А. А. Али-заде (Абдулла Али) Праздник Новруз и исламская доктрина
Рассматриваемые вопросы: 1. ?стория возникновения праздника Новруз. 2. Элементы анимизма и его политеистическая сущность. 3. Сохранение идей и древней обрядности этого праздника в традициях иранских и тюркских народов современности. 4. Праздники в исламских первоисточниках и работах мусульманских ученых. 5. Несовместимость идей и обрядности зороастрийских празднеств с принципами ?слама. 6. Всеобщность и глобальность ?слама.
Праздник Новруз связан с верованиями древних индо-ариев и праздновался в древнем ?ране. Его проведение приурочивали ко дню весеннего равноденствия. Этот праздник был натуралистическим, и символизировал преклонение человека перед силами природы.
?стория происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте (Ард-Яшт 17:42) [1, c. 370]. Более подробно она описана в "Шах-намэ" Фирдоуси. "?з дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван "Новруз" и ежегодно отмечается как праздничный..." [2, c. 3].
?звестно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Новруза древние индоарии поклонялись т.н. "фраваши" - духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией ?рана. Один из семи основных праздников зороастрийцев "совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия" [3, c. 69].
Британская ученая М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. "Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав, по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта ("Лучшей праведности") и огню. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета - и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина, несущего тепло и свет. После этого духу Рапитвина ежедневно поклоняются в отведенное ему полуденное время, которая сейчас называется "Рапитва" и призывают в молитвах Аша-Вахишта в течение всего лета" [4, с. 45].
Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Новруза еще с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. ?ранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [4, c. 71]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [3, c. 72]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана "на всех холмах разжигаются костры" [5, c. 106]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [5, c. 106, 115]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день "Новруза" и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника) [5, c. 115].
Аналогичные традиции сохранились в ?ране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Новруз) [9, c. 38]. После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведенные ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костер даже женщины с грудными детьми, надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.
Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место [3, c. 72]. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, ?ране и Средней Азии [5, c. 115]. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца - символ зарождения жизни и специфические сладости [3, c. 72]. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время [5, c. 115].
Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение, и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Несомненно, что помимо иранских национальных компонентов в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что в древнейшие времена тюрки (туранцы) и иранцы имели самые непосредственные культурные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. Сведения об этом содержатся и в Авесте (Ард-Яшт 17:3. Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с ?сламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.
Классическое исламское учение не имеет тенденций к компромиссам с языческим наследием прошлого. Причем эта бескомпромиссность проявляется как с языческими традициями самих арабов, так и в случае с неарабами. Таким образом, синкретизму в классическом ?сламском учении места нет. Это утверждение подкрепляется многочисленными примерами из исламских первоисточников и истории, в том числе и по данному вопросу о совместимости языческих праздников и обычаев с ?сламом. В самых авторитетных сборниках хадисов пророка Мухаммада недвусмысленно дается понять, что ?сламское мировоззрение не приемлет праздников доисламской эпохи. Наиболее характерен в этой связи следующий хадис:
Передано Анасом: "Когда Пророк приехал в Медину, там народ справлял 2 праздника. Эти дни были днями веселья и радости. Пророк спросил: "А что это за дни (в чем их сущность)?" Ему ответили: "Во времена джахилии (язычества) мы развлекались в эти дни". Пророк ответил: "Аллах вам заменил те два праздника на два более полезных праздника - это Курбан и Ураза". (Абу Дауд, Салят 245, (1134); Насаи, ?дайн 1, (3, 179) [6, c. 452].
Обращает на себя внимание тот факт, что пророк даже не попытался приспособить те два языческих праздника под обрядность новой религии, которую он проповедовал. Он сразу же отменил их и заявил, что взамен мединцы будут справлять совсем другие по сущности праздники, которые, по словам пророка, принесут им больше пользы.
Еще одним примером бескомпромиссной борьбы пророка с пережитками языческих традиций является следующий хадис:
Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: "Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане, и спросил об этом мнение пророка. Тот спросил: "Стоял ли на этом месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?" Ему ответили: "Нет". Пророк опять спросил: "А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников?" Люди ответили: "Нет, не проходили". Тогда Мухаммад сказал: "?сполняй свой обет, т.к. не следует исполнять обет, данный в неповиновении Аллаху, а также в том, чем не владеет сын Адама". (Абу Дауд, 13313).
Как следует из данного хадиса, пророк даже запрещал совершать исламские ритуалы и обряды жертвоприношения на местах аналогичных сборищ язычников прошлого, опасаясь того, что люди могут невольно вспомнить на этих местах о прошлых традициях и начать посвящать свои обряды лжебогам.
?з работ всех признанных ученых 4 ортодоксальных масхабов ?слама (Ханафи, Шафии, Малики, Ханбали) можно заключить, что ?сламское мировоззрение вообще не признает никаких праздников помимо ?дайна (2 праздника - Поста и Жертвоприношения) и не допускает проведения каких-либо альтернативных празднеств в религии помимо указанных 2-х. В книгах по фикху все шариатские правила и законоположения приводятся только в пределах ?дайна [6, c. 452-479]. В Коране же, согласно авторитетным мусульманским толкователям, в суре 22, аятах 28 и 29 упоминаются обряды праздника жертвоприношения [8, c. 5445].
Судя по следующему изречению пророка Мухаммада - "Аллах проклянет всякого, кто поддерживает тех, кто вводит в религию нововведение" (Муслим, Адахи 43, (1978), Насаи, Дахая 34, (7, 232) [7, c. 159], - можно заключить, что с точки зрения исламского вероучения введение ритуалов и праздников неисламского происхождения в религию не допускаются, хотя такие попытки, на примере Новруза, в истории отмечались и отмечаются. Это явление имеет место в связи с тем, что некоторые люди пытаются приспособить привычные им национальные традиции своих народов под исламское вероучение, которое по своей сути наднациональное. Например, это отмечается в сборнике "Мусульманские праздники": "Персо-язычные народы отмечали Новруз с особой торжественностью, а затем этому празднику придали исламскую окраску" [9, c. 36].
В заключении необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Новруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям ?сламского вероучения, приведенные в данной статье, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ?сламской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют собой попытки представления этой мировой религии в узких рамках своих национальных и племенных воззрений.
Ссылки на литературу:
1. "Авеста" в русских переводах (1861-1996). СПб., "Летний сад", 1998. 2. Nebiyev A. "Novruz bayrami". Baki, "Yazici", 1990. 3. Дорошенко Е. А. Зороастрийцы в ?ране. М., "Наука", 1982. 4. Бойс М. "Зороастрийцы. Верования и обычаи". М., "Наука", 1987. 5. "Novruz Seyrler. Xalg oyun ve tamasalari". Baki, "Yazici", 1989. 6. Zuhayli V. "Islam fikhi ansiklopedisi", c. 2. Istanbul, "Feza yayincilik", 1994. 7. Canan I. "Kutub-i Sitte muhtasari (tercume ve serhi)", c. 15. Ankara, "Akcag yayinlari", 1995. 8. Ibn Kesir. "Hadislerle Kur'ani-Kerim tefsiri", c. 10. Istanbul, "Сagri yayinleri", 1990.
Доброго дня, уважаемые участники Форума! Хотелось бы сказать пару слов по поводу вышеприведенной статьи.
Цитата:
Этот праздник был натуралистическим, и символизировал преклонение человека перед силами природы.
Этот праздник символизировал и символизирует по сей день преклонение человека перед величием Создателя, создавшего все сущее, и символизирует также то, что как зима сменяется весной, так же и зло в конце концов будет побеждено и мир вернется к благому существованию вне всякого зла. О главных праздниках в году - равноденствиях и солнцестояниях - и о их символике я писал в Форуме ранее, это есть в архиве.
Цитата:
?стория происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте (Ард-Яшт 17:42). Более подробно она описана в "Шах-намэ" Фирдоуси. "?з дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван "Новруз" и ежегодно отмечается как праздничный..."
Ежели уважаемый автор статьи потрудится не только сделать компиляцию на основе других источников, но и почитать сами произведения, на которые ссылается, он без труда разберется в истории. В I томе Шахнамэ, главе "Джемшид", строфе 910 всякий может прочесть:
Цитата:
? там, словно солнце небесных высот, Сиял повелитель прославленный тот. Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Джемшида осыпав алмазным дождем, Назвали тот радостный день Новым днем. то день был Хормоз, месяц был - Фервердин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. ? люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли.
"Новый день" по-персидски - "Ноуруз" ("ноу" - новый, "руз" - день). Месяц Фарвардин ("Фервердин") начинается 21 марта, Хормоз (Хормазд, Ормазд) - первый его день, собствено 21 марта. Праздник Ноуруза берет свое начало от коронации царя Джамшида, правившего 700 лет, во времена которого не было ни старости, ни болезней, ни бед, ни печали. По сей день Ноуруз называют также Джамшеди Ноуруз - Ноуруз Джамшида.
Я понимаю, конечно, почему об этом "немодно" писать. Джамшид был легендарным Шахом Маздаясны, одним из Саошьянтов... Но традиция пережила всю политику, и Ноуруз празднуется и по сей день, на протяжении уже многих тысяч лет.
Цитата:
В день Новруза древние индоарии поклонялись т.н. "фраваши" - духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией ?рана. Один из семи основных праздников зороастрийцев "совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Новруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия.
. Право . Праздник поминовения предков - последние пять дней года. Перед Ноурузом! Ноуруз - это уже другой праздник совсем !
Цитата:
Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Новруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения.
Первая верная фраза . Действительно, никакого. Остается загадкой, почему же мусульмане его празднуют наравне с Зартошти? . Потому что сложившиеся за тысячелетия благие традиции не разрушит никакой фанатик, даже самый яростный. Можно, конечно, взять и пример талибов, которые за празднование Ноуруза применяют смертную казнь, но... сами понимаете.
Спорить с автором не буду. Я его мнения не изменю, да и материалом он не владеет, хотя все лежит на поверхности. Свое мнение я высказал, разумный да разберется сам благодаря своему Воху Мана.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах