "Ясна 34.7: ...Никого иного, кроме Тебя, не признаю я, о мой Владыка! Потому желаю я, чтобы лишь Ты один был защитой моей и помощником через Ашу!", что это то Первичное Проявление, с которым в первую очередь сталкивается человек???
С еврейским Ha-Shem (?мя) - иранское Аша никак не связано. Возможно, только созвучно еврейское Ha-Shem (?мя) с индо-иранским Арта (Аша) - по ностратическим связям, т.к. многие языки: семитские, индоевропейские, урало-алтайские, дравидские, кавказские и т.д. - произошли согласно Ностратической гипотезе от одного (ностратического) языка.
Насчет полной нестыковки, Джамшид указал, что это, возможно, и не так, да и по смыслу непохоже. В принципе, все языки произошли от одного, см. Вавилонское столпотворение.
На Юж. Урале есть топоним, местность "Аша" - это родовая вотчина башкир из племени Аша (Ассы). Племена асов упоминаются на Юж. Урале уже с античных времен. "Аша" - на на иранских яз. "?стина". Сравните с германским "ist", русским "есть" (в значении - быть, существовать). ?стина - значит "То, что есть на самом деле". "?ш" на башкирском яз. "Добро в помощь". "Арта" (Рта) на индоиранских яз. также означает "Свет, ?стина". "?ртэ" на башкирском - "Рассвет, Утро". Возможно, семитское "Хашем" - поздний термин, произошедший от иранского "Аша". Не знаю, не лингвист.
Можно понимать так: "Ясна 34.7: ...Никого иного, кроме Тебя, не признаю я, о мой Владыка! Потому желаю я, чтобы лишь Ты один был защитой моей и помощником через Ашу!", что это то Первичное Проявление с которым в первую очередь сталкивается человек???
Первым назван Воху Мана - Благой Разум, Благая Мысль. Аша - второй Амеша Спента. То есть первична мысль, которая воплощается через закон и праведность. ? человек в своей жизни в любом действии сталкивается вначале с оценкой своим мозгом, сознательной или подсознательной оценкой. Вне этого у него нет критерия праведности и понятия Высшего Закона.
Понятие Амеша Спента очень многогранное. Это первичные качества, эманации Ахура Мазды. Это ступени творения. Это ступени эволюции человеческой души. Это хронология совершения действия. Это Архангелы как воплощение эманаций Ахура Мазды. Это Принципы Жизни...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах