Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Беларусь Версия для печати

Откуда дивы берутся?

Див – демонический персонаж в славянской мифологии. Упомянут в средневековых «Словах…» (поучениях против язычества) и в «Слове о полку Игореве» в форме «дивъ» и «дивь»: «...свистъ зверинъ въ стазби; дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаеме, Влъзе, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тьмутораканьскый блъванъ»; «Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю». Див, сидящий на дереве, своим свистом предвещает неудачу похода князя Игоря на половцев, причём его свист разносился от Волги до Крыма, от заволжских лесов и степей до Тмутаракани.

 

Див, сидящий на дереве

 

Кто же такой этот див? Первоначально слово «див» имело значение «чудо». Развитие отрицательных значений этого понятия связывают с дэвами – служителями Аримана из заратуштрийской мифологии.

 

Тахмурасп, побеждающий дэвов

 

То, что див соединяет в себе представления о тёмном, смертоносном божестве Чернобоге можно судить на основании малороссийских пословиц: «Щоб тебе чёрный бог убив», «щоб на тебе див пришов». Ф. И. Буслаев в «Исторических очерках...» указывает на польское поверье, будто «дьявол, превратившись в сову, обыкновенно сидит на старой дуплистой вербе и оттуда вещует, кому умереть».

 

В «Толковом словаре…» В. И. Даля как одно из значений слова «див» наряду со значением «чудо, диво» указано: «зловещая птица, вероятно, пугач, филин». Из этого можно заключить, что прототипом образа дива являются сова или филин, имеющие в народе репутацию зловещих предвестников беды.

 

Филин

 

Но есть и другая, более оригинальная версия о возникновении образа дива. Ф. И. Буслаев в своей работе «Русский богатырский эпос» сопоставил дива, сидящего на дереве и свистом нагоняющего беду, с образом Соловья-разбойника, от свиста которого пригибались деревья, а люди падали замертво. Внешне див – Соловей-разбойник имеет скорее человекоподобное обличие, нежели птичье.

 

Соловей-разбойник

 

Говоря о человекоподобном облике дива славянской мифологии следует обратить внимание на персонажа поэмы «Искандер-наме» азербайджанского поэта и мыслителя XII в. Низами Гянджеви. Описывая битву румов (т. е. греков) с русами (т. е. славян или варягов) в районе Кавказа, он упоминает, что русы использовали в бою дива, привязанного за ногу цепью. Из поэмы следует, что эти дивы предпочитают спать на деревьях – налицо очевидная параллель со «Словом…». Див «так был груб и крепок, что стала похожей на деревьев кору его жесткая кожа» и покрыт косматой шерстью:

 

«Мудрецы удивлялись: не зверь он... а кто же?

С человеком обычным не схож он ведь тоже…»

«Это дикий из мест, чья безвестна природа…

не людского он рода».

 

Профессор Б. Поршнев предположил, что див, описанный Низами, представляет собой реликтового гоминида, более известного под названием «снежный человек» и т. п.

 

Одно из предполагаемых изображений «снежного человека»

 

Он пишет, что «среди многих разных звуков, которые, судя по описаниям, может издавать реликтовый гоминид, многочисленные свидетели выделяют один, слышный в горах на огромные расстояния, приурочиваемый, как правило, к вечернему времени... Это звучный, пронзительный, обычно протяжный, иногда отрывистый звук, который характеризуется не как крик, а как свист, напоминающий человеческий, только более сильный».

 

Следует отметить, что кроме дива и Соловья-разбойника в славянской мифологии присутствует ещё одно чудовище, убивающее людей свистом (и шире – ветром). Это Вий, мифологически связанный с авестийским персонажем ветра и смерти – Вайу.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 06.01.09
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта