Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3763 Заратуштрийской Эры,
месяц Тир, день Соруш.

17.04.3763 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - О зурванизме spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

О зурванизме
На страницу 1, 2  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Lev Vasilyevich



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Джамшид!

?з материалов Форума я узнал о существовании зурванизма. В связи с этим у меня есть три коротких вопроса:

1. Когда возник зурванизм и в чем его эзотеричность?
2. Отвергают ли последователи зурванизма какие-нибудь тексты, признаваемые зороастрийцами? ? наоборот, признают ли они какие-нибудь тексты, отвергаемые зороастрийцами?
3. В чем главное принципиальное отличие зурванизма от зороастризма?

Надеюсь на лаконичные и простые ответы, если, конечно, это возможно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый день, Лев Васильевич!

А почему только ко мне вопрос Smile? Насчет лаконичности - постараюсь, насчет простоты - не обещаю Smile.

Цитата:
1. Когда возник зурванизм и в чем его эзотеричность?
...
3. В чем главное принципиальное отличие зурванизма от зороастризма?

Зарождение зурванизма относится, вероятнее всего, ко времени конца эпохи Ахеменидов, примерно к 4 веку до н.э. Хотя в полной мере проявился при другой династии - Сасанидов, с 4 по 7 века н.э.

Зурваниты считали Время - один из параметров существования Вселенной - мыслящим существом, Богом, породившим две первопричины - Добро и зло. Они персонифицировали его и породили множество философски построений, основанных на власти времени, неизбежности судьбы, фатальности. Зартошти считают время не более чем временем, параметром существования Бога, а не Богом.

Ормазда и ахримана, Создателя и разрушителя, зурваниты стали считать братьями, которые были порождены одной мыслящей движущей силой, что противоречит Гатам Заратуштры, где он ясно говорит о полном их различии по своей природе. Это и является основным расхождением воззрений Зартошти и зурванитов. Зартошти считают, что эти силы не могут происходить от одного источника, и являются не братьями, а полностью несравнимыми друг с другом. Кроме того, пытаясь свести дуализм к монизму, зурваниты принизили роль Создателя, отвергая Его как Единого Несотворенного Бога, существующего вечно.

Вместо практичной, логичной, земной и понятной религии зурванизм предложил сложные философские концепции, отодвинув на второй план идею свободного выбора, свободы воли. Склонность к метафизике в особенности отличала Сасанидский зурванизм. Что касается эзотеричности - зурванизм пытался предстать как сокрытая суть зороастризма, объясняющая происхождение Бога и злого духа, но являясь, по сути, просто зороастрийской ересью, философским построением, не особо нужным обществу (и по большому счету, ничего не объясняющим). ?стория и подтвердила, что лишь отдельные правители и священнослужители поддерживали идею зурванизма, не существует никаких свидетельств о распространении этого учения среди бехдин (верующих).

Цитата:
2. Отвергают ли последователи зурванизма какие-нибудь тексты, признаваемые зороастрийцами? ? наоборот, признают ли они какие-нибудь тексты, отвергаемые зороастрийцами?

Если серьезно говорить о зурванизме, то о нем нужно говорить в прошедшем времени, поскольку зурванизм после 7-9 века н.э. встречался лишь местами, а после 15-16 века вроде как и полностью исчез.

Тем не менее, существуют т.н. нео-зурваниты - последователи астролога Павла Глобы. 100% их являются астрологами, но имеют мало отношения как к Зартошти Дин, так и собственно к зурванизму. На мой взгляд, это астрология в сочетании с неким идеализированным и романтизированным мифическим обликом зурванизма в сочетании с теософией и элементами некоторых других учений.

Ни зурваниты, ни нео-зурваниты зороастрийские тексты не отвергают, но добавляли и добавляют много своего, что делает религию практически неузнаваемой. Сама суть Зартошти Дин уходит на далекий-далекий план. Что касается своих текстов - их было достаточно много написно в Сасанидский период (см., к примеру, "Улама-и ?слам"). Что касается неизвестных мне текстов - по словам Павла Глобы и его учеников, существует т.н. "Зурван намак" (книга Зурвана), который излагает отдельные зурванитские концепции. Тем не менее (знаю, что опять буду виноват у зурванитов во всем на свете, но вопрос был задан) ни одна живая душа, включая 100% нео-зурванитов, его не видела, и в данном случае можно основываться лишь на нескольких фразах в устном пересказе Павла Глобы. Если этот текст действительно существует.

Не знаю, насколько понятно изъяснился Smile. Если непонятно - уточняйте, постараюсь исправиться Smile.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mamay



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 818

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Лев Васильевич!

Вы познакомились с мнением доктора Джамшида о проблеме зерванизма, познакомьтесь и с моей позицией.

Представление о т.н. зерванизме возникло не из источников зороастрийских, а из источников ученых-европейцев, коим все нужно обозвать каким-нибудь знакомым им словом, и процесс понимания или осознания завершается для таких ученых тогда, когда этому дали какое-нибудь, может, неподходящее или несоответствующее имя.

Я уже много миллионов раз указывал на невозможность рассматривать Зерван как субстанцию мыслящую, но доктор Джамшид упорно игнорирует мои слова и придерживается позиции, что зерваниты считают Ормазда и ахримана братьями, что Зерван их папа, ну и всяко тако.

Науке не известно каких-либо текстов, написанных зерванитами, то есть мы вправе считать зерванизм течением в зороастрийском богословии, сохранившемся и у поздних авторов, таких как Задспрам и Марданфаррух Ормазддад.

Поэтому вопрос о Зерване - это вопрос о начале, о происхождении, о причинности. Но ответ на него требует терпения, времени и непредвзятости, которая все еще сохраняется в отношении того, что Зерван придумал Глоба в девятнадцатом году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лев Васильевич, вот и зурваниты вам - пожалуйста Smile.

Павел, продолжим обсуждение, коль скоро "степь не спит" (кстати, примета: хочешь разбудить степь - поговори о зурванизме Smile. А что по другим вопросам?..)

Цитата:
Представление о т.н. зерванизме возникло не из источников зороастрийских, а из источников ученых-европейцев, коим все нужно обозвать каким-нибудь знакомым им словом, и процесс понимания или осознания завершается для таких ученых тогда, когда этому дали какое-нибудь, может, неподходящее или несоответствующее имя.

?нтересная точка зрения. ? была бы достаточно хороша (ибо, действительно, не всегда ученые достаточно разбираются в предмете своих исследований), если бы не одно но: она абсолютно не соответствует действительности Smile. Поскольку зурванизм был в конце концов признан ересью самими Зартошти. ? было это отнюдь не в 18 веке после Анкетиля, открывшего Авесту Европе (а до 18 века они о зороастризме вообще не знали ничего), а еще до воцарения ислама в ?ране. "?збиение магов" так называемое помните?..

Спросите любого Зартошти, что они думают о зурванизме. ? услышите то же, что сказал я - что это испорченная версия нашей религии, и по сути, совершенно другое, несовместное течение.

Цитата:
Я уже много миллионов раз указывал на невозможность рассматривать Зерван как субстанцию мыслящую, но доктор Джамшид упорно игнорирует мои слова и придерживается позиции, что зерваниты считают Ормазда и ахримана братьями, что Зерван их папа, ну и всяко тако.

В отличие от вас, я опираюсь на известные мне тексты и работы исследователей. На тексты Михр-Нарсе, на работы Ричарда Ценера и Мэри Бойс, на пехлевийские зурванитские тексты. На что опираетесь вы в суждении о зурванизме, кроме вашего личного представления и понимания - я так и не понял. Конечно, личное представление и понимание допустимо и важно, но это не свидетельство в пользу историчной верности данных воззрений в бытность существования зурванизма.

Нео-зурваниты говорят о том, что миры рождаются мыслью Зурвана. Тексты говорят о том, что он решил породить сына, но стал сомневаться в своих силах, и от этого сомнения у него был зачат ахриман. Почитайте хотя бы обращение Михр-Нарсе к армянам, чтобы достоверно судить о бытовавших воззрениях зурванизма. А также много раз упомянутых мною Бойс и Ценера. А вы говорите о том, что Зурван не является мыслящим существом. Тогда это не зурванизм. Само понятие Зурвана Зартошти не отвергают, но есть зурванизм, а есть не-зурванизм. Тоже миллион раз говорил об этом.

Зурваниты считают действительно Ахура Мазду и ахримана братьями. Это основа всего зурванизма, простите! Если вы это разделяете - вы не Зартошти. Если не разделяете - вы не зурванит. Конечно, можно сказать, что в истинной математике дважды два - это пять, а то, что это четыре - это все придумки и искажения. Но математика все равно останется математикой со своей итоговой четверкой.

Цитата:
Поэтому вопрос о Зерване - это вопрос о начале, о происхождении, о причинности. Но ответ на него требует терпения, времени и непредвзятости, которая все еще сохраняется в отношении того, что Зерван придумал Глоба в девятнадцатом году.

Так вот, Павел, чтобы быть непредвзятыми, давайте рассуждать и обсуждать вопрос не с позиций придумок Глобы в девятнадцатом году (кстати, в песне в восемнадцатом Smile ), а с позиции фактов, текстов, исследований, доказательств, логики, разума. А от беспредметной дискуссии о зурванизме, основанной на том, что "мне так сказали" - извините, но я уже устал, и не считаю ее сколь-нибудь полезной и продуктивной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Mamay



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 818

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это какое-то стихийное бедствие, от которого страдает весь Форум. Скоро и меня, и доктора Джамшида поймают по проводам и отправят к Зервану. Было бы полезнее и легче, если бы вопрос о Зерване поднимался в более спокойной обстановке, тогда бы люди, незнакомые с доктринами зороастризма, не ввергались бы в такое смутное состояние, которое и благодаря мне на них находит.

Я уже как бы откочевал в степь, и даже когда ругают дядю Глобу, пропускаю.

Цитата:
Кстати, в песне в восемнадцатом Smile.

В песне это Черчиль придумал, а от него уже, наверное, подхватил Глоба, а от того - Бин Ладен...

К сожалению, вот это самое мерзкое предприятие, под названием зерванизма, когда один папа (ну и известно, что дальше), очень сильно нас отбрасывает от понимания основ.

Доктор Джамшид знает, что я не только не разделяю этой теории, а наоборот, опровергаю ее, как наиглупейшую и наивреднейшую, опираясь на упомянутых в предыдущем сообщении авторов и разъясняя таким образом, чем Зерван действительно является, и что он не родитель Бога и черта.

Давайте введем мораторий на слово Зерван и будем обсуждать то, что за добрые дела - заслуга, за злые - наказание, что душа несет личную ответственность, и в конце всегда будет полдень.

P.S. А в степи Глобы нет, тут только Мамай. Но ругание Зервана меня задевает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд, Павел!

Цитата:
Но ругание Зервана меня задевает.

Я не ругаю Зурвана. Это глупо, по меньшей мере. Я просто не приемлю зурванизм, поскольку он мало имеет отношения к Зартошти Дин и противоречат основным положениям религии, а понятие непосредственно Зурвана (как времени в двух ипостасях) существует и у Зартошти. ОК? Но не всех устраивает то понятие Зурвана, о котором говорю я и о котором пишете вы. Нужен именно зурванизм, а этого я не приемлю.

Цитата:
Было бы полезнее и легче, если бы вопрос о Зерване поднимался в более спокойной обстановке, тогда бы люди, незнакомые с доктринами зороастризма, не ввергались бы в такое смутное состояние, которое и благодаря мне на них находит.

Мы не поднимали вопрос о Зурване. Вопрос был о зурванизме как о течении. А зурванизм - он какой был, такой и был, от этого никуда не денешься. Безотносительно того, что понятие Зурвана признают все Зартошти. Уж поверьте, когда я читаю Ньяишн, я упоминание Зурвана не пропускаю Smile.

Цитата:
К сожалению, вот это самое мерзкое предприятие, под названием зерванизма, когда один папа (ну и известно, что дальше), очень сильно нас отбрасывает от понимания основ.

?менно так! ?менно об этом я и написал!

Цитата:
Доктор Джамшид знает, что я не только не разделяю этой теории, а наоборот, опровергаю ее, как наиглупейшую и наивреднейшую, опираясь на упомянутых в предыдущем сообщении авторов и разъясняя таким образом, чем Зерван действительно является и что он не родитель Бога и черта.

Знаю. ? ценю. Но сотый раз призываю отделить понятие "понимания Зурвана" от понятия "зурванизм".

Цитата:
Давайте введем мораторий на слово Зерван и будем обсуждать то, что за добрые дела - заслуга, за злые - наказание, что душа несет личную ответственность, и в конце всегда будет полдень.

Я думаю, что обсуждать можно любые понятия. ? то, что вы написали, разумеется, неизмеримо важнее. Но и заблуждения зурванитов относительно природы добра и зла оставлять в стороне не подобает. По моему скромному мнению. Не будет вопроса - не будет обсуждения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nikita



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 8

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему некоторые участники Форума пишут "Зерван", а другие - "Зурван"? Еще встречается написание "Зрван". Как правильно?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Добрый день, Никита!

Цитата:
Почему некоторые участники Форума пишут "Зерван", а другие - "Зурван"? Еще встречается написание "Зрван". Как правильно?

В Авесте, на авестийском языке пишется Зрван, без гласной. Что касается написания с гласной - более традиционным считается Зурван, однако и в ином написании ошибки нет. Все слова в персидском имеют очень древнее происхождение и существует множество вариантов написания одного и того же понятия. Ахура Мазда = Ахурамазда = Ормазд = Хормазд = Хормузд = Ормуст = Ормузд = Хурмест = Хормезд = ... Так что не пугайтесь Smile - стандарт (пока?) не принят Smile.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Alexey Maksimenko



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приветствую участников Форума!

Цитата:
1. Когда возник зурванизм и в чем его эзотеричность?

О Зурване учил пророк Заратуштра. Зурван - это Абсолют, начало начал. Зурван - это все то высшее, тот предел, что человек понять пока не может, а если поймет, то станет не человеком, а небожителем. Время - это проявление Зурвана в нашей Вселенной.

?значально Зурван породил двух близнецов. Один из них выбрал путь следования законам Зурвана - путь творчества и стал Ахура Маздой - Господом Мудростью или Спента Маинью - Святым Духом. Другой не захотел творить, не захотел ничего делать, но захотел получить на халяву все, что сотворит его брат. Этим он нарушил законы Зурвана и стал ангра маинью - нечестивым духом.

Чтобы победить ангра маинью, Ахура Мазда создал воплощенный мир (наш мир), как ловушку. Для сражения с ангра маинью в воплощенный мир по своему свободному выбору пришли люди. Чтобы ангра маинью не убежал, в этом мире существует линейное замкнутое время - Зурван Дарего-Хвадата - Время долго-самовластное. Ахура Мазда находится в непроявленном мире, в Безграничном Свете, где существует Зурван Акарана - Время безграничное, Вечность.

Все, что есть в мире, создал Ахура Мазда. Ну а ангара маинью творить не способен, он может только портить, и ему в этом мире ничего (кроме грехов, пороков, болезней и несчастий) не принадлежит. Ахура Мазда был, есть, и будет, а ангра маинью был, есть, но его не будет.

Цитата:
2. Отвергают ли последователи зурванизма какие-нибудь тексты, признаваемые зороастрийцами? ? наоборот, признают ли они какие-нибудь тексты, отвергаемые зороастрийцами?

Зурваниты признают все то, чему учил пророк Заратуштра, ибо он их учитель. Отделять Зурванизм от ортодоксальной Даэна Маздаясны - Веры почитающих Мазду (зороастризма) - то же, что у человека отделить мозг от языка.

Так как Зурван - это предел понимания, мифы о нем трудно осмыслить неподготовленному человеку, а миф о близнецах было запрещено толковать, чтобы не впасть в ересь. Поэтому Зурваном "занимались" только немногие эзотерики. Знание о Зурване передавалось (и передается доныне) изустно от учителя к ученику, ибо только в этом случае учитель может знать, что ученик понял все правильно и не впал в ересь.

Например, зурванитом был первосвященник, победивший манихейскую ересь Кирдер, цари Шапур I, Хосров Ануширван, Вахрам Гур и многие другие уважаемые Маздаяснийцы (почитающие Мазду).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Georgiy



Зарегистрирован: 07.01.2003
Сообщения: 16

СообщениеДобавлено: Сб Янв 11, 2003 6:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я позволю себе высказать свое собственное понимание учения зерванизма.

Зерваниты утверждают, что Зерван абсолютно непознаваем, что можно говорить только о некоторых его проявлениях, о результатах его действий. Познать, да и то не до конца, можно только Творца нашего мира Ахура-Мазду. Тем не менее, кое-что о Зерване сказать можно.

Зерван породил Ахура-Мазду в качестве Творца мира, то есть дал возможность Ахура-Мазде создать свой мир, установить в нем свои законы, определить путь его развития. А в основу мира Ахура-Мазда еще до начала Творения пожелал положить принцип полной свободы своих творений. Цель такой свободы выбора состоит в том, чтобы каждое из творений имело возможность свободно развиваться вплоть до уровня самого Творца, чтобы оно могло стать совершенным "как Отец наш Небесный". Но любая свобода обязательно несет в себе опасность разрушения, полная же свобода предполагает максимальную опасность. В случае абсолютно неправильного выбора всех творений может возникнуть угроза самому существованию мира. ?менно поэтому в мифах говорится о "сомнении" Зервана.

Но разрешение на начало Творения нашего мира все же было дано Зерваном Ахура-Мазде. Это привело к тому, что потенциальное, непроявленное зло в виде духа разрушения мира Ангра-Майнью образовалось одновременно с началом Творения. Можно, конечно, сказать, что его так же, как и Творца, породил Зерван, но говорить о равенстве зла с Творцом Ахура-Маздой никак нельзя. Это все равно что приравнивать человека к болезни, таящейся в этом человеке до поры до времени. Болезнь эта при слаженной работе всех органов и систем организма может не проявиться, но при разнобое в их работе, при конфликтах между ними она может проявиться и привести к смерти человека.

Зло смогло проявиться в мире и активно начать разрушать Творение только тогда, когда по воле Ахура-Мазды начался переход из невоплощенной, идеальной формы мира Меног в воплощенную форму Гетиг, когда все творения получили реальную возможность выбора и сделали ошибку в этом выборе. ?менно поэтому говорится о вторжении зла в наш мир. С этого момента все мы стали активными участниками битвы добра и зла. От нас в значительной степени зависит ее исход. Хотя вследствие несовершенства Ангра-Майнью он все равно обречен и неминуемо погибнет. Для нас же самое важное - наше поведение в этой космической битве.

Теперь о "близнецах". Близнецами следует считать не Творца и Разрушителя, а творческое проявление Творца, порождение Творца Спента-Майнью и разрушительное начало Ангра-Майнью. Спента-Майнью олицетворяет собой выбор в сторону укрепления и восстановления гармонии мира, истинного идеального миропорядка Аша, а Ангра-Майнью олицетворяет собой разрушение гармонии мира, отход от миропорядка, установленного Творцом. ?менно поэтому оба они называются Майнью - "дух", а Ахура-Мазда все-таки не является "духом", он выше и совершеннее, чем "дух".

Вот такое у меня понимание зерванизма, основанное на материалах лекций по космогенезису зерванита Павла Глобы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта